Предположения о причинах роста до определенного размера и старения растений и живых организмов
Обратим сначала внимание на особенности роста деревьев и увеличения толщины их ствола. Известно, что древесина на стволе нарастает утолщенными слоями в местах напряжений (Наука и жизнь. - 1988. - № 12). При постоянно дующих ветрах дерево может наклоняться, в результате чего центр его тяжести смещается. И тогда у основания дерева в зоне его так называемой корневой лапы в местах напряжений Начинается интенсивное нарастание биомассы древесины. Это усиливает прочность дерева в положении крена. Дерево, растущее на свободном пространстве, меньше по высоте его однолетки в лесу. Ствол в сечении имеет здесь овальную форму и переходит в мощные поверхностные корни. По величине этих овалов можно безошибочно определить, с какой стороны дует преобладающий ветер.
Известно также, что в нижней части ветвей любого дерева, где находится зона его сжатия, древесина нарастает заметно быстрее, чем в верхней части, что выражается в большем утолщении годовых колец.
Интересна способность дерева (и вообще любого растения) "чувствовать" центр тяжести нашей планеты. На любой наклонной поверхности дерево, особенно хвойное, всегда занимает строго вертикальное положение. Причем отклонение от него обычно не превышает нескольких угловых минут. Если дерево по каким-либо причинам, например, из-за оползня, наклонено, то его верхушка все равно стремится расти вертикально вверх. При этом и корневая система укрепляется таким образом, чтобы противостоять наклону дерева.
Биологи признают, что причина того, как дерево определяет величину напряжений и их места и соответствующим образом реагирует на это своим ростом, не выяснена. Предполагается, что сигнализатором в таких случаях служит изменение биоэлектрического потенциала клеток в местах напряжений, что способствует их разрастанию.
Я предлагаю иное объяснение этой причины, основываясь на закономерностях изменения горных пород в земной коре. Как показано выше, инициатором, по существу, всех преобразований горных пород (метасоматоза, рудо - и магмообразования, пластических деформаций, а также в определенной степени регионального и контактового метаморфизма) являются тектонические движения в земной коре. Они создают различие в величине пористости и проницаемости горных пород, что активизирует деятельность МДК-эффекта и механизма диффузионного флюидозамещения, под влиянием которых осуществляются метасоматоз, перекристаллизация и пластические деформации пород.
По сути, подобное, но в несколько иной форме, наблюдается в процессе роста деревьев. Участки наиболее существенных напряжений в виде сжатия ствола вдоль волокон испытывают интенсивный рост и утолщение. Следует обратить внимание на то, что при сжатии происходит некоторое разуплотнение древесины, как бы расщепление ее волокон, поэтому между волокнами появляется дополнительная пористость, которая, наиболее вероятно, и способствует большему нарастанию биомассы. В участках, где осуществляется растяжение древесины, такой пористости не возникает, поэтому здесь утолщения ствола не происходит. Опытным путем установлено, что древесина обладает гораздо меньшей прочностью на сжатие, чем на растяжение, поэтому при перегибе ствола под действием ветра участки его сжатия с подветренной стороны могут подвергаться микросмещениям и микроразрывам, которые дополнительно увеличивают микропористость, способствуя усиленному росту биомассы дерева. Если эти участки будут постоянно подвергаться таким деформациям под влиянием или наклона дерева, или постоянно дующих ветров, то утолщение укрепит их, и тогда верхушка дерева будет расти с отклонением в противоположную сторону, стремясь приблизить центр его тяжести к вертикали. Таким образом, дерево стремится приобрести строго вертикальное положение.
Ускорение роста древесины в местах сжатия обусловлено улучшением питания клеток вследствие повышения пористости и ускорения благодаря этому циркуляции здесь питательных растворов. Клетки получают более комфортные условия для роста и размножения.
Однако дерево растет, с каждым годом становится выше и, соответственно, нагрузка его веса на ствол становится все больше и больше, особенно в участках сжатия. Поэтому комфортные условия для роста клеток в нем могут длиться бесконечно. В конце концов, механические нагрузки на древесину будут настолько большими из-за большой величины ствола и большого веса биомассы ветвей, что деформации будут все чаще сопровождаться микроразрывами волокон древесины; количество их будет настолько велико, что дерево уже неспособно будет их залечить путем роста новых клеток. Когда дерево было молодое и небольшой высоты, эти микроразрывы не мешали его росту и, возможно, даже помогали ему, так как быстро залечивались и зарастали новыми клетками. Но при достижении большой высоты деформации уже не способствовали росту; наоборот, начинается уменьшение снабжения клеток питательными веществами, поэтому их способность к делению уменьшается и дерево начинает стареть и отмирать.
Таким образом, на примере деревьев можно высказать гипотезу, что причиной и регулятором роста до определенного размера и последующего старения растений являются деформации их стволов в поле силы тяжести Земли под влиянием ветров или других периодических физических нагрузок. Каждый тип древесины (или стебля растения) имеет определенную прочность в зависимости от состава и способа соединения клеток в тканях. Этот параметр заложен в генетический код ДНК клетки и постоянен для каждого вида растения. Однако, практическая реализация этой прочности в природных условиях предоставлена влиянию внешних механических факторов. Конструктивно, например, древесина дуба, прочнее стебля крапивы, поэтому первый имеет вид большого дерева, а вторая - только невысокого растения. Но каждый этот представитель растительного мира в пределах роста, от первого ростка до предельной величины, проходит все стадии молодости - интенсивного роста и старости - отмирания. Отмирание происходит потому, что высота ствола (или стебля) превысила величину предельных физических нагрузок для каждого из них, когда в клетках начинается ухудшение обмена веществ из-за увеличения количества микросмещений в тканях, подвергающихся нагрузкам.
Можно сказать по-иному: межклеточные соединения в тканях имеют определенную прочность, индивидуальную для каждого вида растения и зависящую не только от прочности склеивания самих клеток, но также и от конфигурации клеток, величины их склеивающей поверхности, способности межклеточных контактов выдерживать деформации, от особенностей конструкции и толщины ствола или стебля растения, от прочности самих клеток. От способности растительных волокон сопротивляться деформациям без изменения скорости обмена питательных веществ зависит и высота дерева или растения; чем больше эта способность, тем больше может быть возраст его молодости и более длительный процесс жизни в целом.
Можно предположить, что подобный механизм роста и старения действует и в живых организмах, включая млекопитающих, в том числе человека. Хорошо известно, что при интенсивных и регулярных физических упражнениях, особенно в молодом организме, увеличиваются объем и сила тех мышц, на которые приходятся максимальные нагрузки (подобно тому как при росте деревьев увеличивается объем биомассы в местах постоянных напряжений). Следовательно, в тканях живых организмов существует такой же механизм, регулирующий их рост. При физических движениях в области межклеточных соединений появляются дополнительные (возможно, кратковременно) микропоры и микрощели, заполняющиеся питательным веществом. Через них улучшается обмен веществ клеток с внешней средой, что при определенной регулярности и интенсивности нагрузок может привести к усилению деления и размножения клеток и роста дополнительных мышечных волокон. Но этот процесс свойственен только молодому растущему организму, который не достиг еще предела своего размера и роста. Однако когда человек (или вообще любое живое существо) достигает определенного размера, физическая нагрузка на каждую мышцу возрастает с каждым сантиметром роста. Она может достичь предельного значения, когда связанная с ней деформация межклеточных соединений приводит не только к некоторому разуплотнению межклеточных контактов, но и к микроразрывам в них. Причем это может происходить не только во время непосредственных явно выраженных физических движений - беге, ходьбе, поднятии тяжестей, но также и при малейших движениях тела при сидении, лежании и даже во сне, так как определенная величина тела предполагает и определенные физические нагрузки на составляющие его мышцы и кости скелета. Каждое такое движение взрослого живого организма, достигшего предела своей величины роста, сопровождается незначительными микроразрывами или, более вероятно, безболезненными микросмещениями межклеточных контактов, которые способствуют ухудшению обмена веществ в клетках. Когда количество микросмещений достигает определенной критической величины, обмен веществ в клетках в целом ухудшается и это приводит к прекращению роста организма и началу его старения.
Можно полагать, что непосредственно форма тела живого организма, т. е. его вид и наследование признаков родителей, определяется генетическим кодом молекулы ДНК, а общие размеры тела и время его роста и старения определяются способностью биологических клеток тканей реагировать на внешние физические нагрузки тела, связанные в первую очередь с силой тяжести Земли.