ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РОЛИКОВЫЕ ОПОРЫ
Роликовые опоры (рис. 97) являются важнейшей частью конвейера, от состояния которой зависит сопротивление движению ленты и срок ее службы.
Наиболее часто на рабочей ветви устанавливают трехролико - вые опоры (желобчатая лента) (рис. 97, а), а на холостой — одно - роликовые опоры (рис. 97, б). Для стальных лент применяют опоры из спиральных пружин, при которых лента плавно прогибается и образует желоб (рис. 101, в).
Ролики и кронштейны испытывают толчки и удары при загрузке на ленту крупных кусков, вследствие чего роликоопора должна иметь достаточно прочную и жесткую конструкцию.
Основной частью роликовой опоры являются ролики, которые изготовляют из стальных труб, а также из пластмассы. Оси роликов устанавливают на шарикоподшипниках. Важное значение Для надежной работы конвейера имеет тщательное уплотнение подшипниковых узлов опорных роликов. Практика показала, что основной причиной повышенного расхода энергии и преждевременного износа ленты и роликов является неудовлетворительное состояние подшипниковых узлов, вследствие забивания шарикоподшипников пылью. Для предохранения подшипников от загрязнения применяют лабиринтные уплотнения и манжеты из резины И пластмассы (рис. 98).
Рис. 95. Щетка для очистки лент |
Рис. 96 Водяной очиститель: |
/ — конвейерная лента; 2 — две трубы с девятью форсунками на каждой; 3— воронка; 4— скребок для очистки ленты
Диаметр опорных роликов выбирают в зависимости от скорости движения ленты с таким расчетом, чтобы число оборотов ролика, как правило, не превышало 300 в минуту. При больших скоростях вращения необходима динамическая балансировка роликов.
Расстояние между роликовыми опорами на груженой ветви устанавливают в пределах 800—1400 мм, в зависимости от веса транспортируемого груза и натяжения ленты. На холостой ветви ролики устанавливают на расстоянии, в 2—3 раза большем, чем на рабочей ветви.
Для обеспечения центрирования движущейся ленты относи-
Рекомендуется устанавливать центрирующие роликовые опоры, свободно вращающиеся на вертикальной оси (рис. 99, а). С боков такой роликоопоры установлены вертикальные, так называемые дефлекторные ролики. При сбегании в сторону лепта краем нажимает на один из боковых роликов и выводит роликовую опору из равновесия. Вследствие увеличения сопротивления на одном конце роликовой опоры возникает момент сил, поворачивающий опору на угол а (рис, 99, б).
Ролики, вращаясь вокруг своей осп, силой трения стремятся перемещать ленту в направлении, перпендикулярном к своей оси (вектор Vp). Составляющая этого вектора Vp sin а сдвигает ленту влево, т. е. возвращает ее в центральное положение.
Под действием собственного веса и груза лента провисает (рис. 100),
Наибольшая стрела провеса
F= ж, (180)
О ^ Mill
Где д — вес материала, приходящегося на 1 пог. м, в н! м Q0 — вес 1 пог. м ленты в н/м / — расстояние между роликовыми опорами в м;
5тИ1 — минимальное натяжение ленты в н. При чрезмерно большом расстоянии между роликовыми опорами лента между ними сильно провисает и угол наклона |5тах
У роликов может стать таким, что материал начнет скользить по ленте.
Опытами установлено, что допускаемая стрела провеса не должна превышать
/ = 0,025/,
Откуда допустимое минимальное натяжение ленты
Smln = 5 (Q Ь Я о) I и. (181)
В случае перемещения тяжелых штучных грузов расстояние между смежными роликовыми опорами берется меньше длины одной штуки груза.