ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ ТЯГОВОГО ОРГАНА
При транспортировании в общем случае энергия расходуется на подъем груза и на преодоление вредных сопротивлений, возникающих прн движении груза и собственных частей транспортирующих машин, при горизонтальной установке только на преодоление вредных сопротивлений.
Для определения усилия, которое должен преодолевать тяговый орган, прн установившейся работе конвейера его контур (рис. 82) разбивают на прямолинейные и криволинейные участки, отдельно на каждом из них вычисляют сопротивления движению, натяжение тягового органа в точках сопряжения прямолинейных и криволинейных участков (точки 1, 2, 3, 4 на рис. 82), а затем суммируют вычисленные сопротивления и по общему сопротивлению тягового органа н по принятой скорости движения определяют необходимую мощность двигателя.
Сопротивления на п р я м о л и н е~й н ы х участках. На практике встречаются следующие типичные случаи перемещения насыпных грузов транспортирующими машинами (рис. 83).
1) переноской на несущей поверхности (ленте), движущейся по стационарным опорным роликам (рис. 83, а);
2) переноской на несущей поверхности (пластины), прикрепленной к тяговому органу, опирающемуся на ходовые ролики, движущиеся но направляющим (рис. 83, б);
3) толканием (волочением) по неподвижному желобу скребками, прикрепленными к тяговому органу, который скользит по желобу (рис. 83, в).
Опорные ролики |
При определении сопротивлений движению тягового органа будем пользоваться следующими обозначениями (кроме ранее встречавшихся).
Q — погонный вес материала; Q = Q ^ н/м (см. формулу 151, а);
Q0 — погонный вес движущихся частей самого конвейера (цепь со скребками, цепь с пластинами или лентой, лента), в н/м
/) — коэффициент сопротивления движению материала по желобу;
/<> — коэффициент сопротивления движению скребковой цепи по желобу;
W — коэффициент сопротивления движению ходовых роликов по направляющим, учитывающий сопротивление от трения в цапфах и сопротивление качения роликов по направляющим:
-Ь 2й, 1 rev
Где / — коэффициент трения в цапфах; к — коэффициент трения качения; D — диаметр цапфы ролика; Dp — наружный диаметр ролика.
Вес вращающихся частей стационарных опорных роликов, приходящийся на 1 м длины грузовой ветвн (погонная нагрузка от опорных роликов),
= н/м. (156)
Погонный вес роликов холостой ветви
(157)
Где G'P—вес вращающихся частей одной роликоопоры грузовой ветви в н; G"P — то же порожней ветви в н; и Г— расстояние между роликами на грузовой и порожней ветвях в м. При движении несущей поверхности по стационарным опорным роликам (ленточные конвейеры) (см. рис. 83, а) Нагрузка на подшипники опорных роликов грузовой ветви складывается нз веса роликов, составляющей веса ленты и груза (рис. 83. г). Сила сопротивления на 1 м длины прямолинейного участка грузовой ветви ленты
Wi.gp={q + qQ){w"cos$ ± sin f) + qy н, (158)
А на порожней ветви
W.no„ = ?о(ш"со8Р ± sin Р) + яХ к, (159)
Где W" — коэффициент сопротивления движению ленты, учитывающий сопротивление в цапфах роликов и сопротивление перекатыванию ленты по роликам; w'" — коэффициент сопротивления в цапфах роликов
При практических расчетах обычно вместо двух коэффициентов W" и W"' вводят один общий коэффициент W', определяемый экспериментально, а погонный вес опорных роликов складывают с весом движущихся частей конвейера, поэтому выражения (158) и (159) получают более простой вид
WI. = + %) W cos р ± (Q ± QQ) sin р я (161)
И
Пор = (Я + Яо) К cos р ± Sin Р) я. (162)
Прн перемещении груза пластинчатыми конвейерами при работе по схеме, изображенной на рис. 83,
^1-гр = (Я + Яо) (W cos р ± sin Р) я (163)
И
Wi. n = Яо К cos Р ± sin Р) я, (164)
где коэффициентом сопротивления w' учитывается тренне в цапфах, сопротивление качення роликов по направляющим, а также сопротивление от трения реборд о направляющие.
При перемещении груза скребковыми конвейерами при работе по схеме, изображенной на рис. 83, в, сопротивления на 1 ж длины прямолинейного участка грузовой ветви
= Я </i cos р ± sin Р) + QQ (J2 cos р ± sin Р) я (165) н для порожней ветви
^i. » = Яо (/2 cos р ± sin Р) я. (166)
В выражениях (165) и (166) знак плюс принимается при подъеме груза и минус при спуске.
Сопротивления на криволинейныхучаст - к а х. Криволинейные участки образуются при огибании тяговым органом звездочек и барабанов (рис. 84, а и б), неподвижного криволинейного проводника (рис. 84, в) или батарен направляющих роликов (рис. 84, г).
Прн набегании на направляющую звездочку (рис. 84, а) звено « « 360°
Цепн поворачивается на угол tp = —-— относительно сзади идущего звена. В шарнире звена действует нормальное давление, равное натяжению цепи Sn, которое при относительном повороте вызывает силу трения FnSn. Прн сбеганни со звездочки цепь выпрямляется и звено опять поворачивается на угол ф и под действием силы S, J+1 возникает сила трения f4S, I+1. Кроме того, цепь преодолевает тренне в подшипниках | вала звездочки (рис. 84, б), равное Nfset где N — суммарное давление на ось:
Л? = 5я + С + Зя+1 я. (167)
Так как вес_звездочки по сравнению С натяжением цепи мал, ТО N Sn + Snn я,
При угле обхвата а = 180° N = Sn + работа сил вредных сопротивлений за время поворота звездочки на угол
A = + + нм. (168)
Работа окружного усилия W3e при повороте на этот же угол
Д __ W3eD:за
Рис. 84. Схемы к определению сопротивлений на криволинейных участках: О и б — на звездочках в барабанах; в — на неподвижных направляющих; г — на батареи Направляющих роликов |
Откуда
(169)
НО
Подставляя в выражение (169) значение А из выражения (168), получим
Q О___ /о I Q ( Ftjdti , F (!за
—• ^П — LAl+1 ~т~ I "Г Тзв -jy^ J >
Откуда
Fijd ц {зв^зе
— S„ |
H. |
Рзв ' &зв Ftjdu f За^-зв
D3E Dae
Для данной цепи все величины, находящиеся в скобках, можно принимать постоянными, следовательно,
= (170)
Где KI — коэффициент потерь на направляющей звездочке. 156
При огибании барабана канатом или лентой (см. рис. 84, б) сопротивление на барабане обусловливается трением в цапфах барабана, которое может быть определено так же, как и при огибании звездочки цепью, а также внутренним трением между проволочками каната или прокладками ленты н частичным переходом механической энергии в другой вид энергии.
Так как теоретически определить потери энергии от жесткости и внутреннего трения для лент затруднительно, то при расчетах пользуются формулой (171), в которой подставляют коэффициент klt определяемый экспериментально.
Сопротивление для приводного барабана илн звездочки можно считать в пределах 3—5% суммы натяжений набегающей н сбегающей ветвей
Wsa=k2 н, (172)
Где /г2 = 0,03-V-0,05; 5ндб и Sc6 — натяжение набегающей и сбегающей ветвей.
При качении тягового органа с ходовыми роликами по неподвижной криволинейной направляющей(см. рис. 84, в) с центральным углом а тяговый орган можно рассматривать с некоторым приближением как гибкую нить и для определения сопротивления движению WKp = — Sn воспользоваться известной формулой Эйлера
Sn+1 = Snefan, (173)
Или
WKp = Sn(efa~ 1) я, (174)
Где е = 2,72 — основание натуральных логарифмов; а — угол обхвата, в рад.
В эту формулу вместо коэффициента трения F подставляют коэффициент сопротивления w, тогда
WKp = Sn(e™-) н. (175)
При каченнн тягового органа по батарее направляющих роликов (см. рис. 84, г) сопротивление на криволинейном участке подсчитывают также по формуле (175).