Система автоматического регулирования
Преобразователь на тиристорах с транзисторной системой фазового управления имеет большой коэффициент усиления по напряжению. Поэтому, согласно требованиям статической точности, в САР с тиристорным преобразователем достаточно иметь в контуре регулирования дополнительный усилитель с коэффициентом усиления по напряжению порядка нескольких единиц. Однако стремление получить высококачественное протекание переходного процесса восстановления скорости при ударном приложении нагрузки обусловило применение дополнительного усилителя с достаточно высоким коэффициентом усиления по напряжению и высоким входным сопротивлением. В этом случае параметры цепей коррекции имеют приемлемые значения. Для данного привода применены два последовательных интегро-дифферен - цирующих корректирующих звена: одно — в цепи отрицательной об-
7* 91
ратной ^вязй йо скорости, второй — в цейй отрицательной обратной связи по току (рис. 48). Применение независимых корректирующих звеньев в цепях обратных связей по скорости и току облегчает выбор и настройку этих звеньев и обеспечивает более качественное протекание процесса восстановления скорости при ударном приложении нагрузки.
Полупроводниковый регулятор скорости ПРС, в который входят эмиттерные повторители, дополнительный усилитель, корректирующие звенья, управляющий эмиттерный повторитель, устройство пуска (рис. 49), работает следующим образом. Разность задающего
Рис. 48. Блок-схема системы автоматического регулирования.
Д — двигатель; В — возбудитель; ТПВ — тиристорный преобразователь возбудителя; СФУь СФУ2 — системы фазового управления; /Ст и /Стг — коэффициент передачи обратных связей по току и тахогенератора; ПРС — полупроводниковый регулятор скорости; У —усилитель; WKl и WK2 — корректирую - 4 щие звенья; ЭПи ЭП2 и ЭПг — эмиттерные повторители; ПУ — пусковое
Устройство.
Напряжения и сигнала отрицательной обратной связи по скорости, получаемого от тахогенератора, через последовательное интегро- дифференцирующее корректирующее звено и эмиттерный повторитель ЭПА подается на вход транзисторного усилителя постоянного тока У. Конденсатор С2 и резисторы Ri, R2 образуют интегрирующее звено, которое обеспечивает устойчивость системы и высокую статическую точность при соответствующем выборе параметров этого звена и коэффициента усиления системы. Чтобы компенсировать инерционность, которую вносит интегрирующее звено, применено сочетание последнего с дифференцирующим звеном, состоящим из конденсатора СА и резисторов Ri, В установившемся режиме дифференцирующее звено снижает статическую точность, а в динамике приводит к увеличению быстродействия. Стабилитрон 1СТ применяется для ограничения входного сигнала эмигтерного повторителя ЭПА. Эмиттерный повторитель служит для увеличения входного сопротивления транзисторного усилителя постоянного тока. Этот усилитель, обладая высокой стабильностью и широкими возможностями изменения коэффициента усиления от 2 до 100, имеет малое
<О
® © ® ® .© |
МЖ |
Рис. 49. Полупроводниковый регулятор скорости. урк2 _ корректирующие звенья; ЭПи ЭЛ2 —входные эмиттерные повторители; ЯУ —пусковое устройство; БП — блок пуска; ЭП3, ЭП4 — выходные эмиттерные повторители. |
00
Входное сопротивление. Разность выходных напряжений усилителя постоянного тока и эмиттерного повторителя ЭПг, на который через корректирующее интегро-дифференцирующее звено подается сигнал отрицательной обратной связи по току, поступает на вход управляющего эмиттерного повторителя ЭП3, который выдает управляющий сигнал на систему фазового управления. Плавный пуск двигателя производится пусковым устройством, которое повышает по линейному закону (от нуля до номинального напряжения) на - пряжение питания управляющего эмиттерного повторителя ЭП3 и, следовательно, управляющее напряжение в системе фазового упраь ления. Благодаря этому напряжение на двигателе и его скорость плавно повышаются до заданной величины.
Сигналом для начала запуска двигателя является размыкание размыкающего блок-контакта линейного контактора Л при его включении. Пусковое устройство состоит из блока пуска БП и эмиттерного повторителя ЭПь. Принцип действия пускового устройства основан на зарядке конденсатора С через резистор R от источника постоянного тока. Время пуска двигателя равно:
Где UК — напряжение, равное коллекторному напряжению ЭП3; U3 — зарядное напряжение; С — емкость зарядного конденсатора; R — сопротивление зарядного резистора; RB* — входное сопротивление 3/74.
Для UK=20 в, и3—Б0 в, С=200 мкф, Я=600 ком, «600 ком время пуска двигателя равно примерно 8 сек.
При остановке двигателя конденсатор С также разряжается плавно. Эмиттерный повторитель узла пуска ЗЯ4 выполнен трех - каскадным, чтобы его входное сопротивление было порядка 600 ком. В этом случае ток утечки конденсатора С небольшой, и напряжение на нем равно напряжению UK.
Стабилитрон 2СТ в блоке пуска срезает наводки, которые индуцируются в проводах, идущих от размыкающего блок-контакта линейного контактора JI. Диоды, включенные последовательно со стабилитроном 2СТ, компенсируют его температурную нестабильность.
Возбуждение двигателя. В разработанном приводе, как отмечалось выше, применен принцип зависимого управления полем. Когда напряжение на якоре двигателя превысит 90—95% от номинального значения, ток возбуждения уменьшается. Максимальное значение тока возбуждения равно 12 а при напряжении 110 в. Минимальное значение тока возбуждения равно 3,2 а.
Для питания обмотки возбуждения электродвигателя применен тиристорный преобразователь с однофазной несимметричной мостовой схемой выпрямления и питанием от индивидуального трансформатора. Тиристоры и диоды приняты типа УПВКЛ-50-4 и ПВКЛ-50-4 (50 а, 400 в).
Для защиты тиристоров и силовых диодов от перенапряжений, которые возникают при отключении ненагруженного трансформатора, при разрыве цепи выпрямленного тока, при коммутации вентилей, применятся узел 'защиты от перенапряжений, аналогичный узлу защиты силовой схемы.
Ввиду того что к возбуждению прокатных двигателей непрерывных станов не предъявляются высокие требования по - быстро - действию, для управления преобразователем возбудителя принята магнитно-полупроводниковая система фазового управления. Минимальный ток возбуждения задается напряжением смещения магнитного усилителя системы фазового управления. Максимальный ток возбуждения соответствует насыщенному состоянию магнитного усилителя. Начало ослабления поля зависит от соотношения величин задающего напряжения и напряжения обратной связи. Напряжение обратной связи берется с потенциометра, включенного на якорь двигателя.
Конструкция. Преобразовательное устройство состоит из силового шкафа и шкафа управления (рис. 50).
Рис. 50. Внешний вид тиристорного преобразова теля мощностью 700 кет. |
Силовой шкаф, содержащий тиристоры на радиаторах, делители тока, предохранители и пр., выполнен открытым, что обеспечивает свободный доступ воздуха, облегчает контроль и обслуживание.
Шкаф управления содержит систему фазового управления силовым тиристорным преобразователем, полупроводниковый регулятор скорости и тиристорный возбудитель. Соединения между блоками управления выполнены на пайке. Габариты преобразовательного устройства без трансформатора составляют 2 500 X 900X1 800 мм.