СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕМЕНТЫ

ПОРТЛАНДЦЕМЕНТУ ДЛЯ БЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Для сооружений современных автострад, строитель­ства аэродромов, портовых и складских территорий, го­родских улиц и др. применяются покрытия преимущест­венно из цементного бетона и железобетона. Цементный бетон по сравнению с асфальтобетоном имеет много положительных свойств — он более прочен, менее под­вержен действию повышенных температур в жаркое время года, обладает необходимым сопротивлением трению, возникающему при интенсивном движении транспорта, светлый, а это повышает безопасность дви­жения ночью. Он относительно мало истирается (0,1 мм в год), толщина покрытия из него не превышает 16—22 см.

Достоинство цементно-бетонных покрытий — продол­жительность службы примерно более 30 лет. Есть до­роги, эксплуатируемые 50 лет и находящиеся в хорошем состоянии. У цементно-бетонных покрытий есть и неко­торые недостатки: на отдельных участках дорог покры­тие вс'пучивается, появляются трещины. Самый боль­шой недостаток этих покрытий — необходимость устрой­ства деформационных швов как вдоль, так и поперек дорожного полотна из-за усадки цемента. Цементно-бе - тонные покрытия нужно укладывать на прочные и мо­розостойкие основания.

Цемент в бетонном покрытии подвергается воздейст­вию многих факторов; возникают температурные нап­ряжения при солнечном облучении, нагреве от теплово­го потока горячих выхлопных газов автотранспорта, двигателей реактивных самолетов и др. Несмотря на небольшую толщину покрытия температуры внешней поверхности и нижнего слоя различаются, что может вызвать даже коробление плиты. Так, например, внешняя поверхность бетонных плит, охлажденная ночью, может покрываться трещинами оттого, что силы, вызывающие сжатие верхнего слоя, не могут вызвать соответствующего сжатия внутренней части плиты. Це­мент в бетонном покрытии подвергается многократному замораживанию и оттаиванию, увлажнению и высы­ханию. '

Поскольку покрытие выдерживает попеременно по­вторяющиеся нагрузки от движения транспорта и много­кратного действия атмосферных факторов, большое зна­чение приобретает выносливость бетона. По данным ря­да исследований предел выносливости цементного бето­на составляет около 50—55% предела его прочности при сжатии и 30—70% при изгибе (при нагружениях до 2 млн. циклов). Цементный камень, его содержание в бетоне, структура и другие свойства влияют на вынос­ливость бетона.

Замечено, что при подобных воздействиях разруше­ние бетона начинается с цементного камня [56]. Меха­низм разрушения бетона при повторных нагружениях при сжатии изучался О. Я. Бергом [9, 10]. Микроразру­шения в бетоне, образующиеся при первом нагружении, оказывают решающее влияние на прочность при воз­действии многократно-повторяющейся нагрузки. Число нагружений, которые выдерживает бетон, зависит от то­го, насколько превышена граница Переход через приводит к разрушению при многократно повторяю­щейся нагрузке, что было установлено по результатам испытаний на базе 14—40 • 106 циклов повторения наг­рузок; предел выносливости бетона при сжатии возра­стает с увеличением призменной прочности.

Установлено, что повышение однородности структу­ры цементного камня увеличивает выносливость бетона. Существует область оптимальных значений ВЩ= 0,4—0,5, при которой выносливость наибольшая. Этому способствует также повышение удельного расхо­да цемента на 1 м3 бетона, а также применение цемента с повышенным содержанием алюмоферритов кальция. Добавка хлористого кальция уменьшает выносливость, в то время как поверхностно-активные вещества, в том числе и СДБ, улучшают степень однородности цемент­ного камня и повышают выносливость бетона. Опреде­ленное влияние оказывает природа применяемого щеб­ня. Было установлено И. М. Грушко, что наиболее вы­сокие показатели выносливости достигаются при ис­пользовании известнякового щебня. Пропаривание снижа­ет выносливость бетона.

Известно, какое большое значение имеет сопротив­ление цементного бетона истиранию в дорожном покры­тии; установлено, что сопротивляемость цементного камня истиранию значительно ниже, чем у заполнителя в бетоне, особенно если он характеризуется высокой твердостью. В дорожных и аэродромных покрытиях бе­тон разрушается под воздействием солей, преимущест­венно хлоридов, применяемых для оттаивания поверх­ности покрытия от снега и льда. Существенно влияет на долговечность цементно-бетонного покрытия и де­формация грунтов основания — вспучивание при силь­ном увлажнении и замерзании. Мы видим, что цемент в бетоне дорожных покрытий должен противостоять дей­ствию разнообразных агрессивных факторов, что созда­ет весьма тяжелые условия для его службы.

Цементно-бетонные покрытия бывают различными; они разделяются на монолитные и сборные, однослой­ные и двухслойные, армированные и неармированные, причем применяется как обычный бетон, так и предва­рительно напряженный. Цемент для каждой из этих конструкций должен удовлетворять дополнительным специфическим требованиям. Так, например, в связи с усадкой цемента устраивают швы сжатия, расшире­ния, коробления и рабочие; однако в предварительно напряженных конструкциях нет швов сжатия, а рас­стояния между швами расширения достигают значи­тельных размеров. В связи с этим в исследованиях, по­священных цементам для бетонов дорожных покрытий, значительное внимание уделялось тому, в какой степе­ни физико-химические характеристики цемента влияют на качество бетонного дорожного покрытия. Несомнен­но, что цемент должен быть высокопрочным и быстро твердеть. Опыт эксплуатации автодорог и результаты исследований показывают, что современный алитовый высокопрочный портландцемент по строительно-техни­ческим свойствам удовлетворяет основным требовани­ям, предъявляемым к бетонным дорожным покрытиям при введении в его состав добавок поверхностно-актив­ных веществ.

У нас в стране выпускается специальный портланд­цемент для сооружения автомобильных дорог и аэро­дромных покрытий. В этот дорожный цемент при его по­моле вводят пластифицирующие или гидрофобно-пла- стифццирующие добавки для повышения морозостойко­сти, выносливости и улучшения некоторых других свойств. В составе дорожного портландцемента допу­скается добавка гранулированного доменного шлака в количестве не более 15% массы цемента. Количество С3А в клинкере не должно превышать 8%. Портланд­цемент для однослойных и двухслойных покрытий дол­жен быть не ниже марки 400, а для оснований капи­тальных усовершенствованных покрытий марки не ниже 300. В этом случае можно применять и шлакопортланд­цемент.

Отличительной особенностью дорожного немента яв­ляется то, что начало его схватывания наступает не ра­нее 2 ч после затворення. Это позволяет перевозить пла­стичную бетонную смесь к месту ее укладки. Для це­ментно-бетонных покрытий можно применять шлако­портландцемент высоких марок, а также напрягающий портландцемент с малой энергией самонапряжения.

В состав бетонной смеси при се приготовлении сле­дует вводить пластифицирующие, гидрофобно-пласти - фицирующие либо воздухововлекающие добавки, если они не входят в состав портландцемента.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕМЕНТЫ

«Искитимцемент» расширяет линейку специальных цементов для дорожного строительства

АО «Искитимцемент» (управляющая компания – АО «ХК «Сибцем») освоило выпуск специального портландцемента для производства бетона дорожных и аэродромных покрытий, расширив тем самым ассортимент продукции до восьми видов.   Новый портландцемент …

цементная промышленность

Советская цементная промышленность по объему производства цемента занимает с' 1962 г. первое место в мире. Выпуск цемента в СССР в 1982 г. составил 125 млн. т, а в США — …

ФОСФАТНЫЕ ЦЕМЕНТЫ

В последние годы советские ученые М. М. Сычев, Н. Ф. Федоров, Л. Г. Судакас, Д. И. Чемоданов разрабатывают область науки о новых видах вяжущих, представляющих собой композиции из по­рошков металлов, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.