РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ
РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ
Отделю поверхности песчгнымх присыпками (11.105)
Для 5той отделки поверхность подготовляют так же, как под высоко. ачественную масляную окраску. Затем ее окрашивают масляной красксй и на CblhuОкрашенную поверхность наносят песок различных цветов. После полнсо отвердения первого слоя краски, присыпанной песком окраску и присыпку пов. оряюг, применяя менее вязкий окрасочный состав.
Состав для второй окраски под песчаиую присыпку
(в частях по весу)
Олифа................................... .......................... I
7.5 1 1,5 34 40 |
Скипидар................................................................ 0,5
Густотертая масляная краска................................. 4,5
Для сохранения песчаной фактуры краску наносят очень тонким слоем при помощи пистолета-распылителя. Для присыпки берется мелкий чистый сухой песок. Песок лучше набрасывать на поверхность при помощи пескоструйного аппарата низкого давления (рис. 16). Для получения матового слоя в окрасочный состав добавляют очищенный мел (зубной порошок) в количестве около 20% веса тертой масляной краски.
Рис. 16. Аппарат для получения песчаной фактуры ] — центральная грубка; 2— отводная трубка; 3 — пробка; 4— резервуар с песком; 5 — кран; 6 — наконечник |
Нанесение рисунка при помощи вапикоз (11.106)
Поверхность подготовляют и окрашивают клеевыми или масляными соС1авамн. Затем на окрашенную иов1рхность шшосяз рисунок при помощи аппарата для накатки, состоящею из pejepByapa для краски и сменного узорчатого валика. Резервуар заполняют окрасот - ным составом и, прижав валик к отделызаемой поверхности, перемещают его сверху вниз. При этом краска из peiepByapa переносится валиком на сгену. На поверхности стены остается рисунок, изображенный на валике. Во время накатки необходимо следить за тем, чтобы рисунок совпадал с рисунком предыдущей полосы. Накатка может быть в несколько цветов как клеевыми, так и масляными составами. В последнем случае узорчатый валик должен быть выполнен из маслостойкой резины. Накатку можно производить за один пли за два ri более раза валиками с различными рисунками, а также различными окрасочными составами, что позволяет получать на поверхности сложный разноцветный рисунок. Соответствующие конструкции валиков позволяют наносить сразу рисунки двух различных цветов илн оттенков
Выгягнваиие филенок на границах окраски клеевыми составами различных топов или же на границе окраски клеевыми и масляными составами производят клееЕым водным составом жидкой консистенции Во всех случаях по поверхностям, окрашенным масляной краской. фи ненки вы ятвают маслякым сос. авом Очень важно подобрать для вы ягивания филенок нормальную густоту состава, чгобы он ложился без перерывов, перенасыщений и не давал потеков. Крас - ha с филенчатой кисгн до 1жна ложиться начо.<рашиваемую поверхность с одного раза, чтобы линия филенки не прерывалась во время движения кисти до тех пор, пока в кисти есть окрасочный сосгаз.
Для вытягивания филенок могут применяться следующие составы.
Для разбавления 1 кг масляного окрасочного состава: а) для вытягивания филенок (в частях по весу):
Скипидар........................................................................
Олифа или лак................................................................. 0,15
Сиккатив......................................................................... 0,025
Б) для вытягивания бронзовой филенки (в частях по весу):
Лак.................................................................................. 2
Бронзовый порошок...................................................... 0,2
В) для вытягивания серебряной филенки (в частях по весу):
Лак.................................................................................. 2
Алюминиевый порошок.................................................. 0,1
Два последних состава после высыхания сохраняют блеск металлического порошка.
Окрасочные составы для вытягивания филенок следует готовить в небольших количествах перед началом работ. При помощи разъемной пальчиковой кисти можно проводить ряд параллельных филенок различных цветов.
Отделка поверхностей торцовками (11.108]
Торцевание применяют при масляных и клеевых окрасках. Щетки - торцовки должны быть выполнены из щетины, причем для масляных окрасок применяют щетки с более короткой щетиной. Окрашенные по - верхнос! и надо торцевать сразу же после нанесения окрасочного состава. При масляных окрасках консистенция окрасочного состава должна быть несколько гуще обычной, иначе не получится необходимая шероховатость. Лучшие результаты достигаются при использовании густотертых масляных красок, разведенных смесью олифы с разбавителем, следующего состава:
Густотертая масляная краска. . 1
Олифа и скипидар (либо бензин - растворитель) в соотношении 1 : 1 До рабочей
Густоты
Отделка поверхностей фигурными щетинными торцовками |11.109)
Торцовки могут иметь различный рисунок (рис. 17). Выполняется по масляным окраскам двумя способами.
Первый способ. По свеженанесениому слою краски торцуют в Двух направлениях под углом 45 или 90°. Для последнего окрасочного слоя, обрабатываемого торцовкой, готовят масляный состав боЛее жидкий, чем обычно (примерно 27—30 сек по ВЗ-4). ГустотерТые масляные краски разводят смесью олифы со скипидаром в соот-
■ошеннн I : 1. После торцевания сквозь верхний лесснровочный слой просвечивается нижележащий слой, благодаря чему, при правильно взятом цветовом соотношении красочных слоев, отделка получает красивый вид.
Второй способ. Свежеокрашенную поверхность не торцуют, а дают ей просохнуть, и после этого на отвердевшую пленку масляной краски фигурной торцовкой накладывают в двух направлениях рисунок другого цвета. При гармоничном подборе окрасочных составов отделка создает хорошее впечатление.
Рис. 17. Фигурные щетинные торцовки |
Отделка поверхностей резиновыми торцовками (11.110)
Обычно торцуют по свеженанесенному красочному масляному слою, который может быть из корпусной краски, сквозь которую не просвечивает нижележащий слой, или из лессировочной краски, через
Рис. 18. Резиновые торцовки
Ш — ша трубочек, 6 — из фигурной резины, / — деревянные пробка; 2 — резиновые трубка
Которую после торцевания просвечивает нижележащий слой. Торцовки вы Ю.1НЯЮГ из фигурной резины или из резиновых трубочек малого диаметра (рис. 18) При другом способе торцовку смачивают окра - сочны.' 'ос. авом и, утаряя ею по степе, наносят различный рисунок; в этом случае красочному слою дают предварительно просохнуть. Торцовку периодически надо оотирать тряпкой. Вслед за торцовкой проходят поверхность кистью расхлесткой или флейцом, что смягчает переходы между отдельными пятнами нанесенного рисунка.
Отделка поверхности туповкой (11.111)
Для еыполнения такей отделки применяют резиновые или природные греческие губки. Их прикрепляют к тошечке с ручкой, в результате чего получается инструмент вроде торцовки. Поверхность окрашивают клееаым или масляным оерасочным составом и дают просохнуть. Затем губку смачивают окрасочным составом другого тоьа или цвета и. ударяя ею по поверхности, наносят рисунок. Необходимо следить, чтобы при такой обработке крпсочные пятна более или менее равномерно распределялись по поверхности.
Отделка поверхности кабрызгом (11.112)
На окрашенную поверхность, образующую фон отделки, наносят брызги, отличающиеся по цвету от основного фона. Набрызг может быть светлее и темнее фона, одного тона либо нескольких тонов (2— 3 цвета) Для насыщенного фона следует применять мелкий набрызг и, наоборот, при светлой разбавленной окраске — более крупный набрызг. Выполняют набрызг вручную при помощи кисти. Для этого на кисть набирают немного краски и, поднося ее к окрашенной поверхности, ударяют ею о линейку, которую маляр держит в левой руке. Срывающаяся с кисти краска попадает на поверхность Более быстро и совершеннее наносят набрызг при помощи пистолета-распылите ля при уменьшенной подаче воздуха.
Для нанесения на поверхность различных рисунков (например, фризов, бордюров и т. д.) применяют роспись по трафаретам. Трафареты нужно изготовлять из плотной проолифленной горячей олифой бумаги или картона. Трафареты бывают прямые и обратные. В первых рисунок наносят через отверстия, а во вторых — отверстия соответствуют фону рисунка. Рисунки, наносимые при помощи трафаретов, могут быть одноцветными и многоцветными. При многоцветных рисунках для каждого цветного тона изготовляют отдельный трафарет. Рисунки нанося - трафаретной кистью Во время работы трафарет плотно прижимают к стене, накладывая его по предваритечьно отбитым мелом параллельным линиям на расстоянии, равном ширине трафарета. После снятгя трафарета его нужно каждый раз вытирать тряпкой, чтобы не испортить стет ы при повторном накладывании. Сразу же после снятия трафарета рисунок подправляют и устраняют образовавшиеся в нем разрывы. Рнсункн по трафарету можно наносить любыми окрасочными составами.
S О о о О с |
Такая отделка является разновидностью сплошной набивки по трафарету, дающей имитацию шелковой ткани. Сплошную отделку поверхностей под шелк не делают, их предварительно разбивают на отдельные участки-зеркала. Поверхности готовят так же, как и под высококачественную окраску. Отделку под шелк можно выполнять водными н масляными окрасочными составами. Существует несколько способов разделки под шелк.
Первый способ (рис. 19). Поверхность зеркала разбивают по горизонтали на три или пять полос (рис. 19, а), из которых верхнюю н нижнюю окрашивают составом более темного тона, а средние — более светлым тоном того же состава с растушевкой смежных тонов до плавного незаметного перехода одного тона в другой. Тона могут располагаться и с переходом от темного к светлому снизу вверх так, чтобы вверху была полоса наиболее светлого тона (рис. 19,6). Непременным условием во всех случаях является незаметный на глаз плавный переход одного тона в другой. После того как нанесенный красочный слой просохнет, по нему по трафарету наносят рисунок светлым окрасочным составом по полосам темного тона и, наоборот, — темным окрасочным составом по светлым полосам (рис. 19,в, г). Места стыков тонов подправляют кистью.
Второй способ (рис. 20). Поверхность зеркала разбивают на три или пять концентрических кругов Для окраски полос, ограниченных этими кругами, составляют три или пять окрасочных составов различных тонов одного цвета (рнс. 20, о, б). Наружную полосу окрашивают в темный цвет, а последующие в более светлые так, что в середине оказывается самый светлый тон. Закрашенные полосы растушевывают с плавным переходом одного тона в другой. При набивке рисунка но трафарету применяют окрасочный состав одного цвета, который по цвету приближается к среднему тону фона. Несмотря на то что рисунок выполняют составом одного цвета, на темном фоне он будет казаться более светлым, а на светлом более темным (рис. 20, б).
Третий способ. Отделка поверхности производится такими же полосами, но окрашивается масляным матовым окрасочным составом для фона, а для набивки рисунка по трафарету — масляным глянцевым составом, или наоборот. Окрасочные составы готовят одного цвета, но различного тона. Такую разделку можно производить клеевым или казеиновым составом с добавлением к ним до 10% восковой эмульсии. После высыхания нанесенный рисунок протирают по трафарету до легкого глянца щеткой. Наносить рисунок при всех способах можно не только кистью, но и аэрографическим пистолетом - распылителем.
Отделка поверхностей методом аэрографии (11.115)
Этот вид отделки, но существу, является разновидностью набивки рисунка по трафарету, но выполняется исключительно при помощи аэрографического пистолета. По тонкости выполнения, мягкости переходов тонов, рельефности получаемых изображений аэрография 9—1349 приближается к живописи и позволяет создавать разнообразную н богатую отделку помещений. При помощи аэрографии на обрабатываемые поверхности можно нанести рисунки с плоскостным изображением (стилизованный орнамент), декоративный рисунок с объемным изображением и сложные рисунки живописного характера. Такие рисунки методом аэрографической росписи могут выполняться только по трафаретам, изготовленным достаточно квалифицированными архитекторами-художниками. В альбоме таких трафаретов должен быть указан порядок их применения; сделана разметка, необходимая для правильного наложения их на обрабатываемую плоскость; приведены окрасочные составы для каждого трафарета и основного фона поверхности Без такого альбома даже высококвалифицированному маляру весьма трудно создать качественную аэро; рафическую роспись. Такую огделку выполняют при помощи аэрографического пистолета и небольшого переносного компрессора С-511. Плоскостные рисунки создают путем накладывания на поверхность прямых и обратных трафаретов, объемные рисунки — путем последовательного накладывания одного трафарета за другим для нанесения окрасочных составов, отличающихся по цвету нли тоиу. Это позволяет создавать иа рисунке гени, блики, рефлексы, т. е. все то, что характеризует объемный рисунок
В процессе аэрографической росписи положение пистолета меняют, то приближая, то отдаляя его от поверхности, а также меняя угол наклона пистолета. Это позволяет получать мягкие, незаметные цветовые переходы, что достигается также регулировкой подачи окрасочного состаеа из пистолета, благодаря чему на отдельные места попадает больше или меньше окрасочного состава.
Разделка под ценные породы дерева
Подготовка и обработка поверхко ти под разделку производится так же, как и под высококачественную '.асляную Очраску. Пигменты, применяемые при разделке, должны бы ь очень точкого помола, поэтому при масляных разделках применя" декоративно-художественные краски, а при водных — пигменты, тщательно пере. ертые со связующим в краскотерке. Инструменты для разделки под дерево очень разнообразны и выбор их зависит в значит.'дьной степени от навыков мастера. На рис. 21 приведены наиболее часто употребляемые инструменты.
При такой разделке вначале на подготовленную поверхность наносят первый слой краски, называемый грунтом. Цвет грунта подбирают в зависимости от породы дерева, под которую производится разделка, причем он должен быть немного светлее, чем самые светлые места образца дерева Связуюшим для грунта служит смесь натуральной олифы со скипидаром иди бензином растворителем в соотношении 1:1с добавлением 3—5% сиккатива Грунт наносят на поверхность ручником <а лвл раза тонким стоем гшатетьчо растушевывая их и обязательно обрабатыв1я флейцем. Н-шесенный грунт просушивают в течение одною-двух дней в зависимости от температуры помещения р ч*лем по грунту наносят накрывочный и лесснро - вочный слои. Их цвет должен быть темнее грунта, но они должны
Быть приготовлены на основе тех же пигментов, что грунт. Связующими для лессировочного слоя могут Сыть смесь олифы со скипита- ром (в соотношении 1 1), а также пиво уксус, сахарная вода, снятое молоко. Наиболее тонкие и художественные разделки получают на водных связующих.
Рис. 21. Инструменты для разделки под дерево / —кисть расхлестка; 2 — кисть шеперка плоская. 3 — кисть шеперка пальчиковая; 4 — кисти беличьи н хорьковые 5 — гребешок резиновый; 6 — гребешки Стальные |
(в частях по весу)
При разделке под светлый дуб:
Белила цинковые тертые. . 1
Охра золотистая................................ 0,1—0,15
Связующее (смесь олифы со скипидаром в соотношении 1.1) До рабочей густоты
При разделке под мореный дуб:
Умбра натуральная............................................ '
» жженая....... ^'^п
Слоновая кость................................... До 0,005
Связующее (смесь олифы со скипидаром в соотношении 1:1) До рабочей густоты
При разделке под орех:
Белила цинковые. . . . 1
Охра золотистая. 3
Умбра жженая. . . . 0,4
Связующее (смесь олифы со скипидаром в соотношении 1:1) До рабочей густоты
При разделке под красное дерево: А) грунт с золои. стым оттенком:
TOC o "1-3" h z охра золотистая................................. 1
Белила цинковые 0,15
Крон желтый...................................... 0.08
Сурик железный.................................. 0,07
Связующее (смесь олифы со ски
Пидаром в соотношении 1:1) До рабочей густоты
Б) груит с красноватым оттенком:
Белила цинковые............................... 1
Крон желтый........................ . . 1
Бакан красный.................................. 2,5
Тоты |
Связующее (смесь олифы со скипидаром в соотношении 1 : I) До рабочей густоты
Лессировочные составы (11.117) (в частях по весу)
При разделке под светлый дуб:
Охра золотистая...... 1
Умбра. ........ 0,1-0,15
Связующее (олифа со скипидаром
В соотношении 1:1) . . . .До рабочей гус-
При разделке под мореный дуб:
Сиена натуральная ... 1
Охра зоюгясгая . ... 0,1
Связующее (олифа со скипидаром в соотношении 1:1) До рабочей густоты
При разделке под орех:
Умбра гятуральная ... 1
» жженая.... 0,11
Связующее (пиво, квас) . . . До рабочей густоты
При разделке под красное дерево:
А) состав с? олот истым оттенком
Умбра жженая
Сиена » . . . .
Краплак...................................
Связующее (пиво, квас, са харная вода) . . .
Б) состав с красноватым оттенком
Умбра жженая
Бакан красный.........................
Связующее (пиво, квас, са харная вода)
1
0,5 0,3—1
До рабочей густоты
1
0,5
До рабочей густоты
Разделка под дуб (11.118). По просушенному грунту наносят ручником накрывочный слой и затем специальной кистгю-расхлесткой (ударяя плоскостью кисти) распределяют наложенный слой по поверхности. Для разделки применяют главным образом гребешки, сделанные из листовой резины толщиной 3—"о мм, по краям которой нарезаны зубья различной величины. Рассечку начинают с наиболее крупных слоев сердцевины дерева (рис. 22, о). Затем менее крупным гребешком рассекают слои по обе стороны середины древесины, направляя гребешок к слоям средней части (рис. 22,6). После этого гребешком с мелкими зубьями заполняют обе стороны нанесенного рисунка рисунком мелких слоев. Разделив рисунком всю поверхность приступают к растушевке сердцевинных слоев филенчатой кистью (рис. 22,6). Затем производят «расческу» слоев, но под острым углом к их направлению 3Ifm приемом создается впечатление пористости древесины (рис 22,г). Эту операцию можно выполнять мелким стальным и резиновым гребешком. После просушки разделанного накры - вочного слоя поверхность покрывают очень тонким лессировочиым слоем, цвет которого должен быть чуть темнее накрывочного слоя. Сырую лессировку осторожно протирают в отдельных местах мягкой ветошью, делая их несколько светлее (рис. 22, д). Затем флейцем слегка растушевывают поверхность. Просохший лессировочный слой покрывают светлым масляным лаком При повышенном требовании к качеству отделки поверхность покрывают лаком за два раза с мокрым шлифованием первого с поя лака порошком пемзы.
Разделка под орех (11.119). Нанесенный грунт высушивают н протирают пивом или квасом. После этого накладывают лессировочный слой, растертый на квасе или пиве. Этот слой сразу же расхлестывают кист ью-расхлесткой. По высохшему водному лессировочному слою
Рис. 22. Последовательные стадии разделки под дуб |
А — рассечка крупных слоев; б —рассечка гребешком мелких слоев; в — растушевка сердцевинных слоев филенчатой кистью; г — «расческа» слоев стальным гребнем; д — протирка ветошью лессировочного слоя
Рис. 23. Последовательные стадии разделки под орех
Наводка рисунка пальчиковой шеперкой; б — обработка стальным гребешком крупных слоев; в — обработка боковых частей ветошью; г — обработка боковых частей по лесснровочному слою шеперкой
Накладывают масляный накрывочный слой следующего состава (в частях по весу):
Умбра натуральная ..... 3
» жженая........................................................ 1
Связующее (олифа и с шпидар в соотношении 1:1).. До рабочей гус
Тоты
По сырому накрывочному слою разделывают поверхность, наводя вначале рисунок пальчиковой кистью-шеперкой с 3—5 зубцами (рис. 23, а). Для этого на палитру накладывают тонкотертые масляные краски (охра, умбра, жженая сиена и сажа), которыми разрисовывают поверхность под орех. Крупные слои рисунка дополнительно обрабатывают стальным гребешком, обернутым ветошью (рис. 23,6). Более мелкие слои обрабатывают зубцами гребешка. Боковые части поверхности разделывают ветошью, смятой в комок (рис. 23, в), после чего проходят по ним сухой шеперкой и немедленно осторожно разравнивают флейцем. Высохшую разделанную поверхность снова покрывают тонким слоем лессировки из натуральной и жженой умбры, растертых на кв ice или пиве. Лессировочиый слой подбирают чу;ь темнее разделки. Боковые части поверхности по свежей водной лессировке обрабатывают коротко подстриженной шеперкой, нажимая на нее пальцами и делая небольшие сдвиги вправо и влево, чем создаются поперечные волнистые линии, присущие ореху (рис. 23, г). Высохшую поверхность покрывают лаком за два раза с мокрой шлифовкой нижнего слоя лака порошком пемзы.
Разделка под краснее дерево (11.120). На поверхность наносят грунт из приведенных выше составов. По высохшему грунту наносят тонкий слой масляной лессировки. По сырой лессировке шеперкой наводят изображение слоев (рис. 24, о). После этого гребешком, обернутым мягкой ветошью, прорабатывают слои, придавая им извилистую форму (рис. 24,6). Боковые стороны поверхности разделывают вначале шеперкой и пробирают ветошью отдельные места для осветления (рис. 24, в). Законченную поверхность слегка разглаживают флейцем. После высыхания наносят слой водной лессировки приведенного выше состава, растертой на пиве, квасе или сахарной воде. Затем по сырой поверхности проходят шеперкой вдоль слоев, неравномерно нажимая пальцами, чтобы создать волнистость рисунка. В средней части рисунка увлажненной шеперкой иногда снимают часть лессировочного слоя, делая эти места более светлыми (рис. 24,г). Законченную поверхность покрывают светлым лаком за два раза с мокрым шлифованием нижнего слоя лака порошком пемзы.
Фактурная отделка поверхностей (11.121)
Фактурную отделку выполняют путем наложения на поверхность жидкой шпаклевки маховыми кистями или макловицами с последующей обработкой ее различными приемами для придания желаемой фактуры. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами. Шпаклевка должна быть пластичной и 10—1349 иметь небольшую усадку. Для этой цели в нее добавляют порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрид, мраморную муку и пр.).
Состав шпаклевки для фактурной отделки
(в частях по весу)
Мел...................................................... 1
Гипс, мраморная мука и пр. . . 1
Клей животный или казеиновый
(10%-ный раствор) ... До сметанооб-
Разной консистенции
Мел и гипс смешивают и пропускают через сито с 918 отв/см2, после чего затворяют клеевым раствором. Если масса недостаточно пластична, в состав можно ввести небольшое количество масляного лака (1,5—2%) и загустить 10%-ным раствором квасцов. По новой штукатурке фактурную отделку можно выполнять только после полного ее высыхаиия и подмазки дефектных мест. При сильно тянущей способности штукатурки ее нужно загрунтовать 8%-ным раствором животного клея. Под фактурную отделку поверхность не требует тщательной подготовки — необходимо лишь подмазать выбоины в штукатурке той же фактурной шпаклевкой. Деревянные поверхности следует предварительно проолифить, а имеюшиеся на них щели и трещины заклеить марлей или серпянкой По прежде окрашенным поверхностям фактурную отделку выполняют после удаления старых окрасочных пленок.
Шпаклевочный фактурный состав наносят слоем толщиной 2— 4 мм. Нанесенному составу фактуру придают различными приемами при помощи разнообразных инструментов После нанесения фактуры слишком выступающие части отделки слегка сглаживают путем проведения по поверхности металлическим шпателем или целлулоидным треугольником, смоченным в воде. При мелкой фактуре сглаживание во влажном состоянии не производится. После высыхания фактурного слоя его прочищают шкуркой и удаляют с него пыль. После этого фактурный слой окрашивают. Лучшие результаты дает окраска лес- сировочными составами, которые следует наносить на предварительно проклеенную поверхность для того, чтобы масло не оставляло расплывающихся пятен. Проклеивать можно 5%-ным раствором животного или казеинового клея. При приготовлении лесснровочного окрасочного состава из тертых масляных красок их разводят следующим составом (в частях по весу):
Олифа натуральная 1 Скипидар. . , . s. , 2
Сиккатив...................... 0,1
Окрашивают широкой кистью или пистолетом-распылителем тонким просвечивающим слоем. После окраски с выпуклых частей ветошью частично снимают излишек краски; этим придается рисунку фактуры большая рельефность. При желании получить глянцевую поверхность просохшую окрашенную фактуру покрывают светлым масляным мебельным лаком. Фактурную окраску можно рекомендовать при отделке вестибюлей театров, клубов, выставочных павильонов и т. д. Образцы рисунков фактурного слоя показаны на рис. 25.
Способы нанесения фактурного слоя (11.122). Отделка под корзинку (рис. 25,1) выполняется путем наложения шпаклевки плоской кистью с образованием квадратов, размер стороны которых около 15 см
Веерообразная отделка (рис. 25, 2) выполняется торцом маховой кисти или резинового гребешка по свеженаложенной шпаклевке. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок; затем кисть перемешают по горизонтали дальше и делают следующий поворот, который частично перекрывает первый, и продолжают таким образом как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях
Отделка с вертикальной штриховкой (рис. 25,3) выполняется кистью, которой наносят вертикальную штриховку по свеженаложенной шпаклевке.
Отделка наклонными штрихами (рис 25,4) выполняется широкой макловицей с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениях, как указано на рисунке.
Волнообразная отделка (рис. 25,5) выполняется волнообразными движениями сверху вниз жесткой кистью по свежей шпаклевке.
Отделка рельефными жилками (рис. 25,6) получается при нанесении по свежему слою шпаклевки в различных направлениях ударов боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см С длинным волосом.
Отделка завитками (рис. 25. 7) выполняется ложкой, которой по свежей шпаклевке делают спиралеобразные движения. Диаметр завитков 18—20 см. Отделку начинают с центра постепенно кругообразными движениями, переходя от центр! к краям. Каждый новый завиток несколько захватывает предыдущий.
Воронкообразная отделка (рис. 25,8) получается при ударе торцом жесткой волосяной кисти по свежена несенной шпаклевке.
Отделка под тростник (рис. 25,9) выполняется с предварительной горизонтальной штриховкой свежезашпаклеванной поверхности редким гребешком для получения фона. По этому фону ручкой ножа наводят изогнутые в одну сторону вертикальные линии, которые должны между собой переплетаться, чтобы создать впечатление наклонившегося тростника.
Отделка под заросли (рнс. 25, 10) выполняется по свежей шпаклевке ручкой ножа или кисти, которыми проводят вертикальные и наклонные линии, тесно переплета ют иеся между собой.
Отделка туповкой (рис. 25,//) выполняется по свежей шпаклевке специальной кистью — туповкой или губкой.
Отделка под известняк (рнс. 25, 12) выполняется путем обработки туповкой с помошыо губкн в отдельных местах наложенной светло-желтой шпаклевки. Набивка губкой должна оставлять горизонтальные слепы Излишнюю шероховатость сглаживают После того как шп1клевка несколько отвердеет, лезвием ножа по линейке разрезают поверхность на отдедьиые камни. Затем наносят лес - сировочный слой из жженой умбры, излишек которого снимают на 10*
Выступающих частях рисунка ветошью, что придает фактуре вид камня.
Отделка под бамбук (рис. 25, 13) выполняется путем обработки туповкой с помощью губки вначале всей поверхности свеженаложенной шпаклевки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпаклевке длинную узкую (не шире 2 см) рейку, закругленной ручкой ножа выполняют рисунок бамбука.
Отделка под камень (рис. 25,14) выполняется торцеванием свежезашпаклеванной поверхности жесткой щеткой-торцовкой с последующей (после некоторого отвердения шпаклевки) разрезкой лезвием ножа на камни.
Отделка под обои (рис 25, 15) выполняется так: вначале свежую шпаклевку обрабатывают гребенкой, нанося на ней вертикальные штрихи по всей поверхности после этого губкой производят туповку, слегка прижимая ее, в отдельных местах к поверхности.
Эта отделка представляет собой разновидность фактурной отделки. На поверхность также наносят шпаклевочный слой согласно вышеприведенному составу толщиной не менее 3—4 мм из клеевой или масляной шпаклевки. По свеженанесенной шпаклевке рисунок линкруста наносят жесткими узорными валиками. Чтобы валик не прилипал к шпаклевке, его при клеевой шпаклевке смачивают водой, а при масляной шпаклевке — скипидаром или бензином-растворителем Окраску по накатанному рисунку после его высыхания выполняют за два раза с грунтовкой, как и по обычной шпаклевке. Фактурная отделка хорошо моется водой с мылом.
Чехословацкие мастера готовят пасты для отделки под линкруст по одному из следующих составов (II 124):
(в % по объему)
1) TOC o "1-3" h z Меловая шпаклевка на мыловаре 60
Каолин....................................... . 20
Олифа.................................................. 5
Клейстер из крахмала (картофельная мука) 5
Вода........................................................................ 10
2) Купоросная шпаклевка........................ 65
Каолиновое тесто............................... 30
Картофельный клей или мучной.
Клейстер................................................................... 4
Животный клей (15%-ный рас - 1
Твор).....................................................
Вода . .................................................. До рабочей
Густоты
3) Меловая паста..................................... 60
Каолиновое тесто....... 40
В третий состав на 60—70 л массы добавляют 4—5 л олифы и 600 T столярного идея, разведешоп» до now и храни и, оЗ«£деч. ияах>- щей сохранение массой рабочей густоты. Приготовленную Пасту нанося г на поверхность ровным слоем толщиной 2—3 мм, затем различными приемами и инструментами (торцовкой, дырчатым шаблоном, гребешком, шеткой, узорчатым валиком и т. д.) выполняют фактуру. После выполнения фактуры через 2—3 дня поверхность зачищают наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают масляной грунтовкой. После высыхания грунтовки окрашивают масляным окрасочным составом.