Канифольное мыло
Особое место среди других занимает канифольное (смэ - ляное) мыло, или канифольный клей, как его называют в писчебумажном производстве. Канифольное мыло представляет собой мазеобразную массу буроватого цвета со слабым приятным смоляным запахом. Это мыло, кроме жидкой консистенции, имеет еще два отрицательных свойства: оно оставляет некоторую липкость на вымытых предметах и желтые пятна на выстиранном белье.
Канифольное мыло широко применяется в мыловарении в качестве заменяющей жир добавки в жировую смесь при изготовлении самых разнообразных сортов мыла, вплоть до туалетных.
При введении в состав жировой смеси до 25 частей кани фолй получают ядровые хозяйственные мыла удовлетворительного качества.
Канифоль омыляется как едкими, так и углекислыми щелочами. Удовлетворительное канифольное мыло можно сварить как при помощи кальцинированной соды, так и поташа и даже концентрированного раствора древесной золы — древесного щелока. Однако, эти мыла должны рассматриваться в качестве заменителей мыла, а не как полноценные мыла.
Канифольно-жировые мыла можно вырабатывать тремя основными способами.
По первому способу варят на ядро отдельно жир с едкой щелочью и канифоль с углекислым натрием, пользуясь приемами, описанными выше. Полученные ядра высаливают и шлифуют, затем хорошо смешивают и проваривают.
По второму способу Ьперва варят жировое мыло, как обычно, с едкой щелочью. Затем добавляют избыток последней отдельными порциями, засыпают всю указанную в рецепте канифоль и добавляют по мере надобности щелок. По окончании омыления канифоли всю массу хорошо проваривают, если нужно, высаливают и шлифуют.
По третьему способу жир и канифоль вместе закладывают в котел и омыляют, последовательно приливая к жировой смеси растворы едкой щелочи все увеличивающейся крепости, например, 12, 15, 20, 25,. 30, 35, 40°Б. Под
I 1 ;
Влиянием концентрированного щелока ядро отсаливается, затем обрабатывается, как обычно.
Твердое канифольно-жировое мыло можно изготовить,/ вводя в жировой набор до 25% канифоли. Однако, прЦ большом процентном содержании канифоли в жировой смеси! (30°/а и выше) мыло получается мягким. Твердость егоЦ можно повысить прибавлением твердеющих наполнителейЩ например, жидкого стекла и кальцинированной соды. ОднаЯ ко, жидкие наполненные мыла по существу являются ужен переходными к заменителям мыла продуктами, о которых! будет сказано ниже. ч. Ц
Для примера приводим описание варки мыла с 25% кн. чи-Я фол и в жировой смеси. I
Отвесив нужное количество жира и канифоли, загружают!! его в котел, в который подливают часть едкой щелочи в;: виде раствора крепостью в 18°Б. Смесь кипятят, подливая нужное количество щелока и доводя его кре-о пость до 25—30°Б, пока не получится однородный хороший клед. .г.
Полученный клей высаливают крепкой едкой щелочью! или поваренной солью. , ■
После этого дают массе устояться, удаляют подмыльный' щелок, добавляют к ядру едкий щелок, подогревают до кипения и вводят в котел обрезки мыла от прежних варок. По получении хорошего ядра огонь гасят, мылу, Дают устояться и Удаляют отстоявшийся подмыльный щелок.
"Чтобы получить мыло чистое и светлое, по удалении: подмыльного щелока наливают 'В котел раствор едкого - щелока крепостью в 8°Б и снова кипятят.
Полученный клей опять высаливают, дают ядру отстояться; в покое несколько часов, затем сливаю? подмыльный щелок и при кипения массы в котле шлифуют мыло с 20 — 25J/o горячей, во, ды при тщательном перемешивании мыльной, массы.
Конец шлифования можно ойределить по следующему; признаку: небольшое количество шлифованного мыла, подкис нутого лопаточкой в воздух, разлетается в разные сторонЦ в виде бабочек. По окончании шлифования огонь под кот* лом гасят, котел хорошо укрывают и оставляют в покоена V/i—2 суток. С остывшего мыда снимают образовавшуюся корку, а самое мыло осторожно сливают в другой котел; где на малом огне кипятят его до тех пор, пока оно н^ станет подниматься. Кипятить надо осторожно и. следитв за тем, чтобы мыло не пригорело.
4« . г.
Когда мыло перестает подниматься, его сливают в деревянные формы, прибавляют к нему около 5% кристаллической соды и тщательно перемешивают. При этом мылО' - густеет настолько, что его становится трудно мешать. По - охлаждении мыло получается твердым, чистым, светлым, ровным в разрезе и несколько просвечивающим по краям-
Высаливание два раза, а иногда и больше, и тщательное шлифование производятся для того, чтобы добиться максимального осветления мыла (чистое канифольное мыло имеет буроватый цвет). Вещества, окрашивающие обычную темную канифоль, растворяются, главным образом, в подмыльном щелоке, а не в мыле. Высаливание канифольноп> мыла, проведенное несколько раз, почти полностью осветляет его. Мыло из гидрогенизированной канифоли варится так же, как и из обычной канифоли. Но оно отличается от последнего светлым цветом и стойкостью. На свету не темнеет.