Пространственная работа каркаса здания при крановых нагрузках
Покрытие здания из железобетонных плит, соединенных сваркой закладных деталей и замоноличиванием швов, представляет собой жесткую в своей плоскости горизонтальную связевую диафрагму. Колонны здания, объединенные горизонтальной связевой диафрагмой в поперечные и продольные рамы, работают как единый пространственный блок. Размеры такого блока в плане определяются расстояниями между температурными швами (рис. XIII.20, а),
Нагрузки от массы покрытия, снега, ветра приложены новременно ко всем рамам блока, при этих нагрузках остранственный характер работы каркаса здания не роявляется и каждую плоскую раму можно рассчиты - ть в отдельности. Нагрузки же от мостовых кранов риложены лишь к двум-трем рамам блока, но благода - горизонтальной связевой диафрагме в работу включается остальные рамы блока, происходит пространствен-
І
' ая работа.
В каркасном здании из типовых элементов с регу - ярным шагом и постоянной жесткостью центр жестко - ги (т. е. точка приложения равнодействующей реактив - Ых сил при поступательном перемещении блока) совпа- ает с геометрическим центром. Поместим начало оординат в этом центре. Пусть х — координата поперечной рамы, у— координата продольной рамы (рис. |Ш1.20, б). Приложим к поперечной раме с координатой «о'силу F и определим перемещение этой рамы. Перемещение блока от силы F будет поступательным, а от момента. M—F — вращательным. Если гцх — реакция Поперечной рамы от единичного перемещения Д=1, то поступательное перемещение блока
Д = F/пгцх, (XIII. 11)
Где я — число поперечных рам блока.
При вращении жесткой в своей плоскости горизонтальной связевой диафрагмы на угол q>=l поперечные рамы получают перемещение, равное xtgqj, но поскольку конечный угол ф будем малым и, следовательно, ф=ф= 1, поперечные рамы получают перемещение, равное их координате х; продольные рамы получают перемещение, равное у. При этом возникнут реакции: в поперечных рамах
Rx = xriix, (XIII. 12)
: в продольных рамах
* Ry — Уііу (XIII. 13)
We гт — реакция продольной рамы от смещения Д=1 (определяется с учетом сопротивления вертикальных связей по колоннам).
Кручением колонн при вращении горизонтальной диафрагмы ввиду его малости пренебрегаем.
Угловая жесткость блока или реактивный момент блока от единичного угла поворота диафрагмы <р=1
Т р
Дф = 1 = 22 xR* + 2 2(XIII. 14)
1 1
№—943 401
где m=n/2, когда п—чясло поперечных рам четное, или т=(п—1)/2, когда п — чясло нечетное; p=q/2, когда q — чясло продольных рам і четное, ялн р= (^—1)/2, когда q — число нечетное. *
(XIII. 15)
Угловая жесткость блока с учетом значения реакций,' согласно формулам (XIII.12), (XIII. 13), составит
Т р
^-fru. lSrf+eS*)'.
Р = rliy/rlix -
(XIII. 16)
2л
F
Их
Угол поворота блока вокруг центра вращения М Fxо
Т і
Перемещение поперечной рамы С координатой Х0 ОТ: силы F найдем суммированием перемещений — поступательного и от вращения блока. Тогда
. (XIII. 17)
Д = ■
*оФ =
Пгпх
ПГЦх
Fxl
2Гц, (2*'+ РІ>2
Теперь найдем реактивную силу от единичного перемещения Д=1 поперечной рамы, приравняв единице перемещение по формуле (XIII.17). Тогда
F = Cdimr lixi
Где
(XIII. 18>-
4
(XIII. 19),
1
— +1
Cdim — 1
Коэффициент cdim характеризует пространственную^ работу каркаса, состоящего из поперечных и продольных* рам. Следует принять во внимание податливость соединений плит покрытия, которую на основании исследований' можно оценить коэффициентом 0,7 к значению с, цт, Щ также учесть загружение нагрузкой от мостовых кранов| рам, смежных с рассчитываемой, коэффициентом 0,7*| Тогда
4
(XIII. щ
Л '
Cdim = 1]
І і
Если учитывать пространственную работу рам лишь іного поперечного направления, то в упрощенном реше - іи при (5=0 из формулы (
Їогда для второй от торца $лока поперечной рамы, находящейся в наименее благоприятных условиях (в ча - |ти помощи, оказываемой |цботой соседних рам), при |іаге 12 м Сйгш=3,4; прн шаре 6 м Cdim = 4. Г; Таким образом, поперечную раму можно рассчитывать на крановые нагрузки с учетом пространственной работы каркаса здания методом перемещений с введением к реакции от единичного смещения поперечной рамы коэффициента смт (рис. XIII.21).