Технологичность сборных элементов
• Технологичными называют элементы, конструкция которых допускает их массовое изготовление на заводе или ;Яа полигоне с использованием высокопроизводительных! машин и механизмов без ^трудоемких ручных операций. Конструкция техноло - (гичных элементов должна быть увязана с технологией их изготовления. Например, членение каркаса многоэтажного здания на отдельные элементы возможно разрезкой ригелей в местах, где изгибающие моменты имеют наименьшее значение (рис. Х.5,а). Габаритная ширина изделия включает консоли, вылет которых в несколько раз превышает размер колонны. В условиях конвейерного и поточно-агрегатного способа производства колонна со значительными консольными выступами нетехнологична, так как по ширине вагонетки конвейера может разместиться лишь одна колонна, в связи с чем резко уменьшается выпуск готовой продукции.
Членение каркаса многоэтажного здания на прямолинейные элементы делает их более технологичными для конвейерного и поточно-агрегатного способа производства (рис. Х.5, б). Хотя в этом случае в местах разрезов
изгибающие моменты и поперечные силы резко возраста| ют и это требует большого внимания к качеству работна| монтаже, все же такое решение позволяет значительно^ повысить производительность заводов при изготовлении] элементов каркаса н поэтому принято как типовое. В ус-> ловиях стендового способа производства и на построеч-. ных полигонах колонны с выступающими консолями могут быть изготовлены сравнительно просто; в этом случае они будут технологичными.
Не менее важно для технологичности изготовления элементов соответствующее конструирование арматуры и стальных закладных деталей.
Сборные элементы должны быть технологичными также и при монтаже: их конструкция должна допускать удобную установку, закр^цление в проектном положении и быстрое освобождение крюка монтажного крана. Членение конструкции на сборные элементы в ряде случаев обусловлено требованиями технологичности монтажа. Найример, колонны каркаса многоэтажного здания для удобства монтажа соединяют на высоте 800—1000 мм от уровня перекрытия.
Конструкции стыков сборных элементов проектируют с учетом обспечения их прочности, а также требований технологичности монтажа. Объем монтажной сварки должен быть сравнительно небольшим, работы по замо- ноличиванию стыков — сравнительно не трудоемкими.
В элементах сборных железобетонных конструкций должны быть предусмотрены устройства для их подъема при транспортировании и монтаже: монтажные петлн, специальные строповочные отверстия и т. п. Для устройства монтажных петель должна применяться только го - рячекгтаная арматурная сталь с площадкой текучести класса A-II марки 10ГТ и класса A-I марки ВСтЗсп2. Прочность сечения петель проверяют расчетом.
Б. Расчетные схемы сборных элементов в процессе
Транспортирования и монтажа
І
Элементы сборных конструкций при подъеме, транспортировании и монтаже испытывают нагрузку от веса, прн этом расчетные схемы элементов могут существенно отличаться от расчетных схем в проектном положении. Сечение элементов, запроектированное на восприятие усилий в проектном положении, в процессе транспортиро-
Ния и монтажа в ряде случаев может оказаться недо- аточным. В связи с этим необходимо расчетные схемы ементов назначать так, чтобы усилия, развивающиеся,_ри транспортировании и монтаже, были возможно мень - іріе. Для этого надо устанавливать соответствующее рас - |||)Ложение монтажных петель, строповочных отверстий, |$ест опирания (которые должны быть указаны на рабо- кчих чертежах элементов).
А) ЭпюраМ
Эпюрам
Колонны в процессе монтажа
Мы сборной рамы в процессе монтажа
Рис. Х.6. Расчетные схемы сборной Рис. Х.7. Расчетные схе -
Расчете коэффициент надежности от массы принимают - Yf=l. Нормами допускается снижать коэффициент динамичности и принимать не менее чем 1,25, если это подтверждено опытом применения таких конструкций.
Наиболее характерным примером элемента сборной конструкции, расчетная схема которого при транспортировании и монтаже существенно отличается от расчетной схемы в проектном положении, будет колонна (рис. ;Х6, а). В этом примере колонна испытывате изгиб вместо сжатия, меняются положение сжатой зоны сечения, положение сжатой и растянутой арматуры (рис. Х.6,б, в). Чтобы получить более благоприятную расчетную схему колонны на монтаже, целесообразно переместить монтажные петли от концов к середине, тогда при подъеме колонна работает как однопролетная балка с коносолями
|і Элементы следует рассчитывать иа нагрузку отмас - 'сы элемента с коэффициентом динамичности: при транспортировании 1,6, при подъеме и монтаже 1,4. В этом
и изгибающие моменты, возникающие на монтаже,, уменьшаются.
Для примера выбора рациональной расчетной схемы двухпролетной рамы на монтаже проанализируем возможное расположение мест захвата при ее подъеме (рис. Х.7). Применяя траверсу, можно захватить раму за ее узлы, и тогда знаки изгибающих моментов в ригелях со^ храняются такими же, как и в рабочем положении, а потому прочность рамы в процессе монтажа будет обеспечена без дополнительного армирования. Если же захва - ? тить раму без траверсы непосредственно в двух точках за ригели, то характер эпюры моментов изменяется: в сере - і дине пролета ригеля возникнут отрицательные моменты - и потребуется дополнительное армирование, не исполь-' зуемое в проектном положении.
Элементы с сечениями значительной высоты и отно-, сительно малой ширины (высокие балки, фермы, стеновые панели и т. п.) транспортируют обычно в рабочем положении — на ребро, поскольку их несущая способность в горизонтальном положении мала и перечисленные меры по изменению расчетной схемы на монтаже не эффективны.
При проектировании железобетонных конструкций необходимо предусматривать конструктивные меры, чтобы обеспечить устойчивость отдельных элементов и всего здания в процессе монтажа, а также и другие требования охраны труда.
При проектировании сборных железобетонных конструкций необходимо помимо класса бетона устанавливать отпускную прочность элементов заводского изготовления, т. е. кубиковую прочность бетона, при которой допускается транспортирование и монтаж элементов.