Машины, работающие по циклу Стирлинга
Солнечные энергетические установки
По-видимому, существует практически неограниченный рынок для небольших двигателей, работающих на солнечной энергии (для использования в тропических странах) и служащих приводом водяных ирригационных насосов и электрогенераторов малой мощности, заряжающих аккумуляторы для освещения в ночное время. Эта область применения двигателей Стирлинга не нова; Финкельштейн (1959 г.) приводит пример одного из первых двигателей Стирлинга, работавшего на солнечной энергии и построенного Эрик - соном в XIX в.
По всей вероятности, основная трудность в поставке на рынок таких двигателей заключена в их цене. В дополнение к двигателю
необходимо иметь солнечный коллектор и концентратор, которые соответственно собирают солнечное излучение с большой площади и концентрируют ее на очень малую. Сфокусированный поток энергии очень велик, поэтому достигаются высокие температуры, необходимые для работы теплового двигателя. Формы коллекторов могут быть самыми разнообразными, но наиболее известной является, вероятно, параболоид (форма прожектора или рефлектора передней фары автомобиля). Другой формой коллектора является линза Френеля, показанная на рис. 9-5. Она представляет собой большую плоскую пластину из прозрачного материала с пазами на верхней поверхности, прорезанными под различными углами так, что падающие солнечные лучи собираются в общем фокусе. Такие линзы, изготовленные с помощью штампа, подобно тому как делаются граммофонные пластинки, могут быть относительно дешевыми. Одна
Вая головка цилиндра для двигателя Стирлинга, работающего на солнечной энергии. |
Рис. 9-5. Линза Френеля и кварце- вращающий коллектор в СООТ- |
Из них, купленная автором в 1970 г., имела размеры около 0,76X0,91 м и стоила 20 долл. К сожалению, линза была сделана из пластика, теряющего прозрачность при сильном солнечном свете.
При перпендикулярном расположении коллектора к солнечным лучам падающая солнечная энергия максимальна. Для поддержания максимальной выходной мощности двигателя в течение возможно большего времени необходим механизм ориентации,
Ветствии с движением Солнца. Механизм ориентации может приводиться в движение от простого часового механизма
С периодической поправкой по широте, учитывающей сезонные изменения в движении Солнца. Типы двигателей могут быть самыми разнообразными — от свободно-поршневого двигателя J Била (рабочий объем находится под давлением и герметично уплотнен при изготовлении) до простого двигателя Хейнричи, работающего на воздухе при низком давлении. Такие двигатели должны быть дешевыми, надежными и нетрудоемкими в производстве при выпуске их в больших количествах.
Заслуживает внимания изобретенная Финкельштейном кварцевая головка цилиндра, позволяющая иметь фокус коллектора внутри самого цилиндра.
Это дает возможность нагревать рабочее тело до очень высокой температуры без особых требований к высококачественным материалам в горячей замкнутой полости.