Машины, работающие по циклу Стирлинга
ДВИГАТЕЛИ
В большинстве конструкций двигателей значительное внимание уделяется регенератору и сравнительно небольшое — проблеме нагревателя и холодильника. По этой причине процессы теплопередачи при подводе и отводе теплоты осуществляются плохо и, в конечном итоге, достигнуть удовлетворительной работы двигателя не удается. Это стимулирует дальнейший интерес к регенератору: делаются многочисленные экспериментальные/попытки проверить различные конструкции регенератора. Часто вызывает удивление тот факт, что порой эти попытки не оказывают никакого эффекта на работу двигателя; особенно удивителен тот случай, когда эксперименты проводятся с целью уменьшения размеров регенератора, и размеры уменьшаются до такой степени, что двигатель, в сущности работает без него. Из опыта известно, что в небольших двигателях с низким давлением рабочего тела снятие регенератора почти всегда приводит к улучшению их характеристик, потому что выигрыши, связанные с уменьшением мертвого объема и в меньшей степени с уменьшением потерь, обусловленных теплопроводностью корпуса регенератора, и потерь на трение, перекрывают потери, связанные с теплоемкостью и поверхностью теплообмена насадки регенератора.
Для очень небольших низкочастотных машин (например, для двигателей с диаметром цилиндра 5 см, давлением менее 5—6 кгс/см2 и с частотой вращения менее 1000 об/мин) конструкция с внешним регенератором (по крайней мере, для первого варианта) нецелесообразна; лучшим решением в этом случае будет, по-видимому, внутренний кольцевой регенератор, расположенный вокруг вытеснителя.
Один из вариантов вытеснительной системы с регенеративным кольцевым каналом, успешно использованный профессором Билом (Beale), а также автором, показан на рис. 7-8. Вытеснитель, выполненный из тонкостенной трубки из нержавеющей стали с низкой
теплопроводностью, закрыт с горячего торца перевернутой цилиндрической крышкой, изготовленной из сплошного бруска так, чтобы она могла плотно прилегать к трубе. После сборки место соединения может быть заварено, а шов зачищен и отшлифован. С внутренней стороны вытеснителя, как это видно из рисунка, может быть предусмотрен ряд теплозащитных экранов, либо вырезанных из жесткого материала, либо стандартных. Нижний конец вытеснителя также закрыт плотно прилегающей пластинкой. Поскольку эта часть вытеснителя работает в холодной - зоне, пластинка может быть изготовлена из легкого сплава или из нержавеющей стали. Для обеспечения необходимого уплотнения пластинки с нижним концом вытеснителя их соединяют с помощью эпоксидного клея. Хорошие результаты получены для вытеснителя с длиной около трех его диаметров. Вытеснитель работает в цилиндре, также изготовленном из низкотеплопроводной нержавеющей стали и имеющем небольшое поперечное сечение, за исключением периферийных колец жесткости, снимаемых в процессе обработки. Верхняя часть цилиндра закрыта другой перевернутой цилиндрической крышкой, приваренной извне. Нижний конец цилиндра соединен с помощью фланца с охлаждаемой полостью сжатия цилиндра. Цилиндр может быть короче вытеснителя, так что нижняя, охлаждаемая часть вытеснителя работает внутри полости сжатия цилиндра. Это дает возможность установить на нижнем конце вытеснителя направляющее кольцо, изготовленное на основе материала PTFE, работающего в условиях охлаждения.
Рис. 7-8. Элементы кольцеобразного регенератора. 1 — теплозащитный экран; 2 — кольца жесткости; 3 — рубашка охлаждения; 4 — направляющее кольцо из материала RULON; 5 — соединение иа эпоксидной смоле; 6 — тонкие секции стеики для уменьшения потерь вследствие теплопроводности; 7 — регенеративный кольцевой зазор размером 0,38—0,76 мм; в— сварные швы. |
По кольцевому каналу, образующемуся между вытеснителем и цилиндром и связывающему полости расширения и сжатия, проходит рабочее тело. Этот канал выполняет роль регенератора, поскольку верхний его конец всегда находится в нагреваемой, а нижний — в охлаждаемой частях цилиндра. Устройство достаточно
простое, но весьма эффективное в том случае, если вытеснитель и стенки цилиндра выполнены из очень тонкого материала, позволяющего свести к минимуму потери на теплопроводность. Зазор между цилиндром и вытеснителем с точки зрения теплообмена имеет очень важное значение и должен находиться в пределах 0,38— 0,76 мм. Для обеспечения выравнивания процессов теплообмена и течения рабочего тела очень важно также выдерживать постоянный зазор в кольцевом канале по всей длине. Проблема теплообмена в кольцевом канале с осевым температурным градиентом и с движущимся возвратно-поступательно одним из элементов этого канала, по-видимому, не изучалась и может быть рекомендована для исследовательской работы в университете.
Пределы применимости регенеративного кольцевого канала не определены, но, вероятно, система будет все менее и менее эффективной по мере того, как будут увеличиваться диаметр цилиндра, давление и частота вращения двигателя. Первоначально противоречия скажутся, вероятно, на работе нагревателя; в этом случае положение может быть улучшено увеличением площади поверхности теплообмена за счет внутреннего оребрения, однако без значительного увеличения мертвого объема этого достигнуть трудно. В конечном счете возникает необходимость прибегнуть к весьма сложным нагревателям, вероятно трубчатого типа; следовательно, можно сделать вывод, что насадки регенераторов оправдывают затраченные средства. В этом случае прогрессивным направлением в развитии двигателей будет, вероятно, сходное с тем, по которому идет фирма «Филипс».