Машины, работающие по циклу Стирлинга
ЦИКЛ ШМИДТА
Классический анализ работы двигателей Стерлинга был предложен Шмидтом в 1861 г. В теории предусмотрено гармоническое движение поршней и отдельных узлов машины, но оставлены как основные допущения изотермичность процессов сжатия и расширения и идеальность регенерации. Таким образом, и эта теория идеализированная, но, несомненно, более реалистичная, чем идеальный цикл Стирлинга. Прн разумно осторожном подходе к интерпретации полученных результатов теория Шмидта может быть полезна при расчете двигателей.
Попытки рассмотреть более реальную задачу, модифицировав предположение об изотермичности процессов сжатия и расширения и идеальности регенерации, связаны со значительными трудностями и приводят к решениям в незамкнутой форме, требующим применения цифровых или аналоговых ЭВМ. Подробное рассмотрение данного вопроса выходит за рамки этой книги. Опыты показывают, что отдельные попытки разработок машин в большинстве случаев связаны с использованием надежной, относительно простой идеализированной теории с последующей инженерной проработкой изделия в металле. Моделирование и оптимизация конструкций двигателей оправданы только для достаточно развитых исследовательских программ и разработок или в исследованиях, носящих академический характер.
Основные допущения, принятые в цикле Шмидта:
1) Регенеративные процессы идеальные;
2) Мгновенные значения давлений в системе одинаковые;
3) Рабочее тело подчиняется уравнению состояния для идеального газа pV = RT
4) Отсутствуют утечки рабочего тела; масса рабочего тела остается постоянной;
5) Изменения объемов газа в рабочих полостях происходят синусоидально;
6) Температурный градиент в теплообменниках отсутствует;
7) Температуры стенок цилиндра и поршня постоянны;
8) В полостях цилиндра происходит идеальное перемешивание рабочего тела;
9) Температура рабочего тела во вспомогательных полостях системы постоянна;
10) Частота вращения машины постоянна;
11) Условия состояния —установившиеся.
Обозначения, использующиеся в последующем анализе г:
А = (т2 + 2Xk cos a - f А2)7*;
В = (т.+ k + 2S);
К. — постоянная;
М — общая масса рабочего тела;
N — частота вращения вала машины;
Р — мгновенное давление цикла;
Рмакс — максимальное давление цикла;
Рср — среднее давление цикла;
Рмии — минимальное давление цикла;
Р — полезная мощность двигателя;
Ры — —---------- безразмерный параметр мощности, отнесенный
RTc
К единице массы рабочего тела;
1 Строчные буквы в индексе относятся к мгновенным значениям температуры, давления, объема и массы; прописные—к максимальным (или постоянным) значениям тех же параметров; Е или е относится к полости расширения; С или с — к полости сжатия; D или d — к мертвому объему.
Рмакс =--------------------- безразмерный параметр мощности, отнесен-
РыаксУт
Ный к максимальному давлению цикла и к общему вытесняемому объему;
Q — теплота, сообщаемая рабочему телу в полости расширения, подводимая теплота;
Q„ = —---------- безразмерный параметр холодопроизводитель-
RTc
Ности, отнесенный к единице массы рабочего тела;
Фмакс =------------------ безразмерная величина подводимой те-
Плоты, отнесенная к максимальному давлению цикла и к общему вытесняемому объему,
R — газовая постоянная рабочего тела;
С 2Хт „ „ й
О = ——-------- приведенный мертвый объем;
Тс — температура рабочего тела в полости сжатия (обычно принимается равной 300 К);
TD — температура рабочего тела в мертвом объеме; ТЕ — температура рабочего тела в полости расширения; Vc — вытесняемый объем полости сжатия; » VE — вытесняемый объем полости расширения; VD — общий внутренний объем теплообменников, регенератора, соединительных каналов и отверстий (мертвый объем);
1 VT ~ (Vc + VE) = (1 + k) VE — суммарный вытесняемый об|ьем;
Vw = VE (1 + cos Ф) + -У Vc [1 + cos (Ф - a)] + VD~ общий
Объем рабочей полости;
Vw макс — максимальный объем общей рабочей полости; X — VD/VE — относительный мертвый объем; a—угол, на который изменение объема полости расширения опережает изменение объема полости сжатия (в радианах или градусах);
§__ + + 2ТА! cos «)1/2. (T-M + 2S) 6 = Arctg Ksina ;
Т+ K cos А
K = VC/VE — отношение вытесняемых объемов; т = ТС1ТЕ — отношение температур; Ф — угол поворота коленчатого вала.