Политики и программы в области энергоэффективности
В главе 3 приводится описание основной политики в области энергоэффективности, которая проводится в Дании. Политики и программы, направленные на повышение энергоэффективности, имеют давние традиции в Дании. Интеграция энергоэффективности в общий контекст энергетической политики уже, по существу, стала в Дании нормой. Как показал анализ, проведенный Секретариатом Энергетической Хартии в 2002 году, это не всегда так в большинстве стран - участниц ПЭЭСЭА. Дания рассматривается многими как модель для подражания ввиду уделяемого ею внимания задачам повышения энергоэффективности.
Либерально-консервативное правительство несколько сместило акцент в политике и программах в области энергоэффективности, увязав их не только со стратегиями борьбы с изменением климата, как это в целом имело место в прошлом десятилетии. Правительство стремится, чтобы энергоэффективность являлась важной составляющей энергетической политики, но вместе с тем оно хотело бы использовать ее для достижения и других целей: обеспечения энергетической безопасности, конкурентоспособности, занятости и т. д.
Программы энергоэффективности за последние два года претерпели определенные изменения и продолжают меняться в настоящее время. Программы субсидирования практически полностью упразднены. Акцент делается на экономичности и выполнении программ, отвечающим требованиям ЕС.
В мае 2000 года парламент утвердил новый закон «Об энергосбережении» (№ 450) в рамках политической договоренности о реформировании электроэнергетики. Этот новый закон закладывает основу для координации и первоочередного внимания централизованным и децентрализованным инициативам в будущем и привносит некоторые новые элементы.
Закон следует рассматривать в связи с ролью снабженческих предприятий в области энергосбережения. В законе 1999 года «Об энергоснабжении» установлено, что сетевые предприятия должны и далее реализовывать энергосберегающие инициативы (см. ниже), разработанные в электроэнергетике за последние несколько лет. Кроме того, в законе «О газоснабжении» и поправках к закону «О теплоснабжении» содержится положение, касающееся инициатив управления со стороны спроса, которые должны
Предприниматься предприятиями газоснабжения теплоснабжения.
Закон № 450 также учредил местные комитеты по энергосбережению, которые созданы, чтобы координировать деятельность различных участников рынка в области повышения энергоэффективности (см. ниже).
В законе также содержится положение об инициативах в области энергосбережения в государственном секторе. Правительство считает, что государственные учреждения должны подавать пример в части энергоэффективности и тем самым способствовать определению хода событий.
Ниже представлены основные программы по секторам конечного потребления.
Централизованного
С прекращением программ субсидирования, основная часть программ Дании в жилищном секторе относится к сфере регулирования, и многие из них обусловливаются формирующейся политикой и директивами, принимаемыми на уровне ЕС. В рамке ниже перечислены законодательные требования Европейского Союза. Эти требования охватывают маркировку бытовых приборов и стандарты эффективности, КПД отопительных котлов, разработку и пересмотр строительных норм, маркирование зданий и т. д.
В отношении маркировки зданий и строительных норм в Дании существуют давние традиции подготовки и осуществления инициатив, упреждающих какие бы то ни было требования в этом отношении со стороны ЕС.
За период с 1992 года Европейским ^Юзом приняты нижеследующие
Законодательные меры по энергоэффективности в домашних хозяйствах:
1. Директива Совета № 92/42/EEC «о требованиях к эффективности новых водогрейных котлов, работающих на жидком и газообразном топливе».
2. Директива Совета № 92/75/EEC «об указании в маркировке и стандартной информации о товаре потребления энергии и иных ресурсов бытовыми приборами».
3. Директива Совета № 93/76/EEC «об ограничении выбросов СО2 за счет повышения энергоэффективности (SAVE)».
4. Директива Комиссии № 94/2/EEC во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC «об энергетической маркировке бытовых электрических холодильников, морозильных камер и их комбинаций».
5. Директива Комиссии № 95/12/EC во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC «об энергетической маркировке стиральных машин».
6. Директива Комиссии № 95/13/EC во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC «об энергетической маркировке электросушилок для одежды».
7. Директива Совета № 96/57/EC о требованиях к энергоэффективности бытовых холодильников, морозильных камер и их комбинаций.
8. Директива Комиссии № 96/6/EC во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC об энергетической маркировке бытовых посудомоечных машин.
9. Директива Комиссии № 97/17/EC от 16 апреля 1997 года во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC об энергетической маркировке бытовых посудомоечных машин.
10. Директива Комиссии № 98/11/EC во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC об энергетической маркировке бытовых ламп.
11. Директива 2000/55/EC Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 года о требованиях к энергоэффективности балластных сопротивлений флуоресцентных ламп.
12. Директива Комиссии № 2002/31/EC от 22 марта 2002 года во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC об энергетической маркировке бытовых кондиционеров воздуха.
13. Директива Комиссии № 2002/40/EC от 8 мая 2002 года во исполнение Директивы Совета № 92/75/EEC об энергетической маркировке бытовых электрических духовых шкафов.
14. Директива № 2002/91/EC Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2002 года об энергетическом КПД зданий.
Программа Дании по энергетической маркировке зданий воплощает в себе подходы, специально разработанные для малых и более значительных (площадью более 1500 квадратных метров) зданий.
Согласно программе для небольших зданий, каждый домовладелец может провести аудит своего здания с описанием его нынешнего энергетического состояния и рекомендациями по возможным мерам энергосбережения в коробке здания и отопительном оборудовании. При продаже здания продавец обязан представить действующий сертификат аудита. По итогам аудита подготавливается энергетическая маркировка с указанием энергетического состояния по шкале от А1 до С5 (А1 - наилучшее состояние). Потребление тепла, электроэнергии и воды оценивается по стандартному расчету, а не фактическому потреблению, поскольку оно связано с ситуацией конкретного продавца (количество проживающих лиц и поведение). В рамках аудита подготавливается и энергетический план, в котором излагается информация для покупателя о том, какие меры целесообразно принять в краткосрочной или долгосрочной перспективе для энергосбережения.
Оценка этой схемы, проведенная в 2000 году, позволила сделать вывод о том, что в существующих зданиях имеет крупный потенциал энергосбережения. Сорок пять процентов владельцев маркированных домов фактически вложили средства в меры по
сбережению тепла. Хотя схема и является обязательной, энергетическим сертифицированием охвачено всего лишь 60% домов, являющихся предметов купли - продажи. С учетом других выводов относительно предыдущего опыта разработки схемы, в середине 2001 года были внесены изменения, предусматривающие полномочия координационного комитета схемы по принятию более широкого круга обязанностей с целью обеспечения успешной реализации этой инициативы. Результаты энергетической маркировки малых зданий [11]:
□ ежегодно маркировке подвергаются 40-45 тыс. малых зданий;
□ ежегодно в энергетических планах указывается необходимость осуществления новых инвестиций на сумму более 1 млрд. датских крон (почти 200 млн. евро);
□ возможность сокращения затрат на энергию на сумму свыше 150 млн. датских крон в год (20 млн. евро);
□ срок окупаемости в среднем составляет 7 лет; и
□ энергосберегающие меры дают эффект в среднем в течение более 25 лет. Энергетическая маркировка больших зданий относится к зданиям в секторе услуг и в жилом секторе, площадью более 1500 кв. метров (в том числе к многоквартирным домам).
Ежегодную проверку больших зданий осуществляют 5-700 специально подготовленных консультантов. Речь идет о 25000 зданий. Ежемесячно все здания площадью более 1500 м2 должны зарегистрировать потребление ими тепла, электроэнергии и воды. Ежегодно консультант проводит аудит, включающий энергетическую маркировку и энергетический план. Энергетическая маркировка оценивает потребление тепла, электроэнергии и воды по шкалам от А до М (А - самый лучший уровень) по сравнению со средними данными для сравнимых зданий. Энергетический план информирует владельца здания о соответствующих мерах в отношении энергосбережения на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Эта новая схема используется параллельно с вышеупомянутой схемой для малой зданий.
Эта схема была оценена в 2000 году и основной вывод состоял в том, что эта схема прекрасно работает для тех, кто в ней участвует, но примерно половина зданий все еще не соответствуют требованиям. Энергосбережение в зданиях, следующих этой схеме, выше, чем в зданиях, не следующих ей. Более того, в зданиях, следующих этой схеме, инвестиции в энергосбережение более целенаправлены, а лица, ответственные за энергетические вопросы, лучше понимают результаты инвестиций. Программа энергетической маркировки для малых и больших зданий будет пересмотрена с целью учета требований по новой директиве «Об энергетическом КПД зданий» (о директиве см. текст в рамке).
До января 2006 года Дания должна выполнить директиву «Об энергетическом КПД зданий». Это означает, что не позднее этого срока потребуется пересмотреть строительные нормы и программу энергетической маркировки зданий. Пересмотр
строительных норм уже запланирован к 2005 году. В программе «Энергетика-2000» Отмечалось, что в 1995 году произойдет сокращение на 25%, и в 2005 году - еще на 25% по отношению к строительным нормам, действовавшим до 1990 года. Эти сокращения будут выполнены. Величина предстоящего сокращения в 2005-2006 годах поэтому составит 33% по сравнению с нынешним уровнем. Но он составляет всего 25%-30%. Это обусловлено тем, что новые нормы/директивы охватывают более широкий круг мер по преобразованию энергии внутри здания (включая все бойлеры, трубы, хранение, потери и т. д.). При использовании старого метода расчета сокращение составило бы 33% по сравнению с нынешним уровнем.
Из директивы ЕС «Об энергетическом КПД зданий»
Из Статьи 1:
Настоящая Директива устанавливает следующие требования:
□ общие рамки методики расчета комплексного энергетического КПД зданий;
□ применение минимальных требований к энергетическому КПД новых зданий;
□ применение минимальных требований к энергетическому КПД крупных существующих зданий, подлежащих капитальному ремонту;
□ энергетическая сертификация зданий;
□ регулярное инспектирование котлов и систем кондиционирования воздуха в зданиях, а также оценка отопительного оборудования с котлами, эксплуатируемыми в течение более 15 лет.
Дания взаимодействует с другими государствами - членами ЕС в области разработки общей методики для осуществления директивы «Об энергетическом КПД зданий». На начальном этапе усилия направлены на подготовку общих методических принципов для энергетических расчетов, которые будут использоваться при энергетической сертификации зданий.
Кроме того, в Дании существует целый ряд программ в области информации и преобразования рынка, которые осуществляются по линии Датского национального центра энергетической информации и Датского треста энергосбережения (более подробно см. главу 8).
В соответствии с законами об энергоснабжении, газоснабжении и теплоснабжении и относящимися к ним подзаконными актами, энергетические компании должны способствовать повышению эффективности конечного потребления. Средства на это заложены непосредственно в тарифе на электроэнергию и в общей сложности составляют 200-250 млн. датских крон в год. Хотя компании сами определяют свою деятельность, ДЭУ устанавливает основные принципы и должно получать планы компаний. Такие планы нередко составляются в рамках отраслевых объединений и обсуждаются местными комитетами по энергосбережению (см. ниже). Подобная
деятельность должна быть некоммерческой и подлежит осуществлению в виде предоставления потребителям энергетических консультаций и информации. Имеются сведения о координации деятельности на местах между электрическими, газовыми и теплофикационными компаниями, а также, в определенной степени, с Трестом энергосбережения.
Несмотря на наличие некоторых директив ЕС, относящихся к промышленному сектору (КПД котлов, энергетическая маркировка зданий и т. д.), основные инициативы в области повышения энергоэффективности в промышленности предпринимаются правительством Дании в форме добровольных соглашений и, как было показано выше, налогообложения. Добровольные соглашения были впервые предусмотрены в плане действий правительства от 1996 года «Энергетика-21». Такие соглашения начали применяться одновременно с комплексным экологическим налогообложением. Как уже было показано выше, участники соглашений получают скидку со сборов за выбросы CO2. К 2001 году такие соглашения с ДЭУ заключили порядка 330 компаний. На их долю приходится более 50% общего объема потребления энергии в промышленности. По оценке ДЭУ, соглашения позволят достичь к 2005 году сокращения выбросов CO2 в промышленности на 6%, причем половина такого сокращения будет реализована за счет повышения эффективности энергоменеджмента.
Соглашения имеют срок действия в три года и основываются на оценке потенциальной экономии и инвестиций в охватываемый ими период. Они предусматривают принятие всех мер со сроком окупаемости в четыре года. По истечении трех лет соглашения перезаключаются. Компании должны согласиться взять на себя энергоменеджмент и специальные изыскания (которые представляют собой дополнения к энергетической схеме с акцентом на основных производственных процессах).
Целевыми группами для таких соглашений являются энергоемкие предприятия, которые определяются как предприятия с тяжелыми технологическими процессами или предприятия с легкими технологическими процессами, если их годовой налог на потребление энергии составляет не менее 4% от добавленной стоимости. По состоянию на 1 июля 2002 года, имелись также соглашения об отоплении помещений для предприятий с соглашениями по легким или тяжелым технологическим процессам, если их налог на отопление помещений и горячую воду составлял не менее 2% от добавленной стоимости. В 2003 году были заключены соглашения, касающиеся только отопления, с гостиницами, конференц-центрами и культурно-развлекательными заведениями. Контроль осуществляется в рамках годовых отчетов о ходе работ и отчетов о конкретных изысканиях. Проверка улучшений проводится независимым проверочным бюро, а ДЭУ утверждает результат. В случае несоблюдения соглашение аннулируется, и компания должна погасить все полученные ею скидки и уплатить полную сумму сбора за выбросы CO2.
Энергетическая маркировка крупных зданий охватывает также и промышленные здания.
Отдельные меры в сфере услуг не принимаются. К данному сектору применяются директивы ЕС. Инициативы, предпринимаемые в рамках DEST, имеют особо важное значение для сектора, и в настоящее время в нем осуществляется в порядке эксперимента круглосуточный контроль за потреблением энергии рядом общественных зданий с целью улучшения обратной связи и выявления возможностей в области энергоменеджмента.
В статье 4 директивы Совета № 93/76 говорится о финансировании третьими сторонами в государственном секторе:
Государства-члены составляют и осуществляют программы, обеспечивающие возможность финансирования третьими сторонами в области инвестиций в повышение энергоэффективности в государственном секторе. Для целей настоящей директивы «финансирование третьими сторонами» означает общее предоставление услуг по аудиту, монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и финансированию инвестиций в области энергоэффективности, причем полное или частичное возмещение стоимости таких услуг обусловливается уровнем достигаемого энергосбережения. В рамках проведенной в феврале 2000 года оценки директивы Совета [12] были сделаны следующие замечания по Дании:
Для региональных и местных органов финансирование третьими сторонами квалифицируется как форма заимствования средств на цели осуществления проектов энергосбережения, и существуют постановление правительства, допускающее возможность использования займов государственными органами указанных уровней. Муниципалитеты имеют возможность использования таких механизмов финансирования на основании статьи 2(I)(7) распоряжения Министерства внутренних дел от 5 мая 1994 года № 343. Региональные органы имели такую возможность в период 1992-1995 годов. Государственные учреждения не могут использовать займы для финансирования проектов в области энергосбережения, и поэтому доступ к финансированию третьими лицами отсутствует. Министерство финансов по-прежнему считает, что если проект является целесообразным, то его можно финансировать за счет внутренних средств. Государственный сектор может реализовывать энергосберегающие проекты за счет субсидий, программ энергоменеджмента, предоставления данных и установления энергетических планов.
Как было показано выше в отношении промышленности, в настоящее время начинает применяться практика заключения долгосрочных соглашений с отелями и другими предприятиями сферы услуг.
Энергетическая маркировка крупных зданий также распространяется на здания в этом секторе.
Транспорт включен в национальную стратегию устойчивого развития от августа 2002 года. Для оценки прогресса в области устойчивого развития в части энергоэффективности существует два показателя: средняя энергоэффективность пассажиро - и грузоперевозок и энергоэффективность новых автомобилей. Не имея собственного производства автомобилей, Дания ограничена в средствах, которыми она может воспользоваться. Она участвует в стратегии ЕС, включая договоренность с изготовителями по эффективности топлива. Важную роль играет как налог на топливо, так и плата за регистрацию автомобилей.
Энергетическая маркировка новых пассажирских автомобилей, предписываемая директивой ЕС № 1999/94/EC, имеет важное значение. Маркировка требуется при продаже автомобиля и должна включать в себя информацию о расходе топлива и конкретные данные о выбросах CO2, которые определяются в соответствии с нормативами, согласованными в рамках ЕС. Однако, в отличие от маркировок ЕС для бытовых приборов, форма оставляется на усмотрение отдельных государств-членов. Даже еще до принятия требований ЕС Дания заключила добровольное соглашение с автомобильными дилерами и импортерами, изданное в виде отдельного материала и помещенное на вебсайте. Правила для заполнения маркировок были установлены в 2000 году и пересмотрены в 2003 году.
Дания вкладывает средства в систему общественного транспорта, разработала инструментарий логистики для грузоперевозок, поддерживала такие пропагандистские акции, как Неделя экологичного транспорта и Неделя европейского транспорта, выступала в поддержку объединения автомобилей и совместного пользования ими, а также содействовала дальнейшему, более широкому использованию велосипедов в городах. Выдвигалось предложение о пересмотре платы за регистрацию автомобилей с целью создания стимулов к использованию более экологичных автомобилей, однако оно было отклонено в апреле 2003 года. Вместе с тем, нынешняя система все же способствует использованию автомобилей с меньшим объемом двигателя, чем в большинстве других стран ЕС. Однако высокие ставки замедляют темпы выбытия автомобилей, что ведет к старению и снижению энергоэффективности автопарка в стране.