Сектора конечного потребления
На рисунке 6 показана динамика потребления энергии в секторах конечного потребления за период с первого нефтяного кризиса. Крупнейшим сектором конечного потребления являются домашние хозяйства. В 70-е годы второе место занимала промышленность, однако в 90-е годы она уступила его транспорту. За период с 70-х годов самое крупное сокращение энергопотребления произошло в домашних хозяйствах, в то время как на транспорте до недавнего времени наблюдался его устойчивый рост. В промышленности (на рис. 6 именуется производство), в коммерческом и государственном секторе за последние три десятилетия не произошло практически никаких изменений.
Рис. 6: Динамика конечного потребления в секторах конечного потребления 1972-2001 гг. (ПДж) |
250 200 |
X 150 « С 100 |
50 0 |
Транспорт |
«Производство» включает в себя сельское хозяйство и лесное хозяйство, садоводство, рыболовство, промышленное производство (за исключением НПЗ) и строительство. Источник: ДЭУ, 2003 г. |
Коммерческий Государственный сектор сектор |
На рисунке 7 показана динамика энергоемкости (ОППЭ/ВВП) по первичным энергоносителям в Дании с 1989 года. В целом наблюдается понижательная тенденция. Для Дании характерны одни из самых низких показателей энергоемкости в ЕС.
Рис. 7: Энергоемкость по первичным энергоносителям, 1989-2000 гг. ОППЭ/ВВП (т. н.э. на тыс. долл. США 1995 года)
........ x.............. ^ |
|
| — ОППЭ/ВВП |
|
1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
0 |
Источник: IEA, Energy Balances of OECD Countries, 1999-2000, OECD, Paris, 2002
Домашние хозяйства являются крупнейшим сектором конечного потребления в Дании. В 2001 году в стране насчитывалось 2,759 млн. жилищ, из которых 1,707 млн. представляли собой односемейные дома, а 1,051 млн. - квартиры. К теплосетям было подключено в общей сложности 1,491 млн. жилищ. Энергопотребление в ЖКХ в конце 70-х годов продолжалось снижаться, что было обусловлено, главным образом, расширением теплофикации. Несмотря на то, что общая площадь отапливаемых помещений в середине 70-х годов увеличилась приблизительно на 30%, потребление на квадратный метр сократилось почти на 50%, а конечное энергопотребление по данному сектору уменьшилось почти на 30%.
Рис. 8: Конечное энергопотребление, 1975-2001 гг. Источник: ДЭУ, 2003 г. |
С точки зрения энергопотребления промышленность уступает и домашним хозяйствам, и транспорту. Это отчасти объясняется тем, что в Дании мало энергоемкой промышленности, частично из-за того, что два десятилетия назад в Дании практически отсутствовали внутренние источники энергии. Промышленность в значительной степени ориентируется на экспорт, и основной акцент делается на производстве машин и оборудования для промышленности, химической продукции, сельскохозяйственной продукции, и, что имеет важное значение для энергетики, ветровых турбин. Общий объем энергопотребления в промышленности не претерпел существенных изменений за последнее десятилетие. Однако в период 1994-2001 годов энергоемкость сокращалась на 2,7% в год, что намного превышает среднее улучшение данного показателя на 1,2% в год в период 1975-2001 годов.
Рис. 9: Энергопотребление в промышленности и ее энергоемкость |
« « 0,90 и и £ 0,80 1? « |
1995 1999 ■ Энергоемкость |
Энергопотребление
Источник: ДЭУ, 2003 г.
В сфере услуг объем энергопотребления относительно невелик, однако вклад данного сектора в ВВП составляет порядка 72%. Как показано на рис. 6 выше, потребление в нем (на диаграмме в него включены и частные, и государственные предприятия) за последние 30 лет оставалось достаточно устойчивым. Как и в других промышленно развитых странах, продолжается расширение применения электроэнергии, и в сфере услуг, несмотря на то, что энергопотребление из расчета на одного работника сократилось с 5155 кВт. ч в 1990 году до 5524 кВт. ч в 2000 году, энергоемкость (энергопотребление в расчете на одного работника) снизилась с 0,98 до 0,94. Потребление из расчета на единицу добавленной стоимости сократилось с 31,00 единиц в 1990 году до 26,00 единиц в 2000 году [10].
Как показано на рис. 6 выше, транспортный сектор является единственным, где за последние 30 лет наблюдается значительный рост энергопотребления. В секторе преобладают автомобильные перевозки. В 2001 году в стране насчитывалось 1,872 млн. частных автомобилей и 13954 автобуса. В 2001 году был зарегистрирован еще 96131 новый автомобиль. В том же году в Дании имелось в общей сложности 343450 микроавтобусов и 36801 грузовик.
Железные дороги находятся частично в государственной и частично в частной собственности, хотя доля государственной собственности на железнодорожном транспорте преобладает. В 2002 году в стране насчитывалось 1878 зарегистрированных судов, почти половина из которых приходилась на рыболовецкие суда. Общий тоннаж составлял 6,918 млн. регистровых тонн брутто.
Как показано на рисунке 10, на долю автомобильных перевозок приходится свыше 70% общего объема потребления на транспорте. При вычете потребления международными авиаперевозками, эта доля увеличивается до более чем 93%.
Рис. 10: Энергопотребление по видам транспорта, 1980-2001 гг.
200 - 180 - 160 - 140 - 120 -
А 100 - с
80 - 60 - 40 - 20 - 0 - Ф.<£> .<& .ч? .dp. ф
|
Источник: Министерство транспорта Дании. |
С точки зрения энергоемкости, автомобили, автобусы и железные дороги практически не претерпели никаких изменений. Наибольшее увеличение емкости наблюдалось на морском транспорте, хотя на долю морских перевозок приходится менее 3% общего объема потребления в данном секторе.
Рис. 11: Энергоемкость пассажирских перевозок |
— Автомобильные |
Автобусные |
----- Ж/д |
Воздушные ------------ Морские |
(< 2т.) |
Внутренние внутренние |
Источник: Министерство транспорта Дании
Начиная с середины 80-х годов темпы увеличения энергопотребления на транспорте опережали темпы роста ВНП, что означало ухудшение показателей энергоемкости. В 2000 году эта тенденция была обращена вспять, однако на данном этапе, как представляется, еще слишком рано говорить о том, сохранится ли она в будущем.
Рис. 12: Динамика ВНП и энергопотребления на транспорте — Энергопотребление на транспорте — ВНП в неизменных ценах |
Источник: Министерство транспорта Дании