Формирование тарифов на энергию и ее налогообложение
Для домашних хозяйств и госсектора затраты на энергию составляют всего 25% от общих затрат на энергию. Эти сектора платят налоги на энергию и НДС, что составляет 75% потребительской цены. Промышленность и коммерческий сектор платят только экологические налоги.
В рамках своих реформ по либерализации правительство стремится обеспечить более конкурентоспособные цены на энергию в Дании по сравнению с другими странами. Относительно высокие цены на энергию в Дании являлись важным рычагом стимулирования роста энергоэффективности, развития ТЭЦ и более широкого применения возобновляемой энергии, а также достижения экологических целей, в особенности связанных с изменением климата. Система ценообразования включает в себя сочетание конкурентных и монопольных элементов, а также целый ряд экологических налогов.
Формирование тарифов на энергию зависит от степени конкуренции. Цены на нефтепродукты, хотя таковые и облагаются высоким налогом, в полной мере определяются конкуренцией, и правительство не участвует в их формировании. Иначе обстоят дела с большей частью тарифов на электроэнергию и газ, которые формируются под воздействием монопольных факторов. Как показано на рис. 4, важную роль в этой области играет независимый орган при Министерстве экономики и предпринимательства - Орган по регулированию датской энергетики (DERA), созданный три года назад.
Рис. 4: Организационная структура Органа по регулированию датской энергетики (электроэнергетика)
Примечания: В датской электроэнергетике нет прямой государственной собственности. Дела, по которым выносятся решения Органом по регулированию датской энергетики и Датским энергетическим управлением, могут быть обжалованы в Энергетическом апелляционном совете. Датский совет по конкуренции и Датское энергетическое управление
Секретариатское обслуживание Органа по регулированию датской энергетики обеспечивается силами персонала Датского совета по конкуренции и Датского энергетического управления.
Тарифы на электроэнергию, до включения налогов, состоят из четырех элементов [9]:
□ Рыночная электроэнергия: электроэнергия, получаемая от традиционных производителей, оплачивается по тарифам, определяемым рынком электроэнергии;
□ Дополнительная стоимость производства электроэнергии, подлежащей обязательной закупке: порядка 40% электроэнергии, потребляемой в Дании, поступает с децентрализованных ТЭЦ и из возобновляемых источников энергии. Такая электроэнергия подлежит обязательной закупке и оплачивается по регулируемым тарифам;
□ Надбавка/обязательства по коммунальному обслуживанию (PSO): оплата обязательств по коммунальному обслуживанию, включая обеспечение определенной надежности снабжения;
□ Сетевые тарифы и т. д., включая абонентскую плату.
Помимо вышеуказанного, существуют энергетические налоги и НДС, которые и
Определяют цены конечного потребления.
Нерыночные тарифы на энергию контролируются Органом по регулированию датской
Энергетики, учрежденным на смену Совету по тарифам на электроэнергию и Совету по
Тарифам на газ и тепловую энергию. Они включают в себя, например, тарифы на централизованное теплоснабжение. Задачи Органа по регулированию датской энергетики закреплены в законодательстве по энергетике. Их можно подразделить на четыре основные группы, причем главная цель данного органа - стимулирование повышения эффективности и сокращение затрат потребителей на энергию:
□ контроль над тарифами за распределение и подключение как для местных распределительных сетей, так и крупных трансграничных передающих систем. В случае несоответствия тарифов или условий снабжения законодательству по энергетике, Орган по регулированию датской энергетики обязан вмешаться и вправе обязывать соответствующие компании произвести необходимые изменения;
□ прозрачность цен и условий снабжения. Потребителю должна быть обеспечена возможность сравнивать такую информацию по разным поставщикам;
□ рассмотрение жалоб, относящихся к монопольным аспектам - жалоб потребителей (бытовых потребителей, а также частных и государственных компаний) и энергетических компаний на другие энергетические компании;
□ инициативы, направленные на повышение эффективности - в частности, на обеспечение того, чтобы компании-монополисты, не подвергающиеся конкурентному давлению, все же ставили в качестве своей первоочередной задачи постоянное повышение эффективности.
Тарифы конечного потребления энергии приведены в приложении 3. Тарифы конечного потребления формируются во многом под влиянием налоговой системы, и в Дании существуют давние традиции налогов на энергию. Вместе с тем, налоги начали играть все возрастающую роль в рамках энергетической и экологической политики начиная с середины 80-х годов, когда их размер был увеличен для стабилизации падения цен на нефть с целью обеспечения достаточно устойчивых цен конечного потребления.
Энергетические и экологические налоги
Налоговая система претерпела существенные изменения с 1977 года. Тогда, в 1977 году, были введены налоги на нефтепродукты (помимо бензина, который облагался налогом и ранее) и электроэнергию. В 1982 году был установлен налог на уголь. Введение налогов преследовало цель увеличения государственных доходов, сокращения потребления энергии и решения экологических задач. В 1986 году, после падения цен на нефть, правительство увеличило налоги с целью стабилизации потребительских цен. Принятая в 1990 году энергетическая стратегия «Энергетика-2000» предусматривала план введения экологических налогов на выбросы SO2 и CO2, изменения налогов на электроэнергию и когенерацию, а также введение экологических налогов на энергопотребление в торговле (с целью стимулирования энергосбережения и перехода на более экологичные источники энергии). Правительство хотело снизить общее налоговое бремя и установить цель сбалансирования новой системы энергетических налогов по сравнению с другими налогами и сборами. Правительство также стремилось устанавливать налоги с учетом международных условий, с тем чтобы не ставить в
неблагоприятное положение датскую промышленность, а также планировало ввести специальную налоговую льготу для энергоемких предприятий. В соответствии с энергетическим планом от 1990 года, энергетические и экологические налоги были введены в 1991 году.
В начале 90-х годов была проведена налоговая реформа с введением комплексного экологического налогообложения торговых и промышленных предприятий Дании в 1996 году. Этот комплекс налогов, однако, преследовал две потенциально противоположные цели. Во-первых, он преследовал цель удержания налогов на достаточно высоком уровне, с тем чтобы оказывать влияние на выбросы. Вместе с тем, имелась и цель сдерживать размер налогов во избежание подрыва конкурентоспособности компаний. Эти цели были реализованы за счет возврата дополнительных налоговых поступлений непосредственно в отрасль, постепенного повышения налоговых ставок для обеспечения компаниям необходимого времени для повышения своей энергоэффективности и перехода на виды топлива с более низкими уровнями выбросов, а также применения дифференцированных ставок в зависимости от масштабов и потребления энергии. Эта мера была разработана для оказания помощи энергоемкому производству.
Комплексное экологическое налогообложение включало в себя три отдельных группы налогов: налоги на выбросы CO2, энергетические налоги и налоги на выбросы SO2. Налоги на выбросы CO2 могут быть разными, если компания имеет долгосрочное соглашение с правительством (см. главу 7). Налоги на выбросы серы были включены ввиду проблемы подкисления и обязательства Дании по сокращению сернистых выбросов по различным международным соглашениям. Первоначальный уровень налогов, входящий в этот экологический пакет, был увеличен в 1998 году в рамках договоренности, именуемой «Витсунский пакет».
Следует отметить, что домашние хозяйства и сфера услуг платят и налоги на энергию, и налоги на выбросы CO2, в то время как промышленные предприятия платят лишь налоги на выбросы CO2.
Налог на выбросы CO2 дифференцируется в зависимости от того, является ли применяемый технологический процесс тяжелым или легким, а также от величины отапливаемых помещений.
Таблица 2: Налоги на выбросы CO2 (евро/тонна CO2)
|
Источник: ДЭУ, Green Taxes in Trade and Industry - Danish Experiences, Copenhagen, June 2002. |
Таблица 3: Общая величина экологических налогов по разным источникам энергии при различном потреблении энергии в 2000 г.
|
Источник: ДЭУ, Green Taxes in Trade and Industry - Danish Experiences, Copenhagen, June 2002. |
На рисунке 5 представлена графическая иллюстрация тарифов и налогов на энергию.
Рис. 5: Тарифы и налоги на энергию по домохозяйствам и государственному
Сектору
Эре/КВт. ч 30
25
20
15
ІІ
10 |
Газ |
Уголь Древесные Древесная Солома гранулы шепа |
Газойль Мазут
| Цена с учетом налогов Энер |
Ігетический налог |
J Налог на CO2 Ц Налог на серу
Источник: ДЭУ, 2003 г.
Также применяются НДС и акцизы. НДС, который не включается в тарифы для промышленных предприятий, производства электроэнергии и на автомобильное дизельное топливо, с 1992 года взимается по ставке 25%. Акцизы дифференцированы по видам топлива. Так, например, в случае неэтилированного бензина акциз составляет 3,97 датских кроны за литр, а электроэнергии - 0,505 датских крон/КВт. ч. В приложении 3 представлены отдельные тарифы на энергию и энергетические налоги.