Обзор Дании
Рис. 1: Дания Источник: Датское королевское министерство иностранных дел, Www. um. dk |
Столица Дании, г. Копенгаген, является также и крупнейшим городом страны - в столичном округе проживает 1,78 млн. человек. К числу других основных городов относятся Орхус (280 тыс. жителей), Оденсе (180 тыс. жителей) и Ольборг (160 тыс. жителей). Несмотря на то, что страна располагается приблизительно между 55 и 57 градусами северной широты, ее климат является относительно мягким ввиду океанического влияния, с прохладным летом, средняя температура в течение которого составляет порядка 16°C, и зимой, для которой характерна средняя температура около 0,5°C. Дуют сильные ветры, особенно сильные ветры в зимнее время, а летом их интенсивность является минимальной. Дания имеет многопартийную политическую систему, и в парламенте страны (фолькетинге) представлено несколько партий. По традиции, правительство формируется из коалиции партий. Последнее однопартийное правительство было сформировано в 1909 году. Дания является государством - членом Европейского Союза, |
Дания является небольшим королевством, расположенным в северной части Европы, с населением, насчитывающим 5,3 млн. жителей, не учитывая Гренландию и Фарерские острова, и площадью территории в 43 тыс. квадратных километров [2]. Несмотря на свой относительно небольшой размер, страна имеет протяженную береговую линию, составляющую 7314 км. Страна подразделяется на три основных района: о. Зеландия на востоке и о. Фюн в центре и п-ов Ютландия на западе. Имеется также значительное количество других островов, самым крупным из которых является о. Борнхольм в Балтийском море.
К которому она присоединилась в 1973 году. Она не ввела евро, предпочтя оставить в обращении национальную валюту - датские кроны (ДК)[3].
В ноябре 2001 года была избрана новая либерально-консервативная коалиция, возглавляемая либералами. Она пришла на смену левоцентристской коалиции, которая в различных комбинациях была у власти с 1993 года. Как будет показано в настоящем докладе, новая либерально-консервативная коалиция оказала значительное влияние на экономическую политику страны.
Муниципальные власти представлены 14 советами амтов (amtskommuner) и 275 городскими или районными советами (primoerkommuner), включая два столичных округа Копенгаген и Фредериксберг.
Уровень ВВП на душу населения в Дании является самым высоким в Европейском Союзе и находится на четвертом месте в регионе ОЭСР, хотя она и занимает всего лишь шестое место по показателям производительности [4].
Экономика Дании в целом основывается на производстве ценных промышленных товаров на экспорт. На долю внешней торговли приходится порядка двух третей ВВП, и основной объем торговли приходится на другие страны ЕС. Главным торговым партнером страны является Германия, за которой следуют Швеция и Великобритания. Помимо стран-членов ЕС, важными торговыми партнерами Дании являются Япония, Норвегия и Соединенные Штаты. В последнее десятилетие наблюдался интенсивный рост экономических связей с Центральной и Восточной Европой.
Наиболее важной статьей экспорта являются машины и оборудование для промышленности, за которыми следуют химическая продукция и сельскохозяйственная продукция, подвергшаяся промышленной обработке. Важной статьей экспорта являются также ветровые турбины - Дания является мировым лидером в области производства и экспорта ветровых турбин. Так, например, в 2000 году объем импорта ветровых турбин составил немногим более 12 млрд. ДК, или немногим менее 60% от общего объема экспорта энергетической продукции. На долю экспорта технологий централизованного теплоснабжения и когенерации приходилось 2,7 млрд. ДК. Значение сельскохозяйственной продукции, которая ранее являлась доминирующей статьей экспорта, понизилось, хотя экспорт мяса и мясопродуктов, молочных продуктов и рыбы имеет важное значение. Энергоемкого производства на территории Дании немного [5]. Государственный сектор играет важную роль в датской экономике. В государственном секторе занята почти одна треть рабочей силы страны, а государственные расходы составляют почти 25% ВВП. Эти показатели находятся в ряду наиболее высоких по всему региону ОЭСР [6].
На долю промышленности приходится около 25% ВВП, а на долю сельского хозяйства - еще 3,8%. На сферу услуг, которые включает в себя государственный сектор, приходится порядка 72% ВВП.
(A) Реальный рост ВВП в Дании |
Динамика роста ВВП начиная с 1990 года проиллюстрирована на рис. 2. Первая диаграмма показывает реальный рост ВВП с 1990-х годов по настоящее время. За исключением 1994 года, Дания достаточно хорошо вписывалась в средние темпы роста по ЕС. Уровень безработицы, составляющей порядка 5,4%, существенно ниже среднего уровня по ЕС и ниже среднего показателя по Дании за 1990-е годы, составлявшего 7,3%.
(Ь)УРовєнь безработицы (согласно определению ЕС) в Дании и ЕС
Процент рабочей силы 12 |
Процент рабочей силы Ґ 12 |
90 92 94 96 98 (Ю 02 | Дания (опр. ЕС) л Дания (нац. опр) ■ЕС-15 |
Процент 6-і 54 - 3 - |
7- I - |
Процент ■ 6
M,Jltilll,n
1 J-- 1- 1- 1—г 1- 1- 1- 1- 1- 1- 1- 1- 1- I
-ІЕС-15 |
90 92 96 9S 00 02
I Дания
Примечание: "опр. ЕС" означает определение безработицы, принятое в ЕС, а "нац. опр" означает определение, принятое в Дании. Источник: Www. fm. dk
Что касается энергетики, то Дания полностью обеспечивает себя энергией, хотя и зависит от импорта угля, на долю которого приходится значительная доля общих потребностей в первичных энергоносителях. С начала 80-х годов в стране наблюдался значительный рост добычи отечественных нефти и природного газа, и в настоящее время Дания экспортирует эту продукцию. Дания входит в Норд Пул - систему обмена электроэнергией с Финляндией, Норвегией и Швецией.
Норд Пул - Северная энергетическая биржа - является первой в мире международной товарной биржей для сделок с электроэнергией. Норд Пул осуществляет торговлю в рамках стандартных физических (Elspot) и финансовых договоров энергоснабжения, включая клиринговые услуги участникам этого северного объединения, и производит обслуживание потребителей в Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании. Являясь Скандинавской энергетической биржей, Норд Пул играет важную роль как часть инфраструктуры электроэнергетического рынка Скандинавских стран и в силу этого является источником эффективных, широко известных тарифов на электроэнергию как на спотовом рынке, так и на рынке деривативных инструментов.
Источник: Www. nordpool. com
На рис. 3 показана динамика общего предложения первичных энергоресурсов (ОППЭ) в Дании начиная с 1975 года. В целом, ОППЭ не претерпело существенных изменений, несмотря на то, что доля нефти за весь этот период снизилась, а доля природного газа и возобновляемой энергии увеличилась. В конце 70-х годов наблюдался значительный рост доли угля, после того как Дания переключилась на него с нефти; однако по экологическим соображениям в настоящее время происходит постепенная замена угля.
Рис. 3 Динамика общего предложения первичных энергоресурсов в Дании |
Дания традиционно применяет плановый подход к предоставлению таких энергетических услуг, как тепло, электроэнергия, газ и ТЭЦ. Для страны характерна одна из самых высоких долей применения ЦТ и ТЭЦ в Европе (см. главу 6). В области возобновляемых источников энергии за последнее десятилетие достигнут существенный прогресс, в значительной степени благодаря государственной политике и мерам, направленным на развитие и практическое применение технологий ветроэнергетики и использования биомассы. В настоящее время Дания является мировым лидером по производству ветровых турбин.
Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, Дания располагает высокоразвитой и сложной энергетической инфраструктурой. Так, например, в стране существует порядка 400 компаний централизованного теплоснабжения, которые работают на некоммерческой основе. Однако ее сложность обусловлена сочетанием монопольного и конкурентного секторов. Текст в нижеследующей рамке служит наглядной иллюстрацией того, насколько сложной может быть структура электроэнергетики.
В рамках отрасли существует разделение на монопольные и конкурентные виды деятельности.
Сетевые компании: 133, которые занимаются техническим обслуживанием, расширением систем и эксплуатацией распределительных сетей. Передающие компании: 14, которые занимаются техническим обслуживанием, расширением и эксплуатацией передающих сетей.
Системные операторы: 2, которые следят за физической стабильностью всех электросетей и обеспечивают функционирование рынка электроэнергии. Отвечают за надежность снабжения, балансирование и распределение "экологичной" электроэнергии.
Компании обязательного энергоснабжения: 50, которые должны предлагать электроэнергию на разумных условиях и по разумным ценам всем потребителям, которые не имеют выхода на рынок и не хотят пользоваться таким правом.
Конкурентные виды деятельности
Генерирующие компании: 2, производящие и предлагающие электроэнергию на коммерческих условиях.
Сбытовые компании: 32, осуществляющие торговлю электроэнергией, предлагая ее на коммерческих условиях.
Независимые производители: значительное число децентрализованных и промышленных ТЭЦ, а также владельцев ветровых турбин, производству электроэнергии на которых в рамках сети отдается приоритет и электроэнергию, выработанную на которых, потребители обязаны приобретать. На долю таких производителей приходится порядка 40% энергопотребления. Коммерческие компании: компании, осуществляющие смежные виды деятельности, на которые не распространяется экономическое регулирование согласно закону «О снабжении электроэнергией».
Источник: Правительство Дании, Liberalisation of the Energy Markets, The Danish Growth Strategy, Копенгаген, Сентябрь 2002 Года.
Дания входит в число мировых лидеров в области содействия повышению энергоэффективности как с точки зрения успеха ее деятельности в этой сфере на национальном уровне, так и с точки зрения создания энергоэффективных технологий и систем, многие из которых экспортируются. Дания занимает прочные позиции в области энергоэффективности, будучи привержена достижению целей, относящихся к
борьбе с изменением климата, усилиям, направленным на обеспечение устойчивого развития, а также задаче внедрения экологичных энергетических систем. Начиная с конца 70-х годов энергетическая политика неоднократно переориентировалась для отражения меняющихся задач и подходов. За энергетическую политику в стране отвечает Министерство экономики и предпринимательства и Датское энергетическое управление (ДЭУ). Ряд других министерств играют важную роль, дополняя друг друга в отношении политики и программ в области энергоэффективности.
Энергетическая политика в значительной части определяется энергетической политикой ЕС. Политика ЕС включает либерализации рынков электроэнергии и газа, директиву по возобновляемой энергии, а также ряд директив по энергоэффективности. ЕС также играет центральную роль в определении стратегии по борьбе с изменением климата и в системе, предусматривающей совместное несение расходов в связи с выполнением обязательств по Киотскому протоколу.
В марте 1999 года большинство партий в парламенте достигло договоренности о реформировании электроэнергетики, которая послужила основой для обеспечения защиты прав потребителей, учета экологических факторов и обеспечения надежности энергоснабжения в условиях либерализованного рынка электроэнергии. Вслед за достижением этой договоренности в 1999 году был принят Закон № 375 «О снабжении электроэнергией», после чего в 2001 году было издано относящееся к нему распоряжение исполнительной ветви власти.
В то время как либерально-консервативное коалиционное правительство обеспечивает большую ориентацию энергетической политики на рынок, оно тем не менее привержено задачам энергетической политики, проводимой в рамках всего ЕС, и другим международным обязательствам, которые оказывают большое воздействие на энергетику.