Разработка энергетической политики
Начиная с конца 70-х годов энергетическая политика неоднократно переориентировалась для отражения меняющихся задач и подходов. За энергетическую политику в стране отвечает Министерство экономики и предпринимательства и функционирующее при нем Датское энергетическое управление (ДЭУ). Министерство было создано в конце 2001 г., когда вопросы экономики и предпринимательства были объединены. В это же время вопросы политики в сфере окружающей среды были отделены от вопросов энергетической политики, которые были переданы в ведение министерства, занимающегося более общими экономическими вопросами. В реализации политики и программ, направленных на повышение энергоэффективности, играют важную роль ряд других министерств и ведомств, взаимно дополняя друг друга. Коммунальные сооружения, муниципалитеты, промышленные ассоциации и неправительственные организации также активно участвуют в вопросах повышения энергоэффективности.
Энергетическая политика в основном следует энергетической политике ЕС. Политика ЕС включает положение по либерализации рынков электроэнергии и газа, директиву по возобновляемым источникам энергии, а также ряд директив по энергетической эффективности. ЕС также играет центральную роль в определении стратегии по борьбе с изменением климата и в системе, предусматривающей совместное несение расходов в связи с выполнением обязательств по Киотскому протоколу. Правительство заложило в энергетическую политику программные основы, более ориентированные на рынок, и следует энергетической политике ЕС и прочим международным инициативам в области сотрудничества в секторе энергетики.
На сегодняшний день основными целями энергетической политики в Дании являются следующие: сектор энергетики должен способствовать экономическому росту и повышению благосостояния населения посредством низких цен и затрат на энергию и либерализацию рынков энергии; стабильность и надежность энергетического положения, включая надежность снабжения и уменьшение зависимости от нефти; и охрана окружающей среды - в большой мере за счет выполнения международных обязательств наиболее экономичным образом.
Централизованное теплоснабжение и когенерация вот уже более двух десятилетий являются важными элементами датской энергетической политики. В этих областях были достигнуты значительные успехи. Почти половина спроса на тепловую энергию в
стране удовлетворяется предприятиями централизованного теплоснабжения, а ТЭЦ обеспечивают около 55% общего объема производства электроэнергии. Правительство в настоящее время ищет пути повышения конкурентоспособности и экономичности. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) также являются важным элементом датской энергетической политики вот уже более двадцати лет. Стимулирование использования ВИЭ и децентрализованных ТЭЦ осуществляется главным образом за счет тарифа за подключение, обязательства по закупке электроэнергии и конкретных договоренностей между правительством и заинтересованными сторонами. Не так давно, в июне 2002 года, правительство заключило договор с несколькими политическими партиями о будущих условиях использования ветровых турбин. В рамках данной договоренности предусмотрено постепенное упразднение обязательства потребителей по приобретению электроэнергии, вырабатываемой на ветровых турбинах, и их замещение финансовой помощью в размере сбора с выбросов CO2 при производстве электроэнергии. Общий объем такой поддержки плюс рыночная цена подлежат ограничению верхним пределом. Последние три морские ветровые станции, по всей вероятности, будут выставлены на тендер.
Дания является мировым лидером в области экспорта ветровых турбин. Страна также является крупным экспортером технологий в сфере централизованного теплоснабжения и комбинированного производства тепла и электроэнергии. В целом экспорт энергетических технологий составляет 5% от общего объема экспорта Дании. Доля ветровых турбин составляет 60% от общего объема.
Правительство при осуществлении реформ, направленных на либерализацию, стремится к достижению более конкурентоспособных цен на датские энергоносители в сравнении с другими странами. Относительно высокие цены на энергоносители в Дании были важным рычагом в вопросе повышения энергоэффективности, расширении использования ТЭЦ и ВИЭ, а также для достижения экологических целей, в частности, в отношении изменения климата. Однако все еще есть озабоченность в отношении возможных негативных эффектов для конкурентоспособности Дании. Нерыночные тарифы на энергию контролируются Датским Органом по регулированию энергетики (DERA), независимым органом при Министерстве экономики и предпринимательства. Большое влияние на цены конечного потребления оказывается через систему налогообложения. В начале 90-х годов была проведена налоговая реформа с введением комплексного экологического налогообложения (Green Tax Package) торговых и промышленных предприятий в 1996 г. Комплексное экологическое налогообложение включало в себя три отдельных налога и сбора: сбор с выбросов CO2, энергетический налог и сбор с выбросов SO2. Сборы с выбросов CO2 могут быть различными, если компания имеет долгосрочное соглашение с правительством. Жилищный и коммерческий сектора платят энергетический налог и сбор с выбросов CO2, в то время как промышленность платит только сбор с выбросов CO2.