ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БЕТОНОВ
Значительная часть несущих конструкций промышленных и транспортных сооружений выполняется из сборного железобетона. Применение высокопрочных бетонов с достаточно высоким коэффициентом однородности позволяет сократить расход материалов, снизить вес и стоимость конструкций, одновременно уменьшить трудоемкость их изготовления и монтажа. Использование высокопрочных бетонов даст возможность значительно увеличить производительность заводских стендов без существенных изменений технологии работ.
Технико-экономическое обоснование применения высокопрочных бетонов в промышленном и транспортном строительстве дается в работе [34]. Отмечается, что с по-
О) 6) Рис. 73. Экономия объема бетона [а и [стоимость конструкции б при повышении проектной марки бетона 1—Фермы пролетом 18 м (шаг 12 м); 2—фермы пролетом 24 м (шаг 6 м) 3 — фермы пролетом 24 м (шаг 12 м); 4 — фермы пролетом 30 м (шаг 12 Лі); 5 — арки пролетом 36 м (шаг 12 м); 6 — фермы пролетом 36 ж (шаг 12 м) |
Вышением марки бетона от 300 до 600 в сжатых элементах вес конструкции снижается на 20—30%, и соответственно снижается их стоимость на 10%.
По данным [64], при изготовлении ферм из бетона марки 800 вместо марки 400 расход его уменьшается на 26— 29%, а стоимость — от 4 до 14% (рис. 73). При этом возрастает несущая способность ферм различных пролетов.
Анализ данных Промстройпроекта о расходе бетона и стали в несущих конструкциях одноэтажных промышленных зданий (рис. 74) показывает, что с увеличением марки бетона, применяемого в конструкции, снижается расход как бетона, так и арматуры.
По данным А. Д. Либермана и И. А. Белинского (НИИСК, Киев), изготовление экспериментальных подстропильных ферм пролетом 18 ж из бетона марки 800 вместо марки 500 позволило снизить вес ферм и расход бетона на 21%, а стали — на 24%.
Применение высокопрочных бетонов в конструкции дает возможность перекрывать существенно большие пролеты без увеличения общего веса конструкции, при этом ее вес, отнесенный к 1 пог. м перекрываемого пролета, значительно снижается. По данным Д. И. Цейлон [103], вес
бёгмёнтной фермы из бетона марки 400, пролетом 30 м СовПадает с весом ферм из бетона марки 800, пролетом 36 м При таком же шаге колонн. Вес фермы, приходящийся на 1 пог. м пролета, при увеличении пролета до 36 м снижается на 17% (табл. 21). А) 100
Рис. 74. Экономия объема бетона а и расхода арматуры б при повышении проектной марки бетона
/ — колонны; 2 — стропильные балки; 3 — стропильные фермы; 4 — подстропильные балки; 5 —сегментные фермы; 6 — арки
400 690 800 1000 R. КГ/см 2 |
I |
Цоо |
Подсчеты также показывают, что при увеличении шага колонн с 6 до 12 м пролет, равный 24 м, может быть перекрыт сегментной фермой, изготовленной из бетона марки 800.
Таблица 21
|
Один из эффективных путей использования высокопрочных бетонов — применение конструкций под большую полезную нагрузку без изменения их сечений только за счет изменения процента армирования. Это касается и плит |
Ерекрытий [49], сечение которых удается уменьшить за счет применения бетона марок 600—800 вместо марок 300— 400. Однако увеличение марки бетона позволит за счет повышения обжатия ребер увеличить армирование и тре - щиностойкость, т. е. в делом повысить полезную нагрузку на плиту. Аналогичная замена марки бетона в стропильных фермах при сохранении их габаритных размеров позволит удвоить шаг колонн.
Значительное внимание в последнее время уделяется применению высокопрочных бетонов для конструкций транспортных сооружений и, в частности, в пролетных строениях железнодорожных и автодорожных мостов.
Ленгипротрансмост разработал проект предварительно напряженного железобетонного пролетного строения с пролетом, равным 34,2 м, для железнодорожных мостов из бетона марки 700. Этот проект по сравнению с типовым (такой же пролет, марка бетона 500) имеет ряд существенных преимуществ: дает возможность снизить строительную высоту на 10%, уменьшить объем бетона на 15% и сократить вес каждой балки на 12%. Все это, в свою очередь, позволяет перевозить балки с выполненной на заводе изоляцией по железной дороге на платформах как габаритные грузы.
Гипротрансмост разработал проект пролетного строения автодорожного моста длиной 42 м. Это пролетное строение представляет собой составную конструкцию балок с применением бетона марки 700 вместо 400 по типовому проекту. Технико-экономический анализ показал, что на изготовление 1 м2 пролетного строения по сравнению с унифицированным бетона марки 700 расходуется меньше, чем бетона марки 400, на 31%. Это объясняется уменьшением количества балок (с 5 до 3), отказом от накладных тротуаров и уменьшением высоты балок (с 2,1 до 1,6). В свою очередь уменьшение высоты балок на 24% (что составляет Ч25,8 от величины перекрываемого пролета) улучшает внешний вид пролетного строения. Такое соотношение строительной высоты и пролета характерно для неразрезных железобетонных пролетных строений, выполненных из обычного бетона.
Применение высокопрочных бетонов открывает пути к созданию новых более экономичных конструктивных решений (особенно перекрытий больших пролетов, элементов полого сечения), позволяющих снизить вес конструкции за счет более полного использования ее материала.
[1] Это 2 млн. циклов, что примерно соответствует среднему количеству нагружений некоторых промышленных и транспортных железобетонных конструкций за время их эксплуатации.
[2] Условия опытов Гуммеля мало отличались от принятых исходных и их влиянием при подсчете по формуле (VI.9) можно пренебречь.
[3] Границы этих колебаний установлены ориентировочно с учетом номенклатуры цементов, выпускаемых промышленностью, и принятых на практике соотношений требуемой марки бетона и активности цемента.
[4] К природным водам, имеющим повышенную кислотность, р первую очередь относятся болотные, а также подземные воды, содержащие свободную углекислоту.