РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
Для выполнения программы научных исследований национальных геотермальных ресурсов основное внимание следует уделить выбору тех учреждений, которые могли бы решить поставленные выше задачи: выбрать методы разведки, оценить геотермальные ресурсы, определить методы разработки месторождения и его эксплуатации, разработать технологию производства и оценить экономическую эффективность, а также возможное воздействие на окружающую среду.
Скорейшее разрешение проблемы нехватки энергии, нависшей над страной сегодня, столь же необходимо, сколь необходимо было проведение ядерных исследований в сороковые годы или исследования в области космонавтики в шестидесятые, когда было решено, что для удовлетворения нужд страны необходимо создать новый, единственный в своем роде федеральный организационный орган.
Следует изучить вопрос о возможной структуре такого органа и выбрать подходящее учреждение, единственной или главной функцией которого было бы осуществление программы геотермальных исследований. Следует предусмотреть, чтобы такая организация, нацеленная на выполнение одной задачи, была бы самостоятельной, но действовала бы согласованно с уже существующими учреждениями федерального правительства, штата и графства.
В настоящее время в разработке общенациональной геотермальной программы участвуют не менее девяти исполнительных отделов и независимых федеральных агентств. Необходимо изучить работу этих организаций, чтобы определить, не следует ли внести каких-либо улучшений в такие вопросы, как обеспеченность квалифицированными техническими и юридическими кадрами, определение первоочередности задач внутри ведомств, планирование, финансирование, руководство и координация всей деятельности, связанной с геотермальной программой. Совершенно очевидно, что для осуществления координированной, хорошо организованной и эффективной общенациональной программы необходимо покончить с существующей ныне раздробленностью. *
Хотя фактическое осуществление комплекса научно-исследовательских работ, направленных на изучение геотермальных ресурсов, вполне может находиться в руках частных компаний, учебных заведений, национальных лабораторий и вновь создаваемых научно-исследовательских центров, субсидирование, общее руководство, выбор направления исследований, а также служба обеспечения должны быть сосредоточены в одном федеральном учреждении, а не распределяться по нескольким.
Ниже перечислены далеко не все функции службы обеспечения: планирование бюджета и программы, анализ эффективности затрат, бухгалтерия и контролирование расходов, сбор и распространение на - учно-технической информации, вопросы охраны авторских прав, программы информации общественности и завоевания общественного мнения, оценка влияния на окружающую среду и соответствие закону об охране окружающей среды, совместное планирование федеральным правительством и промышленными фирмами направлений исследований и решение административных вопросов, вопросы координации и кооперации федеральных учреждений и учреждений штатов, международный обмен информацией и совместные международные проекты, подготовка научных кадров (создание учебных программ научно-технической подготовки), программы выработки законоположений, регулирующих координационные и консультативные функции, вопросы связи с конгрессом, руководство геотермальными полевыми исследованиями и экспериментальными центрами, техническая консультативная помощь контрольным органам, ведомствам управления и координация с другими федеральными агентствами, выполняющими родственные функции.
Возможна разная степень централизации, чтобы охватить все эти общие функции и службы. Следует рассматривать все варианты учреждений, часть из которых перечислена ниже.
Комиссия по геотермальной энергии. Новое независимое учреждение, организованное по специальному постановлению конгресса, подчиняющееся непосредственно президенту и сочетающее в себе функции и обязанности всех других федеральных агентств, которые в настоящее время связаны с исследованием и разработкой геотермальных ресурсов.
Корпорация по геотермальным ресурсам. Квазиправительственная корпорация, организованная по специальному постановлению конгресса и субсидируемая совместно правительственными ассигнованиями, частным капиталом или за счет выручки от эксплуатации. Аналогичными организациями являются "Тенесси валли осорити", "Комью - никейшнс сэтеллит корпорейшн" и "Боннвиль пауэр администрейшн".
Объединенная служба по геотермальным исследованиям и разработкам. Отдельная служба, которую совместно финансируют и обеспечивают персоналом федеральные агентства-участники и которая существует благодаря формальной договоренности этих организаций или согласно распоряжению правительства. Служба должна исполнять все обязанности отдельного агентства, причем бюджет и фонды она будет получать через агентства-участники. В качестве примеров такой службы можно назвать "Спейс ньюклиэр пропалшн оффис", "Оф - фис ов нейвал риэкторс" и "Оффис фор интернэшецл декейд фор оушин эксплорейшн". _
Национальный геотермальный координационный совет. Этот совет создает возможность формального координирования федеральных программ, утвержденных постановлением правительства. В обязанности совета не входит составление программ или выполнение конкретных задач.
Специальный межведомственный координационный комитет. Этот комитет продолжает деятельность существующей специальной федеральной группы, которая участвовала в подготовке доклада "Оценка ресурсов геотермальной энергии". Комитет состоит из участников - добровольцев, не имеющих определенных формальных обязанностей.
Национальный совет по разработке геотермальных ресурсов. Это совет при президенте для определения политики, координации и наблюдения за проведением национальной программы исследований геотермальных ресурсов, которая осуществляется несколькими заинтересованными агентствами. Аналогичные советы существуют по вопросам национальной безопасности, внутренних и внешних дел.
Национальные лаборатории для проведения полевых исследований в геотермальных районах. Это лаборатории, созданные для исследования различных типов геотермальных ресурсов. Следует использовать множество различных методов и различных технологий для обнаружения, оценки, составления карт (в трех измерениях) геотермальных месторождений каждого типа и проведения на них экспериментов с целью разработки и проверки методологии и технологии для обнаружения, оценки и эксплуатации аналогичных месторождений.
Если каждый тип месторождения будет исследоваться на примере одного месторождения, то кооперация различных исследовательских проектов позволит сэкономить деньги и время, необходимые на осу - § ществление исследования в целом. Проекты по исследованию и разра-
V ботке, проводимые промышленностью, правительством и университе
Тами и представляемые в Научно-консультативный совет по развитию і геотермальных ресурсов на одобрение, будут осуществлять лабора
Тории, находящиеся в совместном ведении Геологической службы США и Национального научного фонда.
Кроме организационного объединения всех геотермальных исследований и разработок на федеральном уровне, необходимо создать национальную ассоциацию промышленных фирм, занятых геотермальны - | ми разработками. По идее это должна быть ассоциация, существую-
! щая на частные средства, которая- не призвана заменить ни одно из
Перечисленных выше учреждений. Создание ее крайне желательно для обеспечения эффективного представительства данной отрасли на общенациональном уровне и осуществления связи с федеральной гео - J термальной организацией или организациями.
I