Системы турбин
Существует большое разнообразие типов турбин, но все они обычно подразделяются на два класса. Активная турбина преобразует тепловую энергию в кинетическую при падении давления лишь в сопле. Кинетическая энергия жидкости затем преобразуется в энергию вращательного движения, когда поток направляют на какой-либо тип лопаток на колесе турбины. Давление во вращающихся узлах турбины почти не изменяется. Реактивная турбина, обычно используемая для преобразования энергии газов высокого давления, приводится в действие расширяющимся газом, проходящим чрез вращающиеся лопатки, и это расширение сопровождается падением давления. Чтобы предотвра тить перетекание газа, зазоры между лопатками и корпусом (или статором) должны быть очень малыми.
Следовательно, существуют два способа преобразования энергии в системе полного потока. Первый — расширение двухфазной смеси в сопле с тем, чтобы получить высокоскоростные струи, которые используются затем для приведения в действие активной турбины. При этом падение давления целиком происходит в сопле. Второй — расширение двухфазной смеси в реактивной турбине, где происходит как изменение скорости, так и падение давления.
Осевые реактивные турбины имеют более высокий к. п.д., работают обычно при более высоких скоростях, имеют несколько ступеней и, как правило, сложнее, поскольку для обеспечения заданного давления на ступени зазоры должны быть очень малыми. Нельзя, однако, ожидать, что многоступенчатые турбины будут надежными в работе, когда они непосредственно приводятся в действие смесью пара, геотермального раствора с кремнеземом, возможно, песком и другими посторонними примесями.
Из-за этого свойства рабочей жидкости турбина должна быть простой и легко обслуживаемой. Поэтому активная турбина оказыва-
Лопатки |
Фиг. 6.10. Схемы активных турбин для системы полного потока [і], А — радиальная турбина; б — тангенциальная турбина. |
Ется наиболее подходящей. Самой распространенной активной турбиной является осевая активная турбина, в которую жидкость поступает через серию сопел, расположенных по окружности колеса.
Максимальный к. п. д. как одноступенчатых, так и многоступенчатых турбин составляет ~88%. Трение на лопатках, утечки за лопатками, турбулентность и рассеяние струи будут понижать к. п.д. турбины. Кроме того, могут возникать большие осевые силы, и подавление вибраций всегда является важной задачей при создании осевых турбин.
Сопло |
Радиальные и тангенциальные активные турбины (фиг. 6.10) являются самыми перспективными для подобного применения. Радиальная турбина (фиг. 6.10,в) аналогична гидравлической турбине Френсиса, за исключением того, что в ней вместо входных направляющих лопаток применяются сопла. При правильном выборе углов на входе и вы
ходе рабочего колеса жидкость будет входить в турбину радиально без тангенциальной составляющей скорости (завихрений).
В принципе к. п. д. лопаток в данных условиях может достигать 100%. Это, однако, маловероятно, так как будут иметь место потери, обусловленные турбулентностью, и могут понадобиться такие углы установки лопаток, которые сообщают жидкости на выходе из сопла некоторое завихрение. Радиальные активные турбины обладают следующими преимуществами: высокий к. п.д., малые вентиляционные потери, возможность выбора угла установки сопла, небольшие потери от рассеяния струи и минимальная вибрация. Вибрации незначительны, так как сопло расположено в плоскости колеса и осевое усилие мало.
Тангенциальные турбины (фиг. 6.10,6) имеют прообразом колесо Пелтона. Хотя оно использовалось только как гидравлическая турбина, не существует серьезных возражений против его использования для работы с двухфазной жидкостью. Это устройство может иметь к. п.д. до 95% в зависимости от угла наклона лопаток и угла на выходе. Конечно, может оказаться важным трение на лопатках, но основные потери (и недостатки) будут, вероятно, обусловлены эффектом вентилирования и рассеянием струи, так как сопла должны размещаться на некотором расстоянии от лопаток.
К основным преимуществам турбин этого типа следует отнести высокую эффективность, простоту изготовления (и, следовательно, низкую стоимость), малую вероятность вибрации и простоту замены и восстановления лопастей. Последнее может быть особенно важным в связи с высокой коррозионной активностью рабочей жидкости.
Обычно гидравлические устройства таких типов обладают к. п.д. рабочего колеса более 90%. Из-за отсутствия данных для режима работы с двухфазной жидкостью 'невозможно оценить к. п.д. при таких рабочих условиях. Тем не менее нет существенных причин для больших различий в к. п.д., и вполне вероятно, что турбина с двухфазным полным потоком будет иметь к. п.д. 90%.