ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Классификация защиты от насмешки
Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых. Аристотель.
В отличие от шутки к насмешке целесообразно относиться как к неизбежному злу человеческого общения — сдержанно и достойно. Есть три вида насмешки и психология дает конкретные рекомендации страдающей стороне, помогающие правильно реагировать на обвинение и грубость.
I тип — полностью несправедливая насмешка.
Когда Вам с изрядной доле издевки говорят, что Вы неправильно что-то сделали или сказали лучше всего. согласиться и спокойно, доброжелательно задать один из четырех вопросов:
Уточняющие вопросы. Что именно Вы имели ввиду, произнося эту фразу? Что конкретно Вы хотите мне сказать? Услышав такой вопрос, насмешник чаще всего переходит на грубость. Спокойно, медленно и тихо повторите вопрос, демонстрируя желание разобраться в причинах случившегося. Постепенно начальник или коллега успокаивается.
Фактические вопросы. Что вызвало Ваше недовольство? Приведите, пожалуйста, примеры моих ошибок, вызывающих Ваш гнев. Не услышав конкретных замечаний, переходите к следующему типу вопросов.
Альтернативные вопросы. Вы смеетесь над этим или над тем? Вам не нравится как я разговариваю или одеваюсь? Этот тип вопросов позволяет быстро установить взаимопонимание, переводит разговор в спокойное русло.
Опустошающие вопросы. Будьте любезны, перечислите все, чем Вы недовольны, что заставляет Вас шутить надо мной? Услышав ответ, не возражайте, не спорьте, Спокойно скажите, что примете к сведению полученные замечания.
После этого чаще всего сарказм обвинителя сменится успокоением и даже уважением к Вам.
2 тип — частично справедливая насмешка.
Есть несколько способов реагирования на нее.
А) Храни порядок и порядок сохранит тебя (лат. пословица). Принимайте справедливую насмешку и отбрасывайте все, что считаете ненужным. — Вы справедливо отметили такую и такую-то ошибку в моей рукописи, — говорю я рецензенту, и он, как правило, успокаивается. А иногда, что греха таить, я сознательно вставляю в рукопись две-три ошибки, которые легко исправить, просто выбросив эти места из текста. Рецензенту тоже надо хлеб есть.
Б) Злоупотребление не исключает употребления (лат. пословица). Когда Вы не согласны с каким-то разделом критики в свой адрес, признайте право остряка думать иначе: — Да, не всем нравится как я говорю. Да Ваше право думать иначе.
В) Никто не обязан обвинять самого себя (лат. пословица). Лучшая реакция — перевод насмешки, обвинения в достоинство. — Что Вы тараторите как пулемет, Вас невозможно остановить. — Извините, но не часто удается поговорить с умным человеком. — Вы прямо как старая склочница, все мелкие колкости, реплики помните. — Да, я надежен как ЭВМ.
3 тип — полностью справедливая насмешка.
Сохраняя достоинство и останавливая желание высмеять Вас, согласитесь с каким-либо одним замечанием. — Да, я жалею, что опоздал на работу. Больше этого не будет. — Да, я неудачно оформил документ. Постараюсь более тщательно работать с деловыми бумагами.
Часто извиняться каждый раз не надо. Извиняющийся человек не производит впечатления уверенной в себе личности.
При любом способе ответа на насмешку надо говорить тихо, в замедленном темпе, подчеркнуто вежливо. Острый ответ будит агрессию, портит отношения. Ответ должен быть кратким, максимум из 10—12 слов. Недопустимо, признав свою ошибку, говорить. но. Что по существу означает Ваше несогласие и вызывает следующую волну насмешек, критики. Услышав издевку, сделайте паузу, не торопитесь с ответом. Вдумайтесь, в услышанное легче будет найти ответ. — Вы что сегодня с левой ноги встали? — А Вас это действительно интересует? — Вы что, каши мало ели? — Вас интересует количество или вид каши?
Старайтесь всегда отвечать на насмешку шуткой. Шутите чаще. Неслучайно Тур Хейердал считал, что: «Хорошая шутка часто бывает также полезна, как спасательный пояс».