ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

Смеяться осторожно!

Тех слов, где есть хоть капля яда, и в шутку говорить не надо. А. Шукур, персидский поэт, Х век.

Авиационные катастрофы, участившиеся за последние годы, резко снизили поток пассажиров. Стремясь исправить ситуацию, руководство компании «Юго - западные авиалинии» стала обучать обслуживающий персонал, стюардесс. юмору. Компания принимает на работу людей только с развитым чувством юмора. Претендентов тестируют, задавая вопросы типа: «Какой случай в Вашей жизни был самым неловким и как Вам удалось при этом не потерять чувство юмора? В должностной инструкции для стюардесс специально оговорено наличие чувства юмора, умение улыбаться и непринужденно работать с людьми.

На одном из заводов «Хьюлетт-Паккард» создан «Оазис юмора». Это комната, раскрашенная лимонно-желтым, красным, ярко-зеленым светом. На стенах веселые карикатуры, на столах забавные, вызывающие смех и поднимающие настроение газеты, журналы, книги, плакаты, видео и аудио пленки. На стене доска, где желающие могут нарисовать себя и членов своей семьи в смешных позах.

Такое отношение к юмору доставляет удовлетворение людям, способствует полноценному отдыху, создает добрую атмосферу в коллективе. Организаторы этой работы понимают, что юмор обоюдоострое оружие и не допускают насмешек над членами коллектива, злых шуток, зубоскальства. Если, скажем, у ребенка одного из членов коллектива энурез, то шутки анекдоты на тему недержания мочи не допускаются. Вопрос этот не прост и с целью оказания помощи кадровым работникам, стремящимся оздоровить атмосферу в организации, мы разработали требования к юмору, используемую в педагогических целях.

Требования к использованию юмора в педагогических целях.

Плохи те шутки, что приносят боль. С. Сервантес.

Первое требование такое: не подвергать осмеянию личность человека. Можно посмеяться над отдельной чертой характера, конкретным поступком или высказыванием члена коллектива. Нельзя применять старую, как мируловку беспринципных людей: вместо того, чтобы опровергнуть доводы собеседника — опорочить, высмеять его самого.

Посмеиваясь над инженером, который был награжден путевкой в круиз вокруг Европы, и демонстративно заявлял, что из принципа даже здороваться и говорить «спасибо» будет только по-русски, директор фабрики, вызвав веселое оживление в группе и насмешки над славянофилом-лентяем, рассказал о господине Кузовлеве, который плыл на пароходе в Америку. За столом с ним сидел француз, каждый раз обращавшийся с неизменной вежливостью к своему соседу со словами: «Бон апети». Думаю, что француз ему представляется, Кузовлев также вежливо отвечал ему: «Кузовлев». Церемониал этот повторялся несколько раз, пока Кузовлеву не объяснили, что француз желаем ему приятного аппетита. В тот же вечер Кузовлев первым обратился к французу и сказал: «Бон апети!». Француз приятно улыбнулся и ответил: «Кузовлев!».

В разговоре с членами коллектива необходимо отрешаться от личных симпатий и антипатий. Никогда не унижать зависимых от Вас людей. А вот посмеяться над ленью, грубостью, бестактностью, зазнайством, пьянством целесообразно. В бригаде швей-мотористок ежедневно проводилась производственная гимнастика. Летом было жарко. Девушки, выполняя физические упражнения, сильно потели. Большинство ежедневно после работы принимали душ. А две девушки, наспех переодевшись убегали на спевки хора, а потом на танцы. Дезодорант не выручал. Подруги косились на нечистоплотных работниц, дистанцировались от них. Помогало мало. И тогда мастер рассказала бригаде о некоторых указах Петра I. В том числе и о таком: «Замечено, что жены и девицы на ассамблеях, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают, одев робу и фижмы из атласу белого на грязное исподнее и гораздо и отменно зело гнусный запах распространяют, приводя гостей иностранных в смятение и бегство. Указую впредь перед ассамблеей мыться мылом в бане со тщением. И не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподнею также следить усердно».

В дальнейшем беседовать с девушками на темы гигиены не было необходимости. Однако многозначительный взгляд, усмешки мастера, сравнение девушек с их не очень чистоплотными предками не только не дало бы положительного результата, но и восстановило бы их против старшего. Рассказчик обращается к группе, якобы не имя в виду ни кого из ее членов, надеясь, что адресат поймет его и сделает нужные выводы.

Однако и над чертой характера, внешним видом, поступком даже близкого человека смеяться можно далеко не всегда. Юмор — оружие обоюдоострое. Безопасный юмор, как, кстати и безопасный секс, полностью безопасен только в двух случаях: Когда Вы от него полностью отказываетесь или адресуете его самому себе. Если Вы лысый человек и зубоскалите по этому поводу — очень хорошо. Если Вы плохо ориентируетесь в городе или на природе и смеетесь по этому поводу — отлично. Но малознакомый человек и даже самолюбивый близкий друг могут обидеться, если шутку по этим поводам Вы адресуете им. Тут надо быть очень осторожным.

Второе. Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима улыбка и тем более шутка по поводу необычной фамилии человека, его физической слабости, болезни, полноты, необычных пропорций тела, заикания, косоглазия и т. п. Недопустимо высмеивать объект симпатии или любви коллеги.

— Я слабее подруг, но это не дает бригадиру права называть меня «инкубаторской», с обидой жаловалась автору практикантка-учащаяся колледжа.

— Трудно, очень трудно не улыбнуться, когда женщина представляется тебе: Любовь Подзаборная или мужчина — Иван Полухер, но я не только не позволяю себе улыбнуться, но резко пересекаю смешки, стоящих рядом рабочих, — рассказывал нам ныне директор Московского регионального центра фирмы «Уралаз автосервис» Ю. Л. Марковский.

Рассматриваемое положение не относится к самому руководителю. Он понимает, что сам не лишен недостатков и забавных слабостей. Он первым смеется над своими промахами. Как-то в психологическую консультацию обратился преподаватель одного из московских ВУЗов: — Работать трудно, студенты открыто смеются над моим заиканием. Помогите, если можно. В течение часа с четвертью было тщательно разработано начало лекции, насыщенное фразами и словами, в которых консультируемый особенно сильно заикался. Потом он рассказывал, что закончив вступление, говорил: —З-з-з-запомните, что над з-з-з- аикой смеяться нельзя. Он от этого болеет и в конце концов умир-р-р-р-ает. Дальше по ходу лекции несколько раз говорил: —Ой, простите, об этом я уже заикался. Знание и блестящее изложение материала и смех по поводу своего недостатка прекратили насмешки слушателей и позволили педагогу многие годы успешно преподавать в институте.

Третье. Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Еще Шиллер заметил, что когда шутник смеется своей шутке, она теряет цену. Рассказывая смешной эпизод, веселую историю, анекдот необходимо, по возможности оставаться сдержанным. Если трудно сдержаться, можно улыбнуться, но не хохотать. Иначе продемонстрируешь восторг от собственного остроумия, от удачной шутки, не позволяющей сдержать собственные эмоции. В этом случае снижается эффект воздействия, шутка не дает ожидаемого результата.

Это происходит потому, что чувство комического возникает, когда концовка рассказа, анекдота противоречит тому, что было рассказано раньше. Когда финал, заключение неожиданны. Чем более вероятностный прогноз противостоит тому, что было рассказано раньше, противоречит действительному ходу событий, тем сильнее эмоциональная реакция. Когда же говорящий начинает смеяться в начале рассказа, он невольно готовит соответствующий прогноз слушателей. Эффект комического резко снижается. «Если хочешь вызвать слезы, заплачь. Но если хочешь насмешить, самому смеяться нельзя», — очень верно говорит итальянская пословица.

Четвертое. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах подчиненного, его забывчивость, неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с руководителем или товарищем. Вряд ли можно сказать, что человек обладает чувством юмора, если он смеется над упавшей на ровном месте пожилой женщиной, бегущим по лужам за сдутой ветром шляпой стариком, севшим на сломанный стул и упавшим товарищем.

Чтобы не допустить ошибки, надо различать комическое и смешное. Это не одно и то же. В случае, когда новичок, неверно закрепив в патроне деталь, запорол ее, а доставая заготовку, в кровь исцарапал руки, нет комического эффекта и бригадир в таком случае не смеется.

Но вот к группе практикантов подходит «бывалый специалист». Только что он смеялся над допустившим брак товарищем, а теперь с самодовольным выражением на лице предлагает окружающим посмотреть как надо работать. Включает станок, снисходительно бросает взгляд на зрителей и через несколько минут вынимает... бракованную деталь. Вот это уже комическая ситуация. Тут можно весело посмеяться над неудачником вместе со зрителями.

Недостатки случайные, поверхностные и особенно легко устранимые, не могут и не должны быть объектом высмеивания. Ведь если они не сознательны, их не надо изживать, достаточно указать на них и они не будут повторяться, а значит, они не вызовут типичного для сатиры громкого, а тем более гневного смеха.

Пятое. Шутка, адресованная «трудным» подчиненным, особенно молодым людям, живущим в общежитии, лишенным родительской заботы, неудовлетворенным работой, жизнью, лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека, но ни в коем случае не высмеивания, наказания. Иронией и насмешкой можно тяжело ранить человека, усилить уже существующий не у него комплекс, вызвать или обострить конфликт со старшим или с коллективом.

Сатира всегда форма порицания и осуждения. Поэтому применение к кому - либо средств сатирического осмеяния ничто иное, как жесткое наказание. Оно может вызвать чувства унижения, стыда, обиды. Чтобы этого случилось, шутка обязательно должна содержать элементы дружеской и мягкой критики, которая будет скорее упреком, чем наказанием.

Шестое. Позволяя себе шутить с людьми, а без этого работать с ними очень трудно, надо быть готовым к тому, что рано или поздно шутка раздастся в Ваш адрес и в этом случае сердиться, принимать административные меры к шутнику недопустимо. Единственно правильная реакция начальника — посмеяться над собой вместе с подчиненными. Всегда надо быть готовым на острое словцо, не бояться первому посмеяться над своей неучей или промахом (это своеобразная форма самозащиты), поддерживать и направлять юмор подчиненных: а не пресекать их стремление шутить, не давать воли мелочному честолюбию.

На пресс-конференции в США по поводу полета советских и американских космонавтов по программе «Союз-Аполлон» у А. Леонова с откровенным ехидством спросили: «Не слишком ли дорого обходятся полеты, о которых Вы с таким энтузиазмом рассказывали?». Космонавт улыбнулся и спокойно ответил: — Конечно, дорого. Наверное, и испанской королеве было жалко денег на экспедицию Колумба. Но она их дала. И кто знает, когда бы открыли Америку, если бы королева пожадничала».

Шутка над самим собой — прекрасная форма самозащиты. Жаль, что наши депутаты и некоторые руководители государств Ближнего зарубежья этого не понимают. А ведь люди давно знали эту особенность смешного. Э. Ретри рассказывает о нравах африканского племени Ашанти /Elliot Robert C. The Power of Satire Prineeton № 1. 1960/. Племя ежегодно отмечает праздник «aho». Во время церемонии праздника можно высмеивать и оскорблять любого человека, в том числе вождя племени и главного жреца. Кстати последний, его звали Те Кеса, рассказал, что стихийное освобождение от чувства ненависти, зависти и антипатии, которое носит в себе человек, оборачивается пользой. После праздника люди успокаиваются, становятся послушнее, спокойнее. Таким образом, вождь и жрец выигрывают, хотя вынести проклятия не просто. Но после праздника много легче руководить людьми, которые не таят злых мыслей и чувств, не обсуждают тебя за твоей спиной.

Особенно неприятные последствия имеют место тогда, когда не умеет посмеяться над собой крупный начальник, руководитель большого предприятия на котором его плохо знают, как человека, личность или педагог.

В медицинском институте читает лекцию полковник. Замечает студента, который пропустил несколько занятий. — В чем дело? Почему не были на лекциях? — Болел, — отвечает, вставая, верзила, под 2 метра ростом. — Чем болели? — Эндометрит. — Да я с Вашим эндометритом всю войну прошел.

Хохот аудитории — эндометрит воспаление матки. Занятие было сорвано преподавателем, который до конца лекции читал мораль студентам, и это вместо того, чтобы посмеяться над собственной ложью, промахом. С кем не бывает! Результат — кличка «эндометрит» к педагогу прилипла.

Остался в памяти другой случай, когда на занятиях в отделе технического обучения инженер оговорился и сказал «Дочь Маркса и Энгельса». Слушатели засмеялись. Выступающий, повысив голос, заставил их замолчать и до конца занятий, забыв о теме, говорил об уважении к великим представителям человечества. И в этом случае он на много лет стал «дочерью Маркса и Энгельса». А посмейся инженер, и полковник над собственным промахом, оговоркой, ложью и через несколько минут можно было бы продолжать занятие, все было бы забыто. Конечно, сам случай остался бы в памяти людей, но издевательские клички скорее всего не закрепились бы за преподавателями.

Однако позволить смеяться над собой можно только при условии, что шутник не переступит границу, за которой его смех перейдет в издевательство, в оскорбление старшего. Здесь важно почувствовать эту грань. Если же смех естественный, не злой, а старший обижен, возмущается о случившемся подчиненные будут помнить долго, а то и, как в рассказанных случаях прилепят начальнику кличку.

Седьмое. Недопустимы грубые шутки, пошлые шутки, кривляние, зубоскальство. Они — следствие низкой культуры руководится недооценки и неуважения личности членов коллектива, результат назидательности, ничего общего не имеющей с остроумием. Пошлые и грубые шутки приводят к устойчивому конфликту между шутником и объектом насмешки.

— Ты чего вертишься? — спрашивает бригадир у паренька-разнорабочего. Не крути головой, а дело делай. И через минуту: — Ребята, посмотрите у всех вши как вши, а у новичка как злые собаки.

Взрыв хохота сопроводил «шутку» бригадира. На следующий день молодой человек на работу не вышел.

Выйдя в салон самолета, стюардесса объявляет: «Всем пристегнуться!». «А кто не пристегнется?» — спрашивает пожилой пассажир, лихорадочно разыскивая пряжку ремня. «Недавно был рейс, сели на полосу не очень удачно, с улыбкой говорит стюардесса, — так тех, кто не пристегнулся, всех по стенке размазало». — «А кто пристегнулся?» — с испугом спрашивает старик. «Ну, с этими все в порядке, весело отвечает девушка. — Эти все сидели как живые».

Очевидно, после таких «шуток» недалеко до инфаркта. Особенно если, как в данном случае, человек пожилой и не очень здоровый.

А вот одна из «соленых шуток» эстрадного артиста: «Утром пил горячий чай, лопнул мочевой пузырь, ошпарил ноги». Бестактность болезненно отражается на людях, провоцирует их на серьезный конфликт с коллегами и руководителями.

Примеров грубых, бестактных шуток, до предела возмущавших писателя в немало в произведениях Ю. Германа. Например, известная фраза из его книги «Дорогой мой человек»: «Больной, возьмите себя в руки, мы Вам сейчас отрежем ногу».

Бестактность болезненно отражается на людях, провоцирует их на серьезный конфликт с коллегами и руководителями. Юмористический комизм не означает осуждения какого-либо человека, явления, события. Он содержит лишь элементы дружеской, терпимой и мягкой критики, представляющей скорее упрек, чем наказание.

Использовать шутку в воспитательных целях легче, когда знаешь правила конструирования шутливого выражения, приемы юмора. Но об этом в следующей главе.

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

Идеология будущего бизнеса

В современном мире бизнеса идеология является важным аспектом предпринимательства. Она определяет приоритеты, цели и принципы предпринимательской деятельности. Для будущего бизнеса важно иметь не только хорошую стратегию, но и правильную идеологию. …

Инфантилизм. Инфантильное общество

Инфантилизм относится к понятию социальной иерархии, в которой дети и молодежь управляют и принимают решения вместо взрослых. Это понятие было впервые введено в науку в начале 20 века американскими социологами …

Почему доктора Курпатова перед войной сделали голубым?

Цитата дня: Нам дали зажечь спичку... уж лучше мы держали свечку! Во всех либеральных СМИ раскручивалась личная жизнь доктора Андрея Курпатова - любовник ворует... суд или наговаривает Курпатов - подтекст …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.