ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)
Позновательная функция смешного
Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. Ф. Бэкон
Одна из важнейших способностей руководителя — педагогическая. Начальник учит подчиненных и контролирует их деятельность. Верные помощники его в этой работе юмор и сатира. Комическое позволяет сравнительно легко преподносить различные сведения, исправлять ошибки подчиненных в быту и на производстве, учить новичков профессии.
Неожиданная мысль, новый подход к известной проблеме вызывают удивление, а удивление очень часто причина смеха. К формам познавательной функции комизма относятся острота, афоризм, неожиданная ассоциация. Эти формы помогают нам обратить внимание на незамеченное ранее, запомнить какой - либо материал благодаря метким оценкам людей и освещению различных сторон жизни, верному и остроумному толкованию каких-либо законов, событий, явлений.
Остроумная манера выражаться, речь, включающая шутку, афоризм, эпиграмму порождают положительные эмоции, способствующие познавательной активности человека. Положительные эмоции играют важнейшую роль в обучении. Активность коры идет из подкорки, считал И. П. Павлов, и, забывая об эмоциях, мы лишаем кору главного источника силы.
Что же получается в этом случае. Мастер говорит: «Это пособие надо проработать от начала до конца и запомнить не только детали прибора, но и возможные погрешности в работе, и порядок разборки и сборки, и специфические особенности работы в разных условиях». И если «надо» не связано с «хочу» задание большинством подчиненных будет выполнено формально, т. е. с неудовольствием. Увлечения не будет, а, значит, и отношение к работе будет не лучшим.
Прежде всего сделать преподносимый материал интересным помогает правильная формулировка темы. Ведь можно назвать лекцию «О пользе стиральных машин», а можно «Надолго ли хватит Вашей жены». Можно назвать разговор о сердечно-сосудистой системе человека «Сердце и его работа, а можно — «Неутомимый насос». Можно написать на бору грузовой машины «Не обгоняй», а можно — «Водитель, помни, дома тебя ждут жена и дети». Можно написать в трамвае без кондуктора «Не забудьте заплатить за билет», а можно, как мы видели в Одессе, «Чтоб ты доехал как заплатил». Можно написать предупреждение: «Не курить», а можно «Хочешь раньше умереть, кури больше».
Проводя инструктаж, занятия в Отделе технического обучения завода можно провести игру, соревнование, использовать интересный пример, шутку, игру - загадку. Объясняя явление инерции Л. Гальперштейн в книге «Здравствуй, физика «рассказывает, как человек спускался в метро с корытом в руках и неожиданно его выронил. Корыто покатилось по ступеням эскалатора, набрало скорость и ударило под коленки толстяка, мирно стоявшего несколькими ступенями ниже. Толстяк рухнул в корыто и в нем, как на санках, понесся вниз. А когда движущаяся лестница закончилась, он проехал с визгом и скрежетом еще несколько метров по гранитным плитам пола. Если бы пострадавший не стремился сохранить состояние покоя, он, получив удар, полетел бы вниз впереди корыта. И корыто в конце эскалатора остановилось бы, а не проехало бы вперед по инерции.
Другой пример. В купе на верхней полке спит мужчина. Вдруг поезд резко останавливается, мужчина падает на пол и удивленно говорит: «Вот это я шмякнулся! Даже поезд остановился». Почему мужчина упал с полки? Может ли измениться скорость поезда при падении какой-либо тяжести с полки? Еще пример. Женщина учится водить машину под руководством мужа. Неожиданно, бросив руль, она кричит: «Коля, нажми на педаль! На нас надвигается вон то огромное дерево!» Как с точки зрения физики можно объяснить слова женщины?
И так иллюстраций из окружающей жизни, из природы и техники множество. Они вызывают улыбку. Они должны ежедневно включаться в инструктаж, объяснение, постановку задачи, занятие по повышению квалификации персонала.
Регулярно в разговоре с подчиненными следует использовать афоризмы, эпиграммы остроты. Они вызывают интерес, заставляя задуматься над смыслом сказанного и являются источником активного познавательного удовлетворения для слушателя или читателя.
«Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав» /А. Шопенгауэр/. «Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты» /он же/. «Добрый смех подобен солнечному свету в доме» /Теккерей/. «Дурак — излюбленное слово, когда дурак честит другого. Но между ними ни на грош ни в чем различья не найдешь» /С. Брант/. «Великая подмога — уметь смеяться над сами собой, когда сглупил и видишь это» /Р. Роллан/. «Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным» /Ж. Мольер/. «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других» /М. Монтель/. «Если Вы направляете в чей-либо адрес остроту, то должны быть готовы принять ее и в свой адрес» /Д. Свифт/. «Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену» /И. Шиллер/. «Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, масло дающею им» /он же/. «Если вечером женщина отказывается от рюмки и сигареты, значит утром ее родителей вызывали в школу» /Б. Суворов/. «Есть моменты, когда все удается, не ужасайтесь — это пройдет» /Ж. Ренар/. «Вразумлять бестолковых, так же бессмысленно, как чесать скалу» /И. Таранов/. «Не обижайся на шутку. Лучше возьми шутника на заметку» /из афоризмов мастера Дубова/. «Будь откровенен — прямо заявляй о своем согласии с начальством» /он же/.
Наибольшая познавательная ценность отводится специалистами комическому, которое отражает мир без попыток его деформации, таким, как он есть. Очень умело это делает М. Задорнов, находящий смешное в действительности, не стремящийся в каждой своей работе к переустройству мира, а исключительно остроумно высмеивающий бытующие недостатки. Это и моносценки «Курилка», «Дело на год», «Чулок» и многие другие, и фельетоны Л. Натапова, например, «Одолеем бабку», «С. Кондратьева «Улыбающийся мошенник» и др.
Особенно хочется выделить эпиграмму, в которой реализуются и познавательные, и воспитательные, и развлекательные функции комического?
Довольно из твоих мы громов слышим уст.
Шумишь, как барабан, но так же ты и пуст
В. Майков
***
Ест Федька с водкой редьку,
Ест водка с редькой Федьку.
И. Крылов
***
Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой.
М. Лермонтов
***
В России две напасти: Внизу — власть тьмы А наверху — тьма власти.
B. А. Гиляровский
***
О Клим. Дела твои велики. Но кто хвалил тебя? Родня и два заики.
Д. Фонвизин
***
Сегодня праздник — юбилей.
Ради того, что барин некий
Был великий дуралей целых пять десятилетий.
C. Соболевский
***
Стыдить лжеца, шутить над дураком И спорить с женщиной — все то же, Что черпать воду решетом: от сих Троих избавь нас боже.
М. Лермонтов
***
Был Терентий Сухорук, знал он тысячу Наук. Лишь одной не знал науки — Как сухие двигать руки.
Н. Заболоцкий
***
Двое, речи друг друга мимо ушей пропуская Спорят. Их два монолога можно ль беседой назвать?
Ф. Шиллер
***
К самопознанью твой путь через души других пролегает. Души других ты поймешь, если заглянешь в свою
Ф. Шиллер
***
Меня Вы редко понимали, и редко понимал я Вас.
Но чуть мы вместе в грязь попали, друг друга поняли тотчас.
Г. Гейне
***
По верхнему платью судить о других — вот давний закон Отношений людских.
Мы следуем сегодня ему, а надо судить по исподнему.
Э. Кестнер
***
В Европе годы мира натают. Уравновесятся весов военных чаши. Когда всех наших ваши перебьют, а Ваших наши.
А. Поп
***
Очень много дают думающему человеку эпиграммы Демьяна Бедного, С. Я. Маршака
Богачу война — лафа: Что ни день — В приход графа
/Д. Бедный/ ***
Как вежлив ты в покое и тепле. Но будешь ли таким во время давки На поврежденном бурей конабле Или в толпе у керосинной лавки
/С. Я. Маршак/
***
Как своя госпожа ты летишь дребезжа, Обгоняя возы, таратайки.
Но слетишь под откос, если оси колес
Ненадежны как сердце хозяйки
/С. Я. Маршак/
***
Начинающему поэту: Мой друг зачем
О молодости лет ты объявляешь публике
Читающей?
Тот, кто еще не начал — не поэт.
А кто уж начал, — тот не начинающий
/С. Я. Маршак/