ТОЛЬКО МЫТЬЕМ, А НЕ КАТАНЬЕМ
Переставив слова в известной русской поговорке «не мытьем, так катаньем», мы в общих чертах определим сущность процесса очистки поверхности металла, ткани, дерева от твердых и жидких загрязнений. Однако чистое белье можно получить только мытьем!
Мы уже говорили, что процесс мытья имеет весьма сложную физико-химическую природу и не может быть описан какой-то простой схемой. Он включает сразу несколько взаимосвязанных явлений, и лишь удачная их совокупность обеспечивает достижение цели - получение «белоснежного», т. е. чистого, материала. При очистке поверхностей от жидких (масло, мазут, жир) и твердых (сажа, глина) загрязнений обязательно должно происходить смачивание обрабатываемой поверхности. ПАВ-главная
143
Так выглядят калла воды аа чисто* ладояя я на л ад она, яспа нефтью.
Составная часть каждого моющего раствора-ад со руется на поверхности, подлежащей очистке, обеспе ее смачивание. Необходимо также «оторвать» ча грязи от поверхности и перевести их в суспензию эмульсию. Нельзя допустить повторного осаждения грязнений. А если загрязнение состоит из жидкого ве ства (жир), его нужно «коллоидно растворить»-солю лизировать.
Все многообразие физико-химических процессов, исходящих при очистке поверхностей, нет возможно разобрать на страницах популярной книги. Но отдель стороны этого процесса, например, стирки ткани, мо выразить образно пятью утверждениями.
Ничто ничего не отталкивает. В быту давно уже стали почти «узаконенными» термины «водоотталкивающие ткани», «водоотталкивающая пропитка». И мы посте пен; но привыкаем к мысли, что ткань может «отталкивать» воду, а если она этим свойством не обладает, то можно сделать ее таковою путем пропитки. Но ничто ничего. не отталкивает. Просто капля воды располагается на разных тканях или на других твердых поверхностях по-разному. На рисунке приведен случай, когда вода сохраняет почти каплевидную форму, т. е. не смачивает поверхность. Такой несмачиваемой гидрофобной поверхностью обладает твердый парафин и поверхность бензина, растщ тельного масла, мазута или другой жидкости, нераство; римой в воде. На смачиваемой поверхности капля воды
Рас iv касі ся, что и изображено на рисунке. По размеру yi. ua можно судить о том, насколько «любит» данная поверхность воду. Краевой угол является мерой смачиваНия. Если угол составляет от 0 до 90°, то жидкость хороню смачивает поверхность. Угол больше 90°-поверхность почти не смачивается. Она как бы «отталкивает» „оду. Точнее, вода собирается капельками на поверхности На чистейшем стекле вода расплывается тонким Слоем. Но достаточно провести по нему кончиком паль - ца, и капля воды так и останется чуть сплюснутым шариКом. С кожи пальца на стекло мы перенесли тончайший Слой жира, который в отличие от стекла не смачивается водой. Можно было бы рассмотреть и термодинамичеСкие условия смачивания, но в этом случае пришлось бы написать учебник физической и коллоидной химии, разбавленный информацией о пенах.
Черное можно сделать белым. Моющий раствор и предназначен для того, чтобы сделать смачиваемой, «любящей» воду, загрязненную поверхность. Роль такого регулятора играют молекулы мыла (жирового или синтетического), о структуре которых мы говорили выше. Своим гидрофобным концом («хвостом») молекулы ориентируются в сторону жира. Тогда вся поверхность оказывается покрытой «головками», которые «любят» воду. Поверхность ткани, стекла, фарфора, если она чистая, не нуждается в усилении смачивания. Но если на ней есть масло, то нужно сделать поверхность масла смачиваемой, чтобы вода «не отталкивалась».
О III |
145 |
Промасленный комбинезон, который невозможно утопить в воде, если она не содержит мыла, становится мокрой тряпкой в растворе ПАВ; причина-адсорбция молекул ПАВ на поверхности масла. Следствием адсорбции явилась модификация (изменение свойств) поверхности. Она стала смачиваемой. С позиций физической химии поверхностных явлений утверждение об «утке, которая не тонет в воде», не имеет никаких реальных обоснований.
В чистой воде, действительно, утка не тонет, так как заботливо и систематически смазывает перья ственным жиром, пропуская каждое перышко че клюв. Перья всех водоплавающих птиц водой не сма»; ваются. Но... смачиваются любыми маслами, наг нефтью. И тогда разыгрываются трагедии, какие уже ] раз случались в районах аварий танкеров, прорыва не<] из подводных скважин на прибрежном шельфе. Подобу ситуация наступит также, если гуся или утку 6f в мыльную воду: молекулы мыла адсорбируются на дрофобных перьях, они станут гидрофильными, намокнет и не сможет долго плавать.
Черное можно сделать белым, если это черное уд лить с белого. Условимся называть черным загрязнет белье. В таком случае восстановить белизну можно I счет отрыва черных загрязнений. «Черное»-это пят масла или угольной сажи. Водой они не смачиваются,:^ станут гидрофильными, если к воде добавить Представим себе, что за счет сил адсорбции молекула ПАВ удалось оторвать «черное» от «белого»; теперь необходимо эти жидкие или твердые частицы удержать в окружающем моющем растворе в виде дисперсной системы-суспензии (вода-твердые частицы) или эмульсии (вода-капли масла). Отметим, что в данном случае «маслом» будет любое жидкое вещество, нерастворимое в воде. Мыло отрывает сажу и не позволяет ей снова осесть на ткань. Происходит это потому, что молекулы ПАВ адсорбируются и на ткани. При этом гидрофильная часть молекул ориентирована к ткани и прочно на ней оседает. Вся поверхность ткани оказывается заполненной гидрофобными хвостами. Они «не любят» сажу. Имейте в виду, что тарелка после мытья мылом или каким-либо другим моющим веществом тоже гидрофобна! Вода по ней не растекается, а собирается капельками. Хотя на по: верхности тарелки адсорбированы ничтожные количества
||ДВ. но и их желательно удалить, чтобы они своим заПалом не портили вкуса пищи и не попадали в наш органи їм. Тут на помощь приходят испытанные средства-гоРячая вода, сода и щетка.
Еще алхимиками было сформулировано правило расТворения веществ-«подобное в подобном». НеорганичеСкие соединения, имеющие полярную или ионную струкТуру, растворяются в полярном растворителе-воде. Воск, парафин или битум неполярны, они растворимы в бензине, бензоле, ацетоне-жидкостях неполярных. И все-таки растворить бензин или машинное масло в воДе можно. Но только в воде, содержащей изрядное колиЧество ПАВ типа мыл.
Обратный путь нужно закрыть. Если жир с помощью ПАВ оторван от загрязненной поверхности металла или Ткани, если чешуйка графита, окруженная ориентироВанными молекулами ПАВ, «плавает» в воде, то нужно Создать для них барьер на пути к старому «месту жительСтва». Нужно исключить повторное осаждение частичек Грязи на бывшую грязную поверхность. Для этого в соСтав моющих средств вводят специальные защитные колЛоиды, например карбоксиметилцеллюлозу, продукты Переработки крахмала. В их присутствии моющие препаРаты «стирают» лучше, чем мыло.
Iff |
147 |
Растворить нерастворимое. Бензол и керосин в воде практически нерастворимы. Нерастворимы вазелин и свиной жир. Нерастворимы почти все «масла». А вот натриевая соль жирной кислоты-мыло-в воде образует растворы. Но если в молекулах мыла одновалентный натрий будет замещен двух - или трехвалентным ионом металла, то такое мыло в воде уже нерастворимо. Серая пена на поверхности воды в ванне, серые хлопья на стенках раковины-все это кальциевые мыла, нерастворимые в воде. Они образовались из пены натриевого мыла и солей кальция и магния, содержащихся в воде (именно содержанием этих солей и определяется жесткость воды).
Основой напалма-страшної о оружия современности также является нерастворимое «металлическое мыло» (алюминиевая соль нафтеновой кислоты).
Нерастворимые в воде кальциевые, апюминиевьі и другие «поливалентные» мыла растворимы в ра; личных «маслах». Мицеллы обычного водорастворимой натриевого (или калиевого) мыла способны сами раство* рять эти «масла». Растворяемое вещество как бы входит внутрь мицелл. За счет этого размеры мицеллы увелнчі ваются. Солюбилизированные масляные загрязненн уже не могут снова осесть на очищенную поверхносі и испачкать ее. Не осядут и твердые частицы. На них образуются оболочки из молекул ПАВ и воды, которые препятствуют сцеплению частиц между собой и осаждению. Стабилизация суспензий (вода-твердые частицы) достигается добавкой электролитов. В воде относительно устойчивы суспензии мела, глины, т. е. веществ, «любящих» воду. Разумеется, что частицы мела-мельчайшие, а не сантиметровые кусочки. А вот суспензия графита (сажи) неустойчива, и твердые частицы должны быстро' оседать на очищенную поверхность. Но под действием' ПАВ и несмачиваемый водой графит меняет свои свойства и превращается в «водолюба». Суспензия графита в воде становится устойчивой, и при стирке его частицы уносятся вместе с грязной водой.
В заключение необходимо предостеречь читателя от поспешного вывода. Строгой теории моющего действия пока нет. Поэтому и выпускается так много различных] моющих составов и смесей. Их подбирают, главным образом, «на ощупь», или, как говорят, методом проб и ошибок.
С помощью простых и сложных пенящихся растворов удаляют смазку с деталей перед ремонтом, пыль со сте* кол и из шахтного забоя, с загрязненного технологиче-, ского оборудования, дезинфицируют емкости для молока и удаляют остатки смазки из емкостей для таких Опасных веществ, как концентрированная азотная кисло - іа или пероксид водорода, взрывающихся при контакте с маслами. Заметим, что после мыльной пены в этом случае нужно удалить и невидимый слой молекул мыла, адсорбированных на металле. Для этого поверхность «протирают» негорючими, но летучими растворителями.
«Мыльная эпоха» вносила различные усовершенствования в процесс стирки: колотушки, терки, щетки, вальки, стиральные доски. Появились сначала примитивные, а затем и весьма совершенные стиральные машины. Но на всем протяжении этой «мыльной эпохи» постоянным участником процесса стирки была мыльная пена.
Ежегодно отечественная промышленность выпускает около 900 тыс. тонн моющих порошков, жидкостей и паст. Почти 700 тыс. тонн этих средств потребляется населением для стирки, мытья и чистки.
В нашей стране практически используются три типа синтетических моющих средств: сульфонолы, алкилсуль - фаты и состав, получивший название «Прогресс». Содержание детергента в композициях составляет 20-40%. Сейчас главная задача технологии детергентов-сделать их «съедобными» для бактерий, очищающих водоемы. Это поможет спасти природу от заірязнения. Из освоенных детергентов лучше всего усваиваются бактериями алкилсульфаты.
Детергенты сами по себе не всегда дают такую же обильную и стойкую пену, как мыло; поэтому во многие стиральные составы добавляют несколько процентов ал - киламидов веществ, существенно повышающих пено - образующую способность детергентов и стабильность пены. Бывает и иначе. Некоторые синтетические моющие средства обладают слишком сильной пенообразуюіцей способностью, но получаемая пена недостаточно прочна для выполнения «транспортных функций». И в этих случаях тоже подбирают добавки, регулирующие ценообразование и стойкость пены.
Без пены не бывает чистого белья. Пенный пузырек прекрасное транспортное средство для удаления части грязи.