ПОКРЫВАЛО ДЛЯ ОЗЕРА И ДЛЯ ТАНКЕРА
Испарение воды с поверхности водоемов в жарких районах планеты-едва ли не главный источник потерь драгоценной влаги. Один из способов сокращения этих потерь состоит в создании на поверхности прудов и озер тончайших слоев из поверхностно-активных веществ типа высших жирных кислот и спиртов, нерастворимых в воде. Мономолекулярная пленка уменьшает испарение воды в 5-6 раз и не препятствует проникновению кислорода воздуха в воду. Однако у этого почти невесомого и невидимого «покрывала» есть один серьезный недостаток: малейший ветерок выбрасывает его вместе с волной на берег. Поэтому защитное покрытие надо утяжелить. Доступным и дешевым покрытием может быть поризо - ванный камень. Плитками из пенобетона, обработанного с поверхности г идрофобизирующим веществом, нокрг вают водоем и тем уменьшают испарение. В парк городов Индии на водоемах плавают декоративные J беди, они тоже из пенобетона.
Этот же принцип используется для уменьшения иай рения из различных резервуаров с бензином. О танкер говорят, что они дышат. «Большое дыхание» бывает pel ко-в то время, когда танкер заполняют бензином. Bq дух, насыщенный парами бензина, выдавливается из треннего пространства (танков). «Малое дыхание» npoJ ходит при смене дня и ночи: за день палуба нагревает и пары бензина выходят из предохранительных клапанд С наступлением ночи палуба охлаждается и воздух пос пает внутрь танкера. Между палубой танкера и пове} ностью бензина имеется значительная пустая зона, кот| рая и «выдыхает» бензин. Не удивительно, что в юа широтах палубу танкеров с нефтью или бензином поД вают забортной водой. Для уменьшения испарения зина в танкерах предлагали разные приемы. Один из состоит в создании плавающего слоя из нераствори и несмачиваемых бензином вспененных пластмассов£ шариков. Можно вместо шариков применять плас из плавающей твердой пены.