Энергетическая стратегия страны в период становления демократии
Энергорасточительство, сохранившееся со времен искусственной дешевизны ресурсов, усугубляется общим экономическим кризисом и отсутствием инвестиций для перестройки сферы производства и потребления топлива и энергии. До 40% всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально, либо в виде прямых потерь, либо в экономике, которая не дает конкретного полезного эффекта у потребителя, отягощая расходную часть бюджетов всех уровней.
Повышение эффективности использования энергии на всех этапах от добычи первичных энергоресурсов до их реализации в промышленных технологиях является одной из основ устойчивого экономического роста в стране, повышает экономическую безопасность, является важным фактором снижения эмиссии парниковых газов в окружающую среду.
Законодательно оформленное деление функций по управлению процессом повышения экономической эффективности использования энергии между органами государственного управления на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации в настоящее время отсутствует.
В целях стабилизации кризисных явлений в энергообеспечении российской экономики и социальной сферы Правительство в 90-е годы приняло меры к формированию научной и правовой базы энергосбережения.
"Энергетической стратегией России" на период до 2010 года, принятой Правительством 7 декабря 1994 г., в качестве высшего приоритета энергетической политики поставлена задача повышения жизненного уровня населения за счет роста прямых энергетических услуг, осуществляемых при углублении электрификации и газификации быта, села и общественного транспорта, и повышении эффективности использования энергии.
3 апреля 1996 года в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов был принят Федеральный закон "Об энергосбережении" № 28-Ф3, который регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Этим законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, установлены требования к стандартизации, сертификации и метрологии в области энергосбережения, определены основы государственного управления энергосбережением, включая осуществление государственного надзора за эффективностью энергопотребления, проведение энергетических обследований организаций и учет энергетических ресурсов. Определены основные финансовые и экономические механизмы и льготы.
Указом Президента и постановлением Правительства на Минтопэнерго возложены в том числе и такие функции как:
Разработка и реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области энергосбережения;
Разработка и координация реализации основных направлений политики энергосбережения, подготовка предложений по их финансированию;
Надзор за эффективным использованием энергоресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 80 от 24 января 1998 г. "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" утверждена разработанная Минтопэнерго России указанная федеральная целевая программа.
Целью федеральной целевой программы "Энергосбережение России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 г. № 80, является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития, достижение в период по 2005 год суммарной экономии энергетических ресурсов в объеме 365-435 млн. тут, снижение на 13,4% энергоемкости ВВП России, сокращение на 50-60% бюджетных дотаций населению при снижении цен и тарифов на топливо и энергию.
Современное состояние в области энергоэффективности можно оценить как период перевода основных направлений работ от формирования идеологии и нормативно-правовых положений в сферу практической деятельности, последовательной поэтапной отработки технологии "реального энергосбережения". Основным проводником этой работы должны быть органы государственного энергетического надзора Минтопэнерго России.
Реализация активной государственной политики повышения экономической эффективности использования энергии, сочетающей как государственное управление, так и рыночные механизмы заинтересованности в энергосбережении позволит:
Существенно сократить общенациональные затраты на обеспечение надежного энергосбережения, поскольку энергосберегающие проекты в среднем в 5 раз менее капиталлоемки, чем проекты по производству энергии;
Сократить издержки производства и расходы населения на энергоносители, и тем самым смягчить финансовый кризис и инфляционный эффект повышения цен на энергоносители;
Повысить экспортный потенциал страны без увеличения добычи топлива;
Повысить конкурентоспособность российских товаров и услуг на внешних рынках;
Существенно сократить негативное воздействие энергетики на состояние окружающей среды без дополнительны затрат на оснащение объектов, производящих и потребляющих энергию, оборудованием по улавливанию вредных отходов;
Продлить сроки использования невозобновляемых энергетических ресурсов, имеющихся в недрах Российской Федерации;
Увеличить занятость, поскольку каждый рубль, вложенный в производство энергоэффективного оборудования, создает в 8 раз больше рабочих мест, чем рубль инвестированный в производство энергии.
Сказанное выше определяет актуальность совершенствования системы управления реализацией федеральной политики повышения экономической эффективности использования энергии.