ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ненормальная работа системы регулирования может быть вызвана тремя причинами:
А) несовершенством конструкции отдельных узлов схемы регулирования;
Б) неправильной наладкой системы регулирования;
В) износом трущихся поверхностей, увеличением зазоров, заносом шламом окон букс и другими явлениями, связанными с длительной или некачественной эксплуатацией системы регулирования.
Неполадки, отнесенные к первой группе, могут быть устранены только путем модернизации узлов системы регулирования. Эти работы выполняются специальными ремонт- но-наладочными организациями или заводами-изготовителями. Неполадки, отнесенные ко второй группе, могут быть устранены наладочными отделами энергосистем или работниками станций при наличии достаточно квалифицированного персонала. Неполадки, отмеченные в п. «в», устраняются при проведении капитального или текущего ремонта.
Неисправности систем регулирования могут' быть самого разного свойства. К наиболее типичным и серьезным можно, например, отнести повышение частоты вращения выше уровня настройки автомата безопасности после сброса нагрузки, невозможность удержать холостой ход при пуске турбины при открытии стопорных клапанов, низкое быстродействие системы регулирования, качания системы регулирования, высокочастотные пульсации отдельных элементов этой системы, невозможность полностью нагрузить турбину или разгрузить ее. Причинами перечисленных и других неисправностей системы регулирования могут быть столь разнообразные и трудновыявимые дефекты работы отдельных узлов, что наладка неисправной системы регулирования зачастую требует проведения ряда специальных испытаний и измерений.
В качестве примера рассмотрим подробнее такую неисправность системы регулирования, как повышение частоты вращения после сброса нагрузки выше уровня настройки автомата безопасности.
Этот дефект весьма распространен в турбинах старых типов и связан в определенной степени с несовершенством самой системы регулирования. В современных установках, где широкое распространение находят регуляторы по ускорению, электрогидравлические преобразователи и другие элементы, увеличивающие быстродействие системы регулирования, чрезмерное повышение частоты вращения после сброса нагрузки может быть вызвано некачественной наладкой или дефектами отдельных узлов регулирования.
Возможными причинами повышения частоты вращения после сброса нагрузки до уровня настройки автомата безопасности являются:
А) Большая степень неравномерности регулирования. У некоторых турбин старого типа степень неравномерности достигает 8—10%, что при сбросе нагрузки неизбежно приводит к срабатыванию автомата безопасности. У таких турбин необходимо уменьшить степень неравномерности до нормальной величины. Изменение степени неравномерности может быть произведено изменением жесткости пружины регулятора скорости, изменением точки подвеса промежуточных золотников, изменением профиля кулачка обратной связи. В гидродинамических системах регулирования и в системах регулирования с гидравлическими связями изменение степени неравномерности может быть достигнуто путем изменения профиля окна в буксе золотника для слива масла. При осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать, что чрезмерное уменьшение степени неравномерности может вызвать неустойчивую работу регулирования.
Б) Большая степень нечувствительности. Причины этого явления и методы борьбы с ним были рассмотрены ранее.
В) Недостаточное давление масла в системе регулирования. При понижении давления масла в системе регулирования увеличивается время сервомоторов, что в свою очередь уменьшает общее быстродействие системы регулирования. Кроме того, снижения давления масла приводит к уменьшению запасов движущей силы сервомоторов, что может повлечь за собой неустойчивую работу системы регулирования. Снижение давления масла по сравнению с расчетным вызывается пропуском масла в обратных, редукционных и предохранительных клапанах, перетечками в золотниках, буксах, сервомоторах и других элементах системы регулирования, износом насоса.
Все эти дефекты могут быть устранены силами работников электростанции.
Г) Неплотное закрытие обратных клапанов регенеративной системы, а также регулирующих клапанов (за исключением первого). Эта причина также может быть устранена в процессе капитального или текущего ремонта оборудования.
Д) В блочных турбинах, снабженных электроприставками (ЭГП), где динамические характеристики системы регулирования находятся на должном уровне, большое повышение частоты вращения при сбросе нагрузки может зависеть от некачественной работы ЭГП. Для наладки этого узла необходимо снять характеристики ЭГП: зависимость изменения давления, управляющего перемещением отсечных золотников сервомоторов СРупр) от хода заслонки следящего золотника (рис. 4-15,а), и зависимость этого давления от силы тока, подаваемого на электромеханический преобразователь (рис. 4-15,6). Эти характеристики снимаются на неподвижной машине при включенном насосе системы регулирования. Ток на электромеханический преобразователь подается от выпрямителя.
Снятие характеристик ЭГП позволяет сопоставить их с данными заводских испытаний, а также определить нечувствительность этого узла. Все наладочные работы по уст-
Рис. 4-15. Характеристики ЭГП. |
Ранению причин чрезмерного повышения частоты вращения после сброса нагрузки должны завершаться испытаниями на сброс нагрузки.