ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК
ПУСК КОНДЕНСАЦИОННЫХ ТУРБИН ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ
Пуск паровой турбины осуществляется согласно инструкции по эксплуатации, разработанной заводом-изготовителем или наладочной организацией. Режим пуска турбины зависит от типа турбоагрегата, его мощности, начальных параметров, конструктивных особенностей, особенностей тепловой схемы станции, а также местных условий. С ростом единичной мощности и переходом на пар высоких и сверхкритических параметров процессы пуска и эксплуатации паровых турбин существенно усложнились. Определенными особенностями отличается пуск блочных установок, при котором блок котел — турбина — генератор пускается как единый агрегат.
Все это показывает, что единой методики пуска турбин вне зависимости от их мощности и конструкции дать нельзя.
Ниже рассматриваются без подробной детализации лишь основные операции по пуску конденсационной паровой турбины.
Операции по пуску турбины можно разделить на три характерных периода:
Первый период — подготовка к пуску;
Второй период — пуск и повышение частоты вращения ротора до номинальной;
Третий период — включение генератора в сеть и нагружение турбины.
К первому периоду относятся следующие операции:
А) Осмотр всего основного и вспомогательного оборудования турбоагрегата.
При этом осмотре необходимо убедиться в том, что все ремонтные работы закончены; инструмент, ограждения, запасные части убраны; .все средства техники безопасности (заземления, защитные кожухи и покрытия) установлены на место, снятая изоляция восстановлена, ра-
Наиболее ответственным моментом подготовки маслосистемы к пуску является проверка автоматики включения резерва и аварийной сигнализации. Это особенно касается турбоустановок с электрическим приводом главного масляного насоса. В схемах с масляным насосом на валу турбины автоматическое включение резервного и аварийного мас- лонасосов происходит по импульсу от падения давления масла в системе смазки. Опробование аварийных систем включения и сигнализации в таких системах производится при запущенном в рабогу пусковом мас - лонасосе путем закрытия вручную задвижки на нагнетании и снижением тем самым давления масла в напорных линиях смазки. Давления масла, при которых включается аварийная сигнализация, а также происходит последовательное включение резервного и аварийного мас- лонасосов, должны быть зафиксированы в специальном журнале.
В турбоагрегатах с электрическим приводом главного масляного насоса, где применяется двойная система блокировки — по импульсу от давления масла и по электрическому импульсу от блок-контактов выключателя электромотора, опробование включения аварийного резерва производится как путем отключения работающего маслонасоса, так и путем прикрытия задвижки на нагнетании для искусственного понижения давления в маслосистеме. В первом случае включение аварийного резерва происходит по электрическому импульсу, во втором случае импульсом является падение давления в системе смазки.
Пуск турбины с неисправной системой включения аварийного резерва по любому из импульсов категорически запрещается.
После опробования работы мас - лонасосов задвижки всех насосов должны быть открыты и запломбированы в этом положении.
Подготовка маслосистемы к пуску заканчивается включением в работу пускового насоса или главного масляного насоса при независимой системе смазки агрегата.
И) Опробование элементов управления и защиты паровой турбины.
Проверяется работа синхронизатора, ограничителя мощности, электромагнитного выключателя турбины с щита управления.
С помощью ручного управления проверяется открьпие и закрытие стопорных и регулирующих клапанов, а также регулирующих и отсечных клапанов промперегрева. Проверяется посадка клапанов при выбивании автомата безопасности вручную. При этом должны закрываться стопорные и регулирующие клапаны острого пара и промперегрева, а также обратные клапаны на отборах.
При наличии в системе регулирования электрогидравлической приставки последняя при опробовании элементов системы регулирования должна быть отключена закрытием вентиля на импульсной линии, соединяющей электроприставку с промежуточным золотником.
Производится проверка следующих защит турбины: 1) реле осевого сдвига; 2) вакуум-реле; 3) реле падения давления масла в системе смазки; 4) реле падения давления в системе регулирования.
Действие этих защит приводит к расцеплению рычагов автомата безопасности и закрытию стопорных и регулирующих клапанов свежего пара и промперегрева. Реле осевого сдвига проверяется смещением вручную на определенную величину датчика реле. При этом имитируется сдвиг ротора как в сторону генератора, так и в обратном направлении. Опробование вакуум-реле производится при достижении определенного вакуума в конденсаторе. Для проверки необходимо закрыть вентиль на импульсной трубке, соединяющей датчик вакуум-реле с конденсатором, после чего медленно открывать вентиль, срыва вакуума в датчике. _При падении вакуума до определенной величины происходит срабатывание защиты.
Испытание защиты от падения давления в маслосистеме производится с помощью вентиля реле давления или прикрытием задвижки на нагнетании маслонасоса.
После опробования действия защит рычаги автомата безопасности должны быть взведены, указатель осевого сдвига поставлен в нулевое положение, ключи автоматического включения резервного и аварийного маслонасосов установлены в положение «сблокировано».
К) Опробование действия защит и блокировок клапанов БРОУ и растопочных РОУ.
В этот раздел входит проверка действия защит, обеспечивающих прекращение сброса пара через БРОУ и РОУ в конденсатор при понижении вакуума в нем до определенного уровня и при прекращении подачи воды на впрыски. Проверяется действие блокировок клапанов БРОУ и растопочных РОУ. При открытии этих клапанов через определенное время должны автоматически открыться клапаны впрыска воды на пароохладители БРОУ и в пароприемное устройство конденсатора.
Л) Подготовка к включению и включение валоповоротного устройства.
Валоповоротное устройство в настоящее время устанавливается на всех крупных машинах и почти на всех машинах малой мощности. Назначение его состоит в том, чтобы ■обеспечить равномерное остывание ротора при останове и равномерный ^прогрев его при пуске. Подготовка к включению валоповоротного устройства заключается в опробовании блокировки, отключающей электрический мотор при падении давления масла в системе смазки ниже установленного предела. Для включения в работу валоповоротного устройства необходимо с помощью рычага и маховика, укрепленного на оси электромотора, ввести ведущую шестерню в зацепление, после чего вращать маховик по часовой стрелке до тех пор, пока наружный рычаг не будет доведен до фиксирующего штифта. В этот момент приводной двигатель автоматически включится в работу.
Валоповоротное устройство должно находиться в непрерывной работе вплоть до момента толчка турбины паром, после чего ведущая шестерня автоматически выходит из зацепления, а электромотор останавливается.
М) Подготовка и пуск конденсационной установки.
Производится поочередное опробование циркуляционных насосов, расположенных в машинном зале или на ^береговой насосной, проверяется работа устройства для изменения угла поворота лопастей циркуляционных насосов осевого типа, производится проверка блокировок и сигнализации оборудования береговой насосной, проверяется работа вращающихся сеток и насосов технической воды.
'При неблочной компоновке циркуляционных насосов собирается схема циркуляционных водоводов и пускается необходимое количество насосов. При блочной компоновке каждый насос пускается на одну половину конденсатора, при этом единственная задвижка, расположенная на сливе из конденсатора, должна быть открыта. Лопасти осевого насоса должны быть развернуты в рабочее положение. В агрегатах, допускающих изменение угла поворота лопастей на ходу, пуск должен осуществляться при минимальном развороте лопастей. Это уменьшает пусковой ток электродвигателя насоса.
Для выпуска воздуха из циркуляционной магистрали открываются воздушники на верхних точках сливных труб. Воздушники закрываются после появления в них воды. В системах с эжекторным удалением воздуха из циркуляционной системы включаются вспомогательные эжекторы циркуляционной системы. Водяные эжекторы циркуляционной системы включаются после пуска подъемных насосов основных эжекторов.
Следующим этапом пуска конденсационной установки является опробование и проверка блокировок конденсатных насосов и насосов блочной обессоливающей установки. Проверка автоматики включения резерва осуществляется закрытием задвижки на нагнетании насоса или отключением электромотора. Во избежание запаривания насоса длительная работа его при закрытой задвижке не допускается.
После проверки блокировок и защит конденсатор заполняется химически обессоленной водой на три четверти высоты водомерного стекла, при этом один из конденсатных насосов включается в работу по схеме рециркуляции. С помощью ручного или автоматического клапана рециркуляции в конденсаторе поддерживается постоянный уровень в течение всего времени пуска и набора нагрузки.
Система рециркуляции конденсата позволяет при малых нагрузках обеспечивать достаточное охлаждение холодильников эжекторов и охладителей отсоса паровоздушной смеси из концевых уплотнений турбины. После включения конденсатных насосов конденсат подается на уплотнение арматуры, находящейся под разрежением. В конденсаторах с двойными трубными досками подается конденсат для уплотнения трубных досок. В блочных установках с пусковыми питательными электронасосами конденсат подается на охлаждение обмоток электродвигателя.
Н) Подготовка и пуск воздухо - отсасывающих устройств.
В настоящее время в турбинных установках отечественного производства нашли применение два типа воздухоотсасывающих устройств:
3—144 пароструйные и водоструйные эжекторы.
В турбоагрегатах, оборудованных пароструйными эжекторами, начальное разрежение создается с помощью пускового эжектора, работающего без охлаждения и имеющего большую производительность. Турбины небольшой мощности, как правило, пусковых эжекторов не имеют. В этом случае в качестве пускового эжектора может быть использована последняя ступень основного эжектора, имеющая примерно ту же характеристику, что и пусковой эжектор.
В турбинах ЛМЗ мощностью 300 МВт и выше в качестве воздухо - удаляющих устройств используются водоструйные эжекторы. Вода в эти аппараты подается специальными подъемным насосами, установленными в помещении турбинного цеха на нулевой отметке. Забор воды для этих насосов производится из циркуляционной магистрали. В установках с водоструйными эжекторами пусковые эжекторы не предусматриваются. Их функцию выполняют основные эжекторы.
Перед пуском подъемных насосов производится опробование резервных агрегатов и их блокировок, после чего один из насосов оставляется в работе.
О) Подача пара на концевые уплотнения.
Для герметизации корпуса турбины в местах выхода вала из цилиндров и ускорения создания пускового вакуума на концевые уплотнения подается пар. В установках неблочного типа пар подается от деаэратора или другой станционной магистрали низкого давления.
В блочных установках пар на уплотнение подается от постороннего источника (общестанционная магистраль, деаэратор соседнего блока и т. д.). При подаче пара на концевые уплотнения необходимо следить, чтобы не наблюдалось выбивания пара вдоль вала. В турбинах, снабженных вестовыми трубами, регули-
Рование количества пара, подаваемого на уплотнения, осуществляется путем визуального наблюдения за парением из вестовых труб.
Подача пара на уплотнение при неподвижном роторе категорически запрещается, так как это может вызвать прогиб ротора. При пуске турбин малой мощности, не имеющих валоповорота, подача пара на уплотнения осуществляется после толчка ротора паром. У этих турбин пусковой вакуум может' быть набран и без подачи пара на концевые уплотнения.
П) Подготовка к пуску регенеративной установки.
Проверяется работа слнвных насосов системы регенерации. Собирается схема отсоса воздуха из подогревателей в конденсатор. Собирается схема каскадного слива дренажа подогревателей. Проверяется отсутствие заеданий регулирующих клапанов уровня в подогревателях путем расхаживания этих клапанов.
Производится проверка действия сигнализации и защиты подогревателей высокого давления. При неисправностях в системе защиты подогревателей от переполнения включать их в работу нельзя.
Р) Включение в работу деаэратора.
Турбоагрегаты, питающиеся паром от общего паропровода, включаются в работу уже при работающем деаэраторе.
В блочных установках пуск деаэратора происходит совместно с пуском блока с таким расчетом, чтобы заполнение котлоагрегата проводилось деаэрированной водой. Поскольку к моменту пуска блока котел не вырабатывает собственного пара, питание деаэратора паром производится от постороннего источника (общестанционная магистраль, деаэратор соседнего блока, пусковая котельная и т. д.). Включение в работу деаэратора производится в соответствии с инструкцией по обслуживанию деаэраторов.
С) Прогрев гїаропроводов.
Перед подачей тіара в турбину от общей магистрали главный паропровод турбины должен быть тщательно прогрет. При подаче пара в непрогретый паропровод может произойти массовая конденсация пара с последующим гидравлическим ударом. Кроме того, при резком повышении температуры паропровода в его стенках и фланцевых соединениях возникают недопустимые термические напряжения. Аналогичные явления могут возникнуть в паровых задвижках и автоматическом стопорном клапане.
Длительность и порядок прогрева паропровода и парозапорной арматуры зависят от исходного температурного состояния и определяются начальными параметрами пара, толщиной стенок « фланцев, а также длиной прогреваемых участков. Чем толще стенки паропровода и массивнее фланцы и корпуса клапанов, тем медленнее должен вестись прогрев паропровода.
При отсутствии контроля за температурой металла главного паропровода регламентируется скорость подъема давления в главном паропроводе. Эта величина указывается в инструкции по пуску турбины и должна неуклонно соблюдаться. При наличии термопар, зачеканен - ных в степки паропровода и парозапорной арматуры, интенсивность прогрева определяется скоростью изменения температуры стенок главного паропровода.
При пуске турбины на скользящих параметрах прогрев паропровода производится совместно с прогревом турбины. Эти пуски будут рассмотрены ниже.
При пуске турбоагреграта от главной паровой магистрали паропровод турбины прогревается участками от задвижки к задвижке. Каждый такой участок должен быть снабжен системой дренирования. Чем длиннее прогреваемый участок, тем осторожнее следует вести прогрев, не допуская возникновения гидравлических ударов. При прогре- <ве толстостенных паропроводов рассчитанных на давление 12,75— 23,5 МПа (130—240 кгс/см2), большую опасность представляют термические 'напряжения, возникающие в элементах главного паропровода при чрезмерно быстром подъеме температуры. Скорость прогрева паропроводов подобного типа определяется на основании рекомендаций завода-изготовителя или по данным теоретических и экспериментальных работ головных научно-исследовательских институтов и наладочных организаций.
Для паропроводов сверхкритического давления регламентируется не только средняя скорость прогрева, но и скорость прогрева при различной температуре металла паропровода. Так, при общей рекомендуемой скорости прогрева паропровода 2—4°С/мин в начальный период при температурах металла до 400°С рекомендуемая скорость прогрева равна 3—4°С/мин; при достижении же температуры металла 400°С скорость прогрева должна быть уменьшена до 2—3°С/мин.
В турбинах блочного типа - с промперегревом, помимо паропроводов и парозапорной арматуры свежего пара, необходимо прогреть линии промперегрева с соответствующей арматурой. В блочных установках прогрев линий промперегрева осуществляется, как правило, свежим паром, редуцируемым с помощью РОУ. В дубль-блоках с прямоточными котлами прогрев системы промперегрева осуществляется паром из расширителя пусковой схемы.
После проведения всех подготовительных операций - производится толчок ротора паром. К этому моменту турбина должна набрать пусковой вакуум. Величина пускового вакуума различна для разных конструкций турбоагрегатов и не должна быть ниже 300 мм рт. ст.
Перед толчком ротора производится проверка величны прогиба вала. Указатель искривления вала,
3* имеющийся на всех новых турбинах, должен зафиксировать величину, не превосходящую установленных для каждой турбины пределов (0,03— 0,05 мм). При превышении этой величины пуск турбины не разрешается и ротор турбины должен вращаться валоповоротом до устранения ненормального прогиба.
Второй. период пуска — толчок ротора паром и подъем числа оборотов.
А) Толчок ротора паром может быть произведен с помощью регулирующих клапанов или байпаса ГПЗ. Пуск турбины регулирующим клапаном позволяет более тонко регулировать расход пара, однако в этом случае пар поступает только в одну сопловую коробку, что вызывает неравномерный прогрев корпуса турбины по окружности.
При пуске турбины байпасным клапаном ГПЗ с полностью открытыми регулирующими клапанами обеспечивается более равномерный прогрев корпуса турбины іпо окружности. В современных турбоустановках запас проходного сечения бай - пасного клапана достаточен для включения турбогенератора в сеть и принятия части нагрузки.
Б) Прогрев турбины при малых числах оборотов.
После толчка турбины устанавливается частота вращения ротора 300—500 об/мин. При этом валоповоротное устройство должно автоматически отключиться. При данных оборотах производится прослушивание турбины. Для этого подачу пара в турбину временно прекращают, не допуская, однако, полного останова ротора. При отсутствии задеваний вращающихся частей о неподвижные турбина оставляется при этих оборотах для первоначального прогрева. Время прогрева при малых числах оборотов определяется инструкцией по пуску.
В процессе начального прогрева турбины и в дальнейшем необходимо тщательно следить за показаниями приборов, фиксирующих:
35
1) относительное удлинение ротора;
2) разность температур по ширине фланца; 3) разность температур между фланцем и шпилькой; 4) разность температур верха и низа цилиндра; 5) вибрацию подшипников; 6) искривление вала; 7) тепловое расширение корпуса турбины; 8) осевой сдвиг ротора.
Все эти величины в любой момент времени не должны выходить за пределы, указанные в инструкции по пуску турбины.
После прослушивания турбины, визуального осмотра вращающихся механизмов и проверки температуры масла на сливе с подшипников можно переходить к дальнейшему подъему числа оборотов.
В) Увеличение числа оборотов до рабочего.
Дальнейшее повышение числа оборотов турбины производится с определенной скоростью, указан- ► ной в инструкции. В той же инструкции должны быть указаны числа оборотов, при которых делается вы - ■держка, и длительность этой выдержки. Необходимость выдержки на промежуточном числе оборотов диктуется условиями дальнейшего прогрева турбины.
В период выдержки на промежуточном числе оборотов еще раз производится проверка всех ответственных элементов турбоагрегата.
По мере повышения числа оборотов необходимо тщательно следить за вибрацией. іВ случае появления значительной вибрации число оборотов следует немедленно снизить и продолжить прогрев ротора на малых оборотах. При невозможности устранить прогиб ротора с помощью валоповоротного устройства в процессе пуска пуск турбины следует прекратить.
Важным моментом при подъеме оборотов до рабочего числа является прохождение критического числа оборотов. Большинство конденсационных турбин отечественного производства имеют гибкий ротор, т. е. ротор, критическое число
Оборотов которого лежит ниже рабочего числа оборотов. При достижении этих оборотов ротор турбины испытывает сильную вибрацию, поскольку в этот момент собственная частота колебаний его совпадает с частотой возмущающих сил. Поэтому задержка на критических оборотах недопустима, и эти обороты должны быть пройдены по возможности быстрее.
При расположении главного масляного насоса на валу турбины необходимо следить за вступлением его в работу. Это характеризуется увеличением давления в маслосисте - ме. Главные масляные насосы объемного типа вступают в работу обычно при 50%, а насосы центробежного типа при 70—75% рабочего числа оборотов турбины. Начиная с этого момента вспомогательные масляные насосы могут быть отключены. Для этого, не останавливая вспомогательный масляный насос, закрывают задвижку на нагнетании и следят за показаниями манометра маслосистемы. Если после прикрытия задвижки давление масла не снижается, насос можно остановить и вывести в резерв.
Незадолго до достижения рабочего числа оборотов в работу вступает система регулирования турбины. При этом происходит автоматическое закрытие всех регулирующих клапанов, кроме первого, который поддерживает холостой ход турбины. Это позволяет полностью открыть главную парозапорную задвижку, если пуск проводился байпасом ГПЗ. Время вступления в работу системы регулирования определяется степенью неравномерности регулирования и положением синхронизатора. Во время пуска синхронизатор должен быть выведен в положение, соответствующее минимальному числу оборотов.
К моменту достижения турбиной р'абочего числа оборотов вакуум в конденсаторе должен быть доведен до нормального, должна быть включена система охлаждения генератора и подана вода на маслоохладители. В случае необходимости производится опробование автомата безопасности и других защит турбоагрегата. Длительная работа турбины на холостом ходу не рекомендуется вследствие перегрева выхлопного патрубка, что может привести к расцентровке турбины и возникновению вибрации.
Третий период — включение генератора в сеть и погружение турбины.
А) Включение турбогенератора в параллельную работу является весьма ответственным моментом и требует от оператора высокой квалификации, так как несинхронное включение генератора в сеть эквивалентно короткому замыканию на главных шинах станции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для предотвращения случаев несинхронного включения на современных крупных генераторах предусматривается блокировка от несинхронного включения.
Существуют два метода включения генератора в сеть: метод точной синхронизации и метод самосинхронизации.
При включении генератора в сеть по первому методу необходимо, чтобы частота и напряжение подключаемого генератора были равны частоте и напряжению в сети. Кроме того, должно быть обеспечено совпадение одноименных фаз подключаемого генератора и сети.
Для точной синхронизации на щите управления имеются следующие приборы:
1) два вольтметра, указывающие напряжение сети и подключаемого генератора;
2) два частотомера, фиксирующие частоту сети и частоту подключаемого генератора;
3) синхроноскоп. Все эти приборы располагаются на специальном щитке, называемом «колонкой синхронизации».
К моменту достижения турбогенератором числа оборотов, близкого к синхронному, в обмотки ротора генератора должно быть подано возбуждение и с помощью шунтового реостата напряжение на обмотках статора доведено до номинального.
Число оборотов турбогенератора меняется синхронизатором со щита управления. Контроль за числом оборотов ведется по частотомеру, установленному «а колонке синхронизации. При совпадении показаний частотомеров подключаемого генератора и сети можно включать синхроноскоп. Следует отметить, что совпадение частот, фиксируемое по щитовым частотомерам, не означает точного совпадения частот подключаемого генератора и сети, так как вибрационные частотомеры обладают определенной погрешностью. Точное совпадение частот может быть зафиксировано по показанию синхроноскопа.
Синхроноскоп представляет собой циферблат с вращающейся стрелкой, скорость вращения которой пропорциональна разности частот сети и подключаемого генератора. - В случае, если частота генератора превышает частоту сети, вращение происходит по часовой стрелке, в сліучае, если частота подключаемого генератора ниже частоты сети, вращение происходит в обратном направлении. При совпадении частот стрелка останавливается, но включать генератор в сеть можно лишь в том случае, когда стрелка располагается в вертикальном положении и конец ее совпадает с чертой в верхней части циферблата синхроноскопа. В этом случае имеет место совпадение как частот, так и фаз. Обычно включение генератора в сеть производится при медленном приближении стрелки прибора к вертикальной черте. Включение производится с некоторым опережением по времени, с учетом времени срабатывания соленоидов масляного или воздушного выключателя генератора.
Согласно ПТЭ прн использовании ручной точной синхронизации должна быть включена блокировка от несинхронного включения.
Кроме ручной синхронизации, в современных агрегатах находят применение системы автоматической и полуавтоматической синхронизации. Более простым методом включения генератора в параллельную работу является способ самосинхронизации. Сущность его заключается в том, что турбогенератор разворачивается до оборотов, близких к синхронному числу оборотов, и без возбуждения включается в параллель. После включения масляного выключателя генератора на обмотки ротора подается возбуждение, и турбогенератор автоматически втягивается в синхронизм.
Важными достоинствами рассмотренного метода являются быстрота включения генератора в сеть и простота производимых операций. Однако при этом следует иметь в виду, что такой способ включения генератора в параллель приводит к резкой посадке напряжения на шинах и появлению значительных динамических усилий в элементах подключаемого генератора. В связи с этим для некоторых типов генераторов метод самосинхронизации как нормальный способ включения в параллель рекомендован быть не может. Исключение составляют аварийные случаи. Согласно ПТЭ в аварийных условиях включение в параллельную работу генераторов любого типа может производиться способом самосинхронизации. При нормальном включении в сеть выбор способа синхронизации устанавливается в зависимости от конструкции и состояния агрегата, а также от условий работы электростанции.
После включения турбогенератора в сеть дежурным персоналом электрического цеха производится проверка электрической части агрегата, и на турбину принимается минимальная нагрузка.
Б) Нагружение турбины.
Набор нагрузки производится по заранее составленному графику. Этот график специфичен для каждого типа турбин. При его составлении учитывается то обстоятельство, что турбины малой и средней мощности к моменту принятия небольшой нагрузки оказываются уже в достаточной степени прогретыми, турбины же большой мощности и высоких параметров пара начинают прогреваться по существу лишь при наборе нагрузки. Это объясняется тем, что при вращении турбины на валоповоротном устройстве и при повышении числа оборотов ротора до номинальной величины количество пара, проходящего через турбину, слишком невелико, чтобы прогреть толстостенные элементы турбоагрегата. При наборе же нагрузки увеличивается расход пара через турбину и увеличивается коэффициент теплоотдачи от пара к стенке, что приводит к интенсивному прогреву турбины и появлению температурных напряжений в элементах турбины, характерных для термически неустановившегося состояния.
Для предотвращения чрезмерных термических напряжений строго регламентируется скорость прогрева турбины, зависящая от скорости набора нагрузки и скорости повышения температуры пара.
Для выравнивания температур в узлах турбины и снижения термических напряжений обычно делаются выдержки турбоагрегата на определенных нагрузках в течение некоторого времени. Режим набора нагрузки, а также длительность выдержек при различных нагрузках являются величинами, характерными для различных типов турбоагрегатов, и определяются инструкциями по пуску.
В процессе набора нагрузки необходимо тщательно следить за приборами, контролирующими термическое состояние турбоагрегата.
В) При достижении определенной нагрузки производится подключение подогревателей высокого давления (ПВД), испарителей и деаэратора.
Включение подогревателей и испарителей производится согласно инструкции по эксплуатации этих элементов. Перед включением проверяются работа регуляторов уровня и защита от переполнения ПВД.
При работе деаэратора от общей станционной магистрали турбина подключается в параллель к этой магистрали при достижении в отборе соответствующего давления. Если деаэратор питается острым дросселированным паром, то при наборе соответствующей нагрузки делается переключение деаэратора на работу от отбора. Аналогичные переключения делаются и в блочных установках, где деаэратор питается паром от постороннего источника.
Г) При достижении 25—30% нагрузки производятся необходимые переключения в схеме регенерации низкого и высокого давления: 1) закрывается задвижка рециркуляции, и весь конденсат направляется в систему регенерации, автоматический клапан рециркуляции должен быть включен; 2) прекращается сброс дренажей ПНД в конденсатор и включается сливной насос; 3) дренажи ПВД направляются в деаэратор; 4) устанавливается расход конденсата через охладители эжекторов и сальниковые охладители.
Д) При достижении полной нагрузки окончательно устанавливается расход воды через маслоохладители и охладители генератора.
Проверяется работа концевых уплотнений турбины.