Японский культ чая
Японцы позаимствовали культ чая у своего соседа - Китая. Ввезенный оттуда чай впервые упоминается в Японии тогда, когда столицей была Нара (710-784). Первыми чай стали употреблять буддийские монахи, причем как лекарство. Миряне начали пить чай в эпоху Хайан (Heian) (784-1185). По инициативе императора было увеличено возделывание чая. Общедоступным он стал, однако, только с 1192 г., когда столицей стала Камакура, тогда буддийский монах Ейсай Мюоан (Eisai Муоап) привез из Китая новые семена чая. Культ чая (chado) начался во время правления династии Асикага (Ashikaga) (1338-1565), но особого расцвета достиг при правлении династии Токугава (1600-1867).
В 729 г. император Шому (724-748) пригласил сто буддийских жрецов, чтобы вместе с ними читать книгу Ханниакио (Hannyakyo).
Для чайной церемонии нужно немного: комната примерно 9 кв. м, посередине очаг; необходимые принадлежности: ложка для разливания чая, бамбуковая кисточка для взбивания зеленого чая и простые, удобные керамические пиалы. В традиционном японском доме тонкие
Подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.
На следующий день он угостил жрецов чаем. Первое возделывание чая связано с Сайхо (Saicho), основателем секты тендай. В 805 г. Сайхо посадил привезенные им из Китая семена чая в Сакамото, недалеко от Киото. Затем интерес к чаю пропал. И снова оживился только в 1168 г., когда жрец Ейсаи, основатель секты цэн в Японии, посадил чай недалеко от Фукуока. Введение чайной церемонии связано с буддийским жрецом Мусо Кокуши, который получил в подарок дайсу - полочку для чайных приспособлений, и он начал собирать правила приготовления чая. Правила в их классической форме были сформулированы в 1564 г. знаменитым мастером приготовления чая Сен но Соеки, который более известен как Рикиу. Он записал правила на стене первого чайного домика в Хигашияме близ Киото: «Когда гости собрались, нужно оповестить об этом, постучав деревянной доской (хан). Необходимо настроиться на очищение помыслов. Только после того, как хозяин пригласит гостей, они могут войти в дом. Принадлежности для чая и еда должны быть простыми. Те, кто не способны оценить красоту природы и сада, лучше пусть сразу покинут дом.
Когда кипящая вода зашелестит, как теплый сухой ветерок, тогда зазвенит колокольчик, и гости могут войти в чайную комнату. Строго запрещается не обращать внимания на воду и очаг. В чайной комнате и за ее пределами запрещаются разговоры о мирских делах. Хозяин и гости не должны льстить друг другу.
Собрание не должно длиться более 2 часов (по старому исчислению это соответствует нашим 4 часам). Но нет ничего плохого в том, если за беседой о буддизме или эстетике гости останутся дольше. Эти семь правил составляют основной закон чайной церемонии, и кто хочет по-настоящему насладиться чаем, не должен пренебрегать ими».
Так в чем же тайна чайной церемонии? Какуцо Окакура говорит в своей книге о культе чая, основанном на восхищении прекрасным среди грязи повседневности: «Культ чая заключает в себе чистоту и гармонию, таинство сострадания, романтику общественной упорядоченности. По своей сути он является почитанием несовершенства, поскольку он - лишь тщетная попытка достичь совершенства в нашей несовершенной жизни».
И далее: «Изоляция Японии от прочего мира была очень полезна для развития чайной церемонии и самопознания. Наш дом, наши обычаи, одежда, кухня, наш фарфор, лаковая живопись и даже наша литература - все развивалось под влиянием изоляции. Каждый, кто изучает японскую культуру, не может не понимать этого. В обыденной речь есть выражение «человек без чая внутри», так мы говорим о человеке, который не понимает трагикомичности собственных переживаний. Однако мы отвергаем и неистовых эстетов, которые не обращают внимания на мирские трагедии и дают увлечь себя своим необузданным чувством, о таких мы говорим: «У него слишком много чая внутри»».
Ритуальное действо перед чайной церемонией: очищение у источника в саду, тем самым облагораживаются мысли и забывают о социальном положении участников чайной церемонии.