Чаепитие JTy Ю
При правлении Jly Ю династии Танг (618-907) произошло нечто значительное, что способствовало развитию культуры чаепития: Jly Ю написал свою книгу «Чаепитие», которую называют «священной книгой о чае». О философе и поэте Лу Ю точных данных нет. Известно лишь, что он умер в глубокой старости в 804 году. Его книга вышла в 780 г., следовательно, он родился в первой половине VIII в. Существует легенда о том, что родители бросили младенца Лу Ю, и подкидыша воспитал буддистский жрец, который хотел сделать его своим преемником. Но Лу Ю оставил своего приемного отца и стал клоуном в цирке. Позже, став знаменитым знатоком чая, он жил при дворе императора Тай - тсунга, который правил с 763 по 779 г. Торговцы чаем поручили Лу Ю написать книгу о чае, которая и сделала его знаменитым. Состарившись, Лу Ю уединился в горах, стал жрецом и тем самым исполнил желание своего приемного отца. Книга состоит из 10 глав и 3 томов. В первой главе Лу Ю рассказывает о природе чайного куста, во второй речь идет о приспособлениях для снятия урожая чайного листа, в третьей главе - об отборе чайного листа. По его мнению, первый сорт составляют лучшие листья чая многих разновидностей: «складчатые, как сапоги татарских всадников, курчавые, как подгрудок мощного быка, легкие, как поднимающийся из горного ущелья туман, переливающиеся, как озеро, над которым пронесся легкий ветерок, влажные и мягкие, как земля, на которую пролился дождь». В четвертой главе описаны необходимые приспособления, от треногой жаровни до бамбукового шкафчика для хранения всего, связанного с чаем. Лу Ю убежден, что следует отдавать предпочтение голубой глазурованной чайной посуде, ибо именно она особенно подчеркивает зеленый цвет напитка. В белой посуде чай выглядит розоватым и неприглядным. Глава пятая посвящена приготовлению чая. Он не признавал все принятые во времена династии Танг приправы, за исключением соли. Самой подходящей водой он считал воду из горного ручья. Речная вода и простая родниковая вода не так хороши. Подробно описано кипение воды: когда вода закипает в первый раз, то на поверхности
Книга китайского поэта и философа Jly Ю, написанная в 780 г. н. а, стала классикой. Вверху: издание 1265 г., в которое входят книга Лу Ю и другие трактаты о чае и чаепитии. Справа: возраст этого чайного дерева в юго-западной китайской провинции Юннань 1700 лет.
Появляется нечто похожее на рыбий глаз и слышно тихое шипение. Потом появляется как бы родник, окаймленный жемчужинами - это второе кипение. Затем появляются волны - это третье кипение. При первом кипении в воду кладут соль, при втором - чай, при третьем надо влить большую ложку холодной воды, чтобы чай осел и воде «вернулась ее молодость». После этого чай разливают и пьют. Поэт JIo-тунг, современник Лу Ю, описал чаепитие так: «Первая чашка смачивает губы и горло. Вторая избавляет меня от одиночества, третья пронизывает меня и находит внутри меня только несколько тысяч томов странных идеограмм. После четвертой чашки появляется легкая испарина - все дурное выходит через поры. После пятой чашки я становлюсь благороднее, шестая чашка ведет меня в мир непреходящего. Седьмая чашка - ах, как жаль, что я больше не могу выпить. Я чувствую прохладное дуновение. Где священный сад блаженства? Пусть это прохладное дуновение поможет мне найти его». В остальных главах книги Лу Ю описывает повседневные методы приготовления чая и чаепития, сообщает о знаменитых ценителях и знатоках чая, об изменениях в чайной церемонии, рисунки показывают чайные принадлежности. Десятая, последняя, глава не сохранилась. Книга произвела в Китае сенсацию. У Лу Ю появились ученики и подражатели. Знатоки чая утверждали, что могут отличить чай, приготовленный самим Лу Ю, от чая, приготовленного его последователями. А один мандарин прославился тем, что не оценил по достоинству чай великого мастера. Чайная культура Лу Ю просуществовала в Китае столетия и оказала влияние на японскую чайную церемонию. Когда появилась традиция заваривать чай, ее не менее восхваляли, о чем свидетельствует стихотворение императора Киен-лонга (1711 - 1799): «Поставь на умеренный огонь сосуд на трех ножках, форма и цвет которого свидетельствуют о том, что им пользуются долгое время. Наполни его водой талого снега. Согрей воду так, чтобы рыба в ней побелела, а рак покраснел. Налей воду в чашку с листьями чая, дай немного настояться, чтобы разошелся пар и на поверхности осталась только легкая дымка. Пей этот великолепный напиток медленно, и ты сможешь противостоять пяти заботам, которые обычно смущают нашу душу. Сладостный покой, который дарит нам этот напиток, можно чувствовать, наслаждаться им, но невозможно описать». Уже во времена Лу Ю в Китае было широко распространено возделывание чая. Большинство чайных плантаций находилось в верхнем течении Янцзы. Династия Танг объявила торговлю чаем государственной монополией. Крупные землевладельцы должны были сдавать урожай чая в столицу провинции. Взамен они получали облигации, которыми могли расплачиваться при покупке товаров. Эти чайные облигации были предшественниками бумажных денег, которые в Китае изобрели в 1024 г., задолго до их использования в Европе.
Сборник японских цветных гравюр на дереве «Изображение красивых женщин в зеленых домах», 1116 г. Три гейши, кстати в японском обществе уважаемые женщины, во время чайной церемонии.