Чай в Китае — мифы, легенды, догадки
Чайная для китайцев то же, что для европейца ресторан или пивная. Здесь посетителям предлагают более 20 сортов чая. |
Кто «изобрел» чай, знают только китайцы, это - их император Шен Нунг (Shen Nung), который правил в провинции Хонан, расположенной южнее Желтой реки. По преданию у него было тело змеи и голова человека, по другим источникам - у него было тело человека и бычья голова, он был одним из Трех великих, которые изобрели все ремесла и искусства. Именно Шен Нунг впервые начал заботиться о земледелии и поэтому вошел в историю как Божественный земледелец. Кроме того он написал книгу по медицине, в которой содержится много рецептов, среди них есть и рецепт бессмертия, и рецепт изготовления золота. Его называли Богом знойного ветра и не любили за то, что он иссушал поля. Благодаря Богу дождя Ших Сунг-цу (Ch'ih Sung-Tzu) китайцы собирали богатый урожай.
Шен Нунг часто путешествовал, чтобы посетить своих подданных и поохотиться. В пути он подкреплялся кипяченой водой. И вот в 2737 году до н. э. в котел с кипящей водой упали с дерева несколько листочков, вода стала золотисто-коричневой и ароматной. Император попробовал отвара, вкус ему понравился, и вскоре он почувствовал приятную бодрость. С этого дня император Шен Нунг не желал пить ничего другого, его подданные тоже - так изобрели чай. В достоверности этого предания сомневаются ортодоксальные китайские историки, объясняя это тем, что в 2737 г. до н. э. не существовало единой китайской империи, которой правил этот император, не была еще изобретена письменность и, следовательно, нельзя было записать эту историю. Сомнительно и то, что из зеленых, не обработанных листьев чайного дерева получился бы столь великолепный напиток.
Немецкий путешественник и исследователь, сын священника и врач из города Лемго Энгельберт Кемпфер (1651-1716) нашел в конце XVII в. другой восточный миф о чае. Он многие годы сопровождал экспедиции в Россию, Персию, на Цейлон и в Индию, в Индонезию и Японию, где он провел два года. В 1712 году вышла его книга Amoenitates exoticae, в ней есть рассказ о благочестивом индийце Дарма, который был третьим сыном индийского короля Косюво (Kosjuwo). Дарма был буддийским посланцем в Китае. Ночи, как правило, проводил в молитвах. Однажды его одолел сон, он вырвал себе веки и в гневе бросил их на пол. На следующее утро они пустили корни, и выросли деревца с вечнозелеными листьями. Дарма попробовал листья, и оказалось, что они прогоняют сон. Кемпфер пишет, что произошло это в 519 г. н. э. В книге есть также портрет Дармы, на котором выделяются его огромные веки. Дарма действительно существовал, он сыграл большую роль в распространении буддизма из Индии в Китай, правда, умер Дарма еще в 495 году н. э. Как всегда здесь переплетаются вымысел и реальность, тем не менее рассказ доктора Кемпфера имеет под собой историческую основу, хотя, разумеется, вырванные и проросшие веки кажутся фантастикой. Еще одна легенда связывает буддизм и искусство чаепития. Китайский ученый Ган Лу принял в Индии буддизм и возвратился в Китай не только с новой религией, но и с мешочком семян чая. Было это задолго до чуда, происшедшего с Дармой. Свидетельство тому стихотворение, написанное в 59 г. до н. э. Ванг Пао, придворным поэтом императора Хсюна в Сихуане.
В стихотворении подробно описаны обязанности раба, среди прочего он должен был покупать на базаре чай, готовить и подавать его. Приблизительно в 270 г. н. э. появилась «История трех королевств», в которой рассказывалось о короле Сун Хао и Вей Чао. Король часто устраивал пирушки и приглашал своих друзей, причем каждый должен был выпить по меньшей мере семь шенг (Sheng) вина, т. е. более литра. Вей Чао не мог столько выпить при всем желании, он не мог осилить более трех шенг... Но, чтобы скрыть это, он велел своему другу наливать вместо вина чай. Король обнаружил обман, лишил Вей Чао всех постов, посадил в тюрьму и велел казнить его (273 г.).
Писатель Чанг Хуа (232-300) еще раньше писал о новом и непривычном напитке - чае. В главе «Пища, которой следует избегать» он предостерегал от отрицательного воздействия чая на сон. В то время чай употребляли главным образом как
Лекарство для улучшения пищеварения и как успокоительное средство. Его использовали также для компрессов при ревматизме и подагре.