ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
Предварительно напряженный железобетон
Железобетонными предварительно напряженными называются такие конструкции, детали, изделия и элементы, в которых предварительно, т. е. в процессе изготовления, искусственно создаются собственные напряжения сжатия всего или части бетона при растяжении арматуры. Предварительное напряжение железобетонных конструкций производится в целях снижения расхода бетона и стали, увеличения сопротивления конструкций образованию трещин в бетоне и ограничения их раскрытия, повышения выносливости конструкций, работающих под воздействием многократно повторяющихся нагрузок.
Одно из самых важных преимуществ предварительно напряженных конструкций по сравнению с обычными железобетонными конструкциями заключается в их увеличенной жесткости, так как при эксплуатационных нагрузках они всегда работают без трещин.
Деформации предварительно напряженных железобетонных конструкций, а также ненапряженных конструкций, в которых появление трещин маловероятно, определяются как для сплошного упругого тела с учетом работы бетона сжатой и растянутой зоны. При этом в расчет вводят полное приведенное сечение элемента, т. е. полное сечение бетона, а также сечение всей продольной арматуры, умноженной на отношение модулей упругости арматуры и бетона (коэффициент приведения).
В этих случаях жесткость элементов при кратковременном действии нагрузки определяется по формуле
Вк = 0,85 E»J6n,
Где Еб — начальный модуль упругости бетона, соответствующий его проектной марке (для бетонов марок «400»—«600» Ее - 350 000—400 000 кг! см2)-,
1бп — момент инерции приведенного поперечного сечения элемента с учетом всей продольной арматуры.
Начальный модуль упругости бетона соответствует лишь кратковременному загружению образца.
При длительном действии нагрузки в связи с развитием пластических деформаций модуль полных деформаций бетона становится переменной величиной, изменяющейся в зависимости от марки и состава бетона, величины напряжения, влажности среды,, длительности действия нагрузки и т. п.