ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБЖАТИЯ БЕТОННОГО ЦИЛИНДРА ПРИ НАВИВКЕ НАПРЯЖЕННОЙ МНОГОСЛОЙНОЙ СПИРАЛЬНОЙ ОБОЙМЫ
При конструировании станин железобетонных прессов и силовых рам ряда других машин была установлена целесообразность выполнения их в виде объемно-напряженных трубчатых элементов.
Цилиндрическая форма позволяет осуществить двухосное предварительное обжатие таких элементов посредством непрерывной спиральной навивки высокопрочной напряженной проволоки. Этот метод навивки наиболее прогрессивен, так как может быть механизирован путем применения арматурно-намоточных машин.
В НИИЖБ проводилось изучение влияния величины предварительного бокового обжатия на несущую способность цилиндрических элементов. При этом было установлено, что несущая способность пропорциональна величине предварительного обжатия бетона.
Обжатие бетона, создаваемое одним слоем сплошной напряженной обмотки, навиваемой на бетонный цилиндр-сердечник, определяется по формуле
Яі=~~кГ! см\ (1)
Предварительное обжатие бетона (без учета потерь) от навивки одного слоя в кГ/см*;
Контролируемое усилие навивки в проволоке в кГ; шаг навивки в см (при сплошной навивке шаг равен диаметру проволоки dnp); радиус однослойной напряженной обоймы,
Г у = г + dJ2 см;
Здесь г — радиус цилиндра-сердечника в см.
Учитывая, что радиусы цилиндрических бетонных конструкций для машиностроения относительно вел^ші по сравнению с dnrJ2, для практических расчетов следует принимать гх = г.
Для создания необходимой величины предварительного обжатия бетона количество слоев напряженной проволоки в имеющихся проектах станин прессов доходит до 10 (например, архитравы станины пресса ТЖБ-150).
В настоящее время при проектировании прессов не учитываются некоторые факторы, влияющие на потери предварительного напряжения при многослойной навивке, так как они не исследованы. Ниже проделан анализ существующей методики и изложена предлагаемая автором методика определения установившейся величины предварительного обжатия (q) в бетонном цилиндре при навивке на него многослойной напряженной обоймы.
Сделан ряд предложений о порядке учета потерь предварительного напряжения, из которых некоторые подтверждены экспериментами и могут быть рекомендованы к применению.