ПРИМЕНЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА МАШИНОСТРОЕНИИ
О методах расчета железобетонных конструкций для машиностроения
Расчет строительных конструкций, в том числе железобетонных, в соответствии с действующими нормативными документами производится по трем расчетным предельным состояниям:.
1) несущей способности (по прочности, устойчивости и выносливости);
2) деформациям (в основном лимитируются прогибы изгибаемых элементов);
3) местным повреждениям (образование или раскрытие трещин и др.).
Специфические эксплуатационные требования, предъявляемые к железобетонным элементам машин, выражаются в том, что расчет по несущей способности, как правило, должен строиться исходя из возможности усталостного разрушения конструкций.
В машиностроении предельное состояние по деформациям является основным — ограничивающим нормальную эксплуатацию элементов машин. Для многих несущих элементов машин до сих пор. еще не установлены и не нормированы деформации, до - 40
Стижение которых следует рассматривать как предельное состояние. Нормирование деформаций определяется эксплуатационными требованиями и не зависит от материала. Установление обоснованных норм упругих и остаточных деформаций является актуальной задачей для всех видов конструкций машин.
В качестве значений предельных деформаций железобетонных конструкций в случае, когда они не ограничиваются специальными эксплуатационными требованиями, может быть принят предел их упругой работы.
Предельным состоянием по местным повреждениям для строительных железобетонных конструкций считается появление или раскрытие трещин. В железобетонных конструкциях машиностроения образование трещин должно рассматриваться как предельное состояние также исходя из их влияния на выносливость, упругую работу и деформативность железобетонных базовых деталей машин.
Сами по себе они, как правило, не могут ограничить эксплуатацию машин. Так, например, железобетонные цилиндры гидравлических прессов, спиральные камеры высоконапорных гидротурбин и другие элементы, работоспособность которых зависит от герметичности, имеют металлические тонколистовые внутренние слои, обеспечивающие водонепроницаемость при высоких рабочих давлениях, поэтому образование в них трещин не приводит к потере напора.
В качестве предельных состояний по местным повреждениям в машиностроении могут быть и нарушение анкеровки закладных деталей, смятие или выработка в зоне контакта и др.
Разработка методики расчета железобетонных конструкций для машиностроения усложняется следующими обстоятельствами.
. 1. Многие элементы станков, и в первую очередь их станины, проектируются без расчета, так как отсутствуют данные о величинах. действующих нагрузок. Отсутствуют также многие нормативные документы по расчету и конструированию базовых деталей.
Расчет производится только для наиболее напряженных деталей, причем сечения подбираются по допускаемым напряжениям.
В машиностроении в основном приняты эмпирический и индивидуальный подходы к проектированию.
2. Для многих элементов конструкций, даже в тех случаях, когда внешние нагрузки могут быть известны, весьма затруднительно определение возникающих в опасных сечениях внутренних усилий, в связи со сложностью формы и статической неопределимостью системы.
3. В машиностроении не известны схемы действительных предельных состояний для большого числа конструкций: коэффициенты перегрузки, коэффициенты условий работы и др.
4. Характерным для машиностроения является также принятие больших коэффициентов запаса, что объясняется неопределенностью нагрузок и расчетной схемы.
Следует отметить, что для одних и тех же материалов в различных элементах машин, в зависимости от их значения и степени ответственности, даются дифференцированные допускаемые напряжения.
Лаборатория поставила своей конечной задачей разработать для железобетонных элементов машин такую же методику расчета, которая принята для расчета строительных элементов железобетонных конструкций, т. е. по предельным состояниям.
В связи с указанными отличительными особенностями проектирования базовых деталей машин очевидно, что разработка унифицированной, единой методики расчета — задача сложная, но в то же время и вполне разрешимая.
Для проектирования многих железобетонных элементов машин могут быть целиком использованы положения СН и П (строительные нормы и правила) с уточнениями в отношении предельных состояний.
Для сложных же по форме и напряженному состоянию железобетонных элементов машин должны быть определены расчетные характеристики и разработана методика расчета.
Кроме того, для многих элементов должна быть дана методика статического расчета, как, например, толстостенных цилиндров пространственных станин, шаботов тяжелых молотов, матриц для штампования, спиральных камер гидротурбин и многих других сложных элементов.
Вопросы, относящиеся к нормированию нагрузок и деформаций, установлению коэффициентов перегрузок, должны решаться независимо от материала.
Вопросы, касающиеся характеристик материалов и железобетонных конструкций, в целом должны решаться совместно машиностроителями и строителями.
Канд. техн. наук КАРАНФИЛОВ Т. С.
Инж. ВОЛКОВ Ю. С.