Механизм возникновения силикоза
Воздействие, благодаря которому тонкодиспергированный пылевидный кварц, попадающий в легкие, вызывает заболевание силикозом, в течение долгого времени было дискуссионным вопросом. Существуют фактические данные, показывающие, что частицы кристаллического кварца размером ~ 1 мкм, отличающиеся от. многих разновидностей пыли тем, что состоят из наиболее твердого материала, подобного карборунду SiC [307], вызывают структурные изменения в легких, включая фиброз, отвердение ткани, снижение объема легких, и значительно повышают вероятность заболевания туберкулезом. Имеются две группы теорий:
1. Более ранние теории, в которых предполагалось, что некоторую роль играет растворимый кремнезем. Они базировались на том, что монокремневая кислота способна вступать во взаимодействие с ДНК. или с РНК и вызывать изменение в ферментативных системах. Согласно наиболее распространенной теории, кварц растворяется с образованием растворимого моно- ■мерного кремнезема. Этот процесс сам по себе безвреден, однако мономерный кремнезем полимеризуется затем до поликремневой кислоты, которая, как известно, денатурирует белок и разрушает клеточные мембраны, т. е. в результате мономерный кремнезем оказывается цитотоксичним.
2. Современные теории, по которым единственной причиной, вызывающей силикоз, считается чистая поверхность частиц кристаллического кремнезема, обычно кварца.
В течение долгого времени существовала путаница вследствие ошибочного допущения, что денатурация белка и цито - токсическое действие кремнезема приводят к развитию фиброза в затронутых силикозом легких. Наоборот, сильная цитоток- сическая активность кремнезема, по-видимому, обратна его фиброзной активности в том смысле, что наиболее активные цитотоксические формы кремнезема, такие, как поликремневая кислота, аморфный и коллоидный кремнезем, в наименьшей степени активны в отношении образования волокнистой ткани или фиброза. В настоящее время преобладает мнение, что именно кварц в виде частиц размером 0,05—5 мкм при вдыхании вызывает типичные заболевания силикозом или пневмоко - ниозом, для которых характерно развитие тяжелой формы фиброза легких.
Причина такого явления заключается в том, что макрофаги или фагоциты, выступающие как защитные силы против инородных включений, поглощают кварцевые частицы. В этом состоянии поверхность кварца действует как специфический гетерогенный катализатор процесса возникновения некоего «фактора», вероятно какого-то модифицированного фермента, который, выделяясь затем из омертвевшего макрофага, способен вызывать раздражение фибробластов, что приводит к получению избытка окснпролина. Это в свою очередь ведет к формированию аномально большого количества фиброзной ткани.
Для того чтобы дать высокую оценку тем огромным усилиям, которые предпринимались в прошлом по этой сложнейшей проблеме, рассмотрим различные, ранее выдвинутые теории и связанные с ними наблюдения. Это также даст возможность описать многие случайные, но тем не менее интересные наблюдения, которые были зарегистрированы.
Объем литературы по этой теме настолько огромен, что здесь приведены библиографические ссылки лишь на недавно опубликованные обзоры. Некоторое обобщение относящихся к силикозу теоретических представлений, которые появились начиная с 1955 г., состоит в следующем.
Шеперс [308] представил достаточно полный обзор по истории исследований силикоза с обсуждением 50 основных теорий, которые были им классифицированы на химические, физиологические и биологические. Автор особо выделил тот факт, что после начального взаимодействия кварцевой частицы с протоплазмой и разрушения фагоцитов дальнейшие изменения происходят уже в присутствии некротической, отмирающей ткани. Большая часть кремнезема может быть удалена, но биологические изменения продолжаются, приводя к образованию фиброзных тканей и больших количеств легочных липидов, так что масса легких может возрасти в 30 раз (в расчете на сухую массу), причем в ней на долю кремнезема может приходиться менее 5 %.
Автор пришел к заключению, что теория растворимости здесь не применима. Вместо нее рассматривались химические свойства поверхности кремнеземных частиц, непосредственно участвующих в реакциях с тканями. О физических теориях в общем судили как о недостаточно пригодных для описания изучаемой проблемы. Хотя и можно было установить некоторую корреляцию между величиной удельной поверхности или адсорбционной способностью альбумина и патогенностью кремнезема, но были найдены и исключения. Объяснение, каким образом частицы кремнезема убивают фагоцит, весьма далеко от реальных биохимических взаимодействий, имеющих место в развитии силикоза.
Штобер представил обзор по истории вопроса о силикозе и три основные теории, в которых рассматривались а) растворимость кремнезема, б) поверхностные взаимодействия кремнезема и в) иммунные реакции, происходящие в присутствии кремнезема. Затем автор обобщил обширные исследования, выполненные с частицами всех известных форм кремнезема, в которых поверхностные свойства и характеристики растворимости сопоставлялись с биологическими реакциями [309]. Штобер указывал, что простая теория растворимости не может быть корректной. Был отмечен следующий факт: если расположить различные формы кремнезема в порядке возрастания растворимости (кристаллические разновидности кремнезема, опал, тонкодисперсный кремнезем с малыми по размеру частицами, коллоидный кремнезем), то фиброгенная активность в этом ряду понижается, тогда как токсичность по отношению к тканям повышается.
Что касается «поверхностной» теории, то с ее позиций - растворимый кремнезем представляет собой несущественную, случайную форму, тогда как именно поверхность, или граница, раздела фаз кварцевой частицы способна вызывать изменения в органических молекулах. Основная идея заключается в том, что регулярное расположение атомов на поверхности кристаллической решетки действует как матрица, по которой совмещаются полярные группы белковых молекул. Последние таким образом могут адсорбироваться и затем модифицироваться. В теории иммунной реакции, которая не вступает в противоречие с другими теориями, делается попытка объяснить последующие этапы при развитии силикозных'повреждений.
Отмечалось, что высокая скорость растворения стишовита наряду с полным отсутствием его биологической активности, по-видимому, позволила окончательно исключить из рассмотрения теорию растворимости. Стишовит представляет собой форму кремнезема, подобную а-оксиду алюминия, в котором атом кремния координирован шестью атомами кислорода. Основное отличие поверхностных свойств заключается в том, что в стишовите в два раза более высока концентрация поверхностных групп SiOH в расчете на единицу площади и что его поверхность не адсорбирует поли (винилпиридин-М-оксид), который сильно адсорбируется другими кристаллическими модификациями кремнезема. Однако довольно высокая силикозная активность кварца по сравнению с другими модификациями не была объяснена.
Хеппльстон [310, 311] в своем обзоре рассмотрел основные теории по фиброгенному действию кремнезема, классифицированные аналогичным образом с позиций: а) растворимости, б) поверхностных свойств и в) иммунологических эффектов. Иммунологическая теория имеет второстепенную важность, поскольку не объясняет первоначального действия кремнезема в стимулировании быстрого разрастания соединительной ткани. Теория растворимости была признана непригодной, так как не давала необходимых объяснений. Эта теория не отвечала требованиям еще и потому, что ни известные поверхностные структуры различных модификаций кремнезема, ни их адсорбционные характеристики по отношению к альбумину или угл°бу- лнну не могли быть скоррелированы с биологической активностью. Однако Штобер [312] показал, что все кристаллические формы кремнезема, за исключением стишовита, относительно активны.
Хеппльстон отметил, что цитотоксические эффекты кремнеземных частиц в отношении фагоцитов не были в нужной мере скоррелированы с фиброгенезом и развитием силикоза. В данном случае он затронул ключевой вопрос, который в конце концов был разрешен. Хеппльетон сослался [127, 310] на доказательство того, что кварц, взаимодействуя с компонентами клеток макрофага, способствует возникновению некоего возбудителя, который в свою очередь стимулирует образование коллагена, т. е. ведет к фиброзу. Вещество, играющее роль посредника при развитии фиброза после повреждения клеток, является не липидом, а, возможно, галактаном. Во всяком случае, как полагают, высвобождается какой-то Н-фактор (оксипролиновый фактор), который стимулирует образование коллагена в фибро - бластах. Так как силикозные ткани содержат избыток липидов, то вполне вероятно, что, как только начинается процесс, присутствие одних лишь этих липидов может стимулировать развитие фиброгенеза.
Хеппльетон [313] сообщил об удивительном наблюдении, которое заключалось в том, что у крыс, не содержащих патогенных микроорганизмов (т. е. в отсутствуе фагоцитов), не образовывались типичные силикозные узелки, которые, однако, появлялись у нормальных крыс даже в том случае, когда, им вводили кремнезем респираторным путем. Этот факт поддерживает представление о том, что фагоциты участвуют в развитии фиброза. Веллер и др. [314] утверждали, что у крыс, не содержащих патогенных микроорганизмов, кремнезем вызывал появление патологических эффектов. Но кремнезем при этом вводился внутрибрюшинно, поэтому полученные этими авторами результаты не могут сравниваться с эффектами, возникающими в легких при типичном развитии фиброза.
Хеппльетон исследовал стадии развития макрофагов в присутствии кварцевых частиц. После разрушения макрофагов и отделения их от частиц кварца и от остатков клеток методом центрифугирования был получен раствор, содержавший отмеченный выше фактор, оказавшийся способным вызывать фиброз. Когда раствор вводили в выделенную культуру фибробластов, тс наблюдалось заметное стимулирование образования оксипролина, который является характерным компонентом фиброзной соединительной ткани. Автор показал, что такое условие было необходимо для выращивания макрофага в присутствии кварцевых частиц. Дополнительное введение кварца для разрушения макрофага не приводило к появлению указанного фактора. Избыток кварца вызывал только лишь умерщвление макрофагов (цитотоксическое действие), но фиброз не развивался [127].
Хеппльетон и др. продемонстрировали также другой тип воздействия, когда эпителиальные клетки в легких, реагировавшие на избыточное содержание кварцевой пыли тем, что производили огромные количества фосфолипидов (в частности, дп - пальмитоилового типа), поглощающих кварцевые частицы и препятствующие их воздействию на макрофаги. В этом случае фиброз не развивался [127,315].
Эллисон [127] показал, что внутри макрофага лизосомные мебраны, содержащие фосфолипиды, связаны водородными связями с равномерно расположенными группами SiOH на поверхности кварца через атомы кислорода фосфатных групп эфира. При таких условиях фиброгенный фактор, вероятно представляющий собой аномальный или видоизменный фермент, синтезируется и накапливается в клетке до тех пор, пока последняя не погибает. Айлер [127] обобщил данные, касающиеся рассмотрения водородных связей между полярными органическими соединениями и поверхностью аморфного кремнезема. Причина остается неизвестной. Однако можно представить, что регулярное расположение групп SiOH на кристаллической поверхности кварца, возможно, способствует более совершенному формированию водородных связей с мембраной, чем в случае аморфного кремнезема с достаточно хаотично расположенными поверхностными группами SiOH. Характеристики поверхности кварца, безусловно, отличаются от характеристик аморфного кремнезема. Например, на кварцевой поверхности адсорбируется мономерный кремнезем из раствора, тогда как на поверхности аморфного кремнезема такая адсорбция не происходит (см. гл. 1).
Саммертон и др. [316] предположили, что именно белковый компонент, а не фосфолипид, адсорбировался в первую очередь, так как только такой полимер, как белок, образует большое число кооперативных связей и поэтому сильно адсорбируется. Однако авторы не учли сильного гидрофобного связывания между длинными алкильными группами смежных адсорбированных фосфолипидных молекул, которое может таюке стабилизировать адсорбированный слой.
Последующие этапы процесса, посредством которого частицы кварца вызывают фиброз, были предложены Эллисоном [317—319] и обобщены Саммертоном и др. [316] с некоторыми небольшими изменениями.
1. Кварцевая частица в альвеоле покрывается органическим полимерным веществом, образующим с кремнеземной поверхностью водородные связи, как это имеет место, например, в случае белков.
2. Покрытая таким образом частица кварца может подвергаться фагоцитозу, т. е. ее поглощает макрофаг (род лейкоцитов) .
3. Внутри макрофага лизосома и ее ферменты удаляют покрытие с кварцевой частицы.
4. Раскрытая кварцевая частица связывается водородными связями с определенными компонентами внутренней поверхности лизосомной мембраны, которая в этом случае выделяет гибель и растворение макрофага.
Однако позднее было сделано важное наблюдение, что такие превращения не приводили к гибели макрофага [320]. Вместо этого повреждение макрофага происходит тогда, когда он еще сохраняется живым с находящимися внутри клеток кварцевыми частицами. Кварцевая поверхность каким-то образом повреждает лизосомы, так что при этом производится новый фактор, вероятно фермент. Когда такой фермент выделяется из омертвевшего макрофага, он побуждает фибробласты производить дополнительное количество оксипролина, который затем связывается с образованием фиброзных тканей. Вероятно, подобное развитие процесса подтверждает наблюдения Марасаса и Харингтона [3206] относительно того, что поверхность кварца катализирует окисление на воздухе dZ-пролина до оксипролина.