Биологическое разрушение горных пород
Хотя большая часть вторичных минералов, таких, как глины, может формироваться из первичных силикатных горных пород посредством неорганических реакций в присутствии воды, однако процесс эрозии может катализироваться органическими реагентами. Джеке [20] представил обзор работ группы советских ученых, которые полагают, что во многих случаях в процесс выветривания горных пород включается и биологическое воздействие. Полынов [21] считал, что многие из нестойких минералов, обнаруживаемых в настоящее время на поверхности земли, давно бы исчезли, если бы они непрерывно не синтезировались живыми организмами. Айдинян [22] сообщил, что на поверхности горных пород, на которой растут лишайники, обнаружены минералы в коллоидной форме, являющиеся продуктом выветривания и имеющие такое же отношение Si02 : R203 (оксиды железа или алюминия), что и в золе лишайника. Это указывает на биологическое происхождение таких коллоидных минералов. Глазовская [23] пришла к заключению, что водоросли и диатомеи представляют собой сильнодействующие агенты эрозии, способные вырабатывать аморфный кремнезем и синтезировать алюмосиликаты, подобные бейделлиту и монтмориллониту. Ярилова [24] обнаружила, что лишайники выделяют кислоты, которые разъедают твердые горные породы и могут расщеплять кристаллы плагиоклаза на частицы меньшего размера. Некоторые из таких глинистых минералов нонтронит- бейделлитового типа, по-видимому, синтезируются в растительных тканях. Болышев [25] полагает, что сине-зеленые водоросли вызывают разложение почвенных минералов и способствуют переносу кремнезема и оксида алюминия в раствор и что кремнезем, приготовленный подобным образом, пригоден для усвоения некоторыми видами диатомей, которые обычно сопровождают сине-зеленые водоросли. Александров и Зак [26] выделили бациллу (В. siliceus), которая вызывала разложение нерастворимых, содержащих поташ алюмосиликатов, причем получаемый калий оказывался пригодным для усвоения растениями. Внесение посевного материала в почву, обогащенную азотом и фосфором, при небольшом содержании поташа в растворимой форме вызывало повышение урожая зерновых (пшеницы, кукурузы) на 50—100 %. В проведенных в лабораторных условиях
38 Заказ № 250
Исследованиях Оберлис и Полманн [27] нашли, что на образцы отполированного полевого шпата оказывали воздействие различные бактерии, как и в случае проведения соответствующих опытов на стекле [28]. Кутузова [29] проводила обширные исследования с множеством разнообразных микробов и минералов. Она обнаружила, что значение рН в таких средах в некоторых случаях понижалось до 2, что вызывало распад алюмосиликатов. Даже кварц выделял аморфный Si02 под воздействием бактерий рода Sarcina. Разнообразные типы бактерий, способных оказывать разрушение силикатов, были рассмотрены в обзоре Воронкова, Зелчана и Лукевица [4а].
Сведения о содержании кремнезема в микроорганизмах или о наличии адсорбированного кремнезема на их внешней оболочке, как это показано на рис. 7.1, трудно получить посредством химического анализа, Отделение клеточных микроорганизмов от загрязняющих примесей, таких, как коллоидные глины, также представляет собой проблему, которая делает сомнительными сообщаемые в литературе данные о содержании кремнезема в «золе», в особенности в исследованиях, выполненных еще до того, как стал применяться электронный микроскоп.
Сообщается, что даже в вирусах кремнезем является существенным компонентом. Фауст и Адаме [30] выделили кристаллический вирус, состоящий из полиэдрических частиц, из различных гусениц (Bombyx топ и др.) и обнаружили в нем содержание кремния, соответствующее концентрации 0,2—0,6 % Si02, что составляет существенную часть белковой матрицы.
Для некоторых определенных почвенных бактерий характерно, что поглощение кремния в виде растворимого кремнезема в культуральной среде сопровождается выделением фосфора. Хейнен [31] изучил факторы, которые ускоряли и затормаживали такой обмен. В отсутствие глюкозы кремний маскировался избытком фосфата. Фракции в виде частиц, отделяемые от бактериальных оболочек, включались в метаболизм кремния [32]. За период с 1960 по 1967 г. Хейнен представил 14 статей, в которых изложил детали этого вопроса.
Существенная роль кремнезема в метаболизме определенных видов бактерий, а также взаимодействие бактерий с силикаге - лями и минералами исследовалась в широком масштабе, особенно в Советском Союзе. Эти работы обобщены в монографии Воронкова, Зелчана и Лукевица [4а].