ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА В МАШИНОСТРОЕНИИ
Организация серийного производства требует максимальной унификации и нормализации размеров и отдельных элементов деталей. Особенно это относится к металлическим закладным частям как более трудоемким и металлоемким элементам железобетонных даталей машин. Применение унификации и типизации позволит сократить сроки проектирования и изготовления, а также улучшить качество деталей.
Для уменьшения трудоемкости монтажных работ большое значение имеет применение точных стендов, которые позволят снизить припуск на механообработку после бетонирования, а в некоторых случаях вообще отказаться от финишной обработки железобетонных деталей.
Железобетон с успехом можно применять при модернизации старого оборудования и проектировании нового. В последнем случае применение железобетона является новым этапом, характеризующимся большими возможностями по максимальному использованию свойств железобетона как нового конструкционного материала. Использование железобетона при новом проектировании значительно расширяет область его применения в машиностроении.
По неполным данным, в станкостроении разработана технологическая документации на 80 типоразмеров тяжелых металлорежущих станков специального назначения с применением железобетона.
В прессостроении разработана техническая документация на 20 типоразмеров прессов и гидравлических машин специального 192 назначения. Кроме того, разработаны технические предложений по применению железобетона по гамме прессов, выпускаемых заводами нашей страны.
В прокатостроении разработано пять типов рабочих клетей для прокатных станов и выявлена возможность перевода на железобетон ряда металлоемких вспомогательных деталей транспортных и опорных конструкций.
Для определения объемов производства железобетонных деталей машин, а также установления перспективы применения железобетона в машиностроении рядом научно-исследовательских институтов проводятся работы по созданию номенклатуры деталей машин и станков, выпускаемых машиностроительными и станкостроительными заводами страны, которые технически возможно и экономически целесообразно изготовлять из железобетона. При этом определяется возможная экономия металла и общая экономическая эффективность от применения железобетона в деталях машин (табл. 22).
Таблица 22
Экономическая эффективность применения железобетона на некоторых машиностроительных заводах
|
Наиболее эффективно применение железобетона в технологической оснастке.
Большие перспективы имеет применение жароупорного бетона в металлургической промышленности. Изготовление из железобетона одних только изложниц дает экономию в десятки тысяч тонн металла и снижает их стоимость на миллионы рублей в год 114 ].
В настоящее время внедряются новые процессы объемной штамповки, использующие импульсные нагрузки, т. е. штамповка
взрывом, которая осуществляется в специальных матрицах. Изготовление матриц из стального литья встречает большие затруднения, особенно в части обработки внутренней поверхности штампуемого изделия.
Разработаны и испытаны конструкции железобетонных: матриц, дающих высокое качество штампуемых изделий.
Изготовление железобетонных деталей машин может производиться по трем схемам. По первой схеме производство железобетонных деталей машин организуется на машиностроительном заводе, без участия строительных организаций.
В этом случае на заводе организуется участок по производству железобетонных деталей. Закладные части изготавливаются в механических цехах, деревянные формы — в ремонтно-строительном цехе завода. Для изготовления арматурного каркаса выделяется специальное помещение.
Для бетонирования и пропаривания отформованных деталей на участке предусматриваются пропарочные камеры и небольшой бетонный узел со складом заполнителей и цемента. Технологический процесс изготовления строится таким образом, что весь производственный цикл выполняется машиностроительным заводом.
Вторая схема организации производства в отличие от предыдущей позволяет применять специальное оборудование при изготовлении арматурных каркасов, а также передовые методы труда строителей и производственный опыт машиностроителей, привлекать к решению технических вопросов высококвалифицированных специалистов-строителей. Иными словами, железобетонные детали машин в этом случае производятся на уровне последних достижений науки и техники строительной индустрии.
Трудоемкость изготовления железобетонных деталей машин получается на 30—40% ниже трудоемкости металлических деталей, а цикл их изготовления сокращается в несколько раз.
Такая схема организации производства железобетонных деталей машин нашла быстрое применение. Достаточно сказать, что большинство железобетонных деталей изготовляется машиностроительными заводами и заводами сборного железобетона.
Существенным недостатком является то, что заводы сборного железобетона зачастую оснащены маломощными подъемно-транспортными средствами, не позволяющими производить железобетонные детали весом в 15—20 т.
Третья схема организации производства предполагает наличие специализированной базы. Такие базы должны располагать це - хами'по производству металлических закладных частей, арматурных каркасов и форм, а также цехами железобетонных конструкций. При этом машиностроительные заводы, являющиеся заказчиками, осуществляют механическую обработку железобетонных деталей и сборку машин. Оснащение баз механическими цехами 194 освободит машиностроительные заводы от обработки железобетонных деталей и позволит им иметь дополнительные резервы производства.
Такая схема организации производства позволяет организовать плановый выпуск железобетонных деталей машин, применять унифицированные узлы и типовую технологическую оснастку и, наконец, наладить серийное, а в ряде случаев и поточное производство.
В Краматорске для изготовления железобетонных деталей машин используется цех сборного железобетона НКМЗ, производственная мощность которого составляет 10—12 тыс. м3 в год. Освоение этой базы намечено провести в три этапа. На первом этапе будет произведено 4500 м3, на втором — 8000 м3 и на третьем 10 000—12 000'л«3 в год.
На Коломенском заводе тяжелого станкостроения в 1965 г. вступила в строй производственная база по изготовлению железобетонных деталей машин и станков мощностью в 10 000 м3 железобетона в год (вес деталей от 15 до 200 т).
База состоит из заготовительного отделения и отделения сборки и сварки. Кроме того, база снабжена самостоятельным бетонным узлом, исследовательской лабораторией и мастерскими.
[1] Авторское свидетельство № 144137. «Бюллетень изобретений», № 2, 1962-
69
[2] Разработка проекта выполнена инженерами П. В. Кармазиным, С. П. Чу - маченко. 78
------- — 1 ----------------------------------- — 1,67-Ю6 кГсм.
[4] Учитывая новшество работ, трудоемкость механической обработки железобетонной станины увеличена на 31 нормочас по сравнению с трудоемкостью меда - нической обработки чугунной станины,- 190