АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ
Арматуру для железобетонных деталей машин заготавливают в арматурных цехах ила в специально оборудованных мастерских.
При поступлении арматурной стали в бухтах заготовка арматуры сводится к размотке бухт, правке с одновременной чисткой, профилированию поверхности (если необходимо), разметке, резке на отдельные стержни заданной величины, гибке и сварке или вязке в сетки и каркасы. В случае поступления арматурной стали в виде отдельных стержней заготовка арматуры сводится к очистке, правке стержней, профилированию поверхности (если необходимо), удлинению стержней (до 30—40 м) путем стыковой сварки, разметке, резке, гибке и, наконец, сварке или вязке в сетки и каркасы.
Операции по разматыванию, правке, разметке и резке арматурной стали, поступающей в бухтах, производят на правильно - отрезных станках типа С-759. Стержни правят между штырями или уголками, закрепленными на специальном стенде. Арматурную сталь диаметром до 40 мм режут на станках С-370, Единичные стержни размечают с помощью мерной рейки с упором, укрепленной на роликовом столе у станка для резки.
Длииа стержня арматуры определяется с учетом удлинения, происходящего в результате пластических деформаций металла при изгибе. Удлинение стержней при гибке зависит от диаметра стержня и угла загиба (табл. 13).
Арматуру диаметром до 40 мм гнут на приводных станках типа С-146 А.
Сетку и плоские каркасы изготовляют преимущественно на контактных точечных сварочных машинах.
Сетки и плоские каркасы сваривают стационарными контактными аппаратами точечной сварки типа МТМ и МТП. Аппараты точечной сварки обеспечивают сварку перекрещивающихся под углом 90° круглых стержней диаметром от 4 до 20 мм. 142
Иногда арматурные стержни вяжут в каркасы и сетки мягкой малоуглеродистой вязальной проволокой.
Пространственный металлический каркас железобетонных деталей машин состоит из плоских арматурных каркасов; арматурных сеток; отдельных арматурных стержней (гнутых, прямых); металлических закладных частей (литых, чугунных или стальных, сварных, проката); облицовочных металлических листов.
Заготовленные отдельные элементы металлического каркаса соединяют в единую пространственную систему точечной или дуговой сваркой. В отдельных случаях можно применять вязку.
При изготовлении пространственных каркасов наиболее рациональна сварка при помощи подвесной точечной контактной электросварочной машины типа МТПГ-75.
Пространственные каркасы собирают на специальных стендах, обеспечивающих необходимую точность установки и фиксации элементов металлического каркаса, или на днище опалубки. Перед сборкой пространственного каркаса к заготовленным закладным частям и облицовочным металлическим листам привариваются анкеры. К закладным частям анкеры приваривают дуговой электросваркой, а к облицовочным листам — точечной электросваркой.
При приварке арматурных анкеров к стальным закладным частям типа длинномерных направляющих возникают большие деформации вследствие неравномерного прогрева от дуговой сварки. Необходимо предусматривать мероприятия по их устранению или уменьшению.
Таблица 13 Удлинение стержней в мм при гибке |
£ и |
Удлинение при угле гибки |
||
ОЇ |
|||
Я £ Ч |
45° |
90° |
180° |
Чип |
|||
6 |
Не учитывать » » |
5 |
10 |
8 |
10 |
10 |
|
10 |
5 |
10 |
15 |
12 |
5 |
10 |
15 |
14 |
5 |
15 |
20 |
16 |
5 |
15 |
25 |
20 |
10 |
15 |
30 |
22 |
10 |
20 |
40 |
25 |
15 |
25 |
45 |
27 |
20 |
30 |
50 |
32 |
25 |
35 |
60 |
Рис. 92. Закрепление стальной направляющей на стенде при сварке: |
/—направляющая; 2—болт; 3—прижим; 4 — подкладка; 5 — стеид |
Весьма эффективным средством снижения величин деформаций является закрепление закладных частей в специальных кондукторах и на сборочных стендах при помощи струбцин или различных прижимов (рис. 92). Остаточные напряжения, вызванные сваркой, снимают посредством отжига в термических печах.
Фиксация закладных частей должна быть выдержана в пределах допусков и достаточно надежна, чтобы во время уплотнения бетонной смеси не было их смещения. Наиболее надежна фиксация закладных частей в бортоснастке. В ней предусмотрены отверстия, через которые делают выпуски закладных частей. Почти всегда в опалубке предусматривают ниши и пазы, размеры котог рых соответствуют размерам закладных частей. Этим фиксируется положение закладных частей и одновременно обеспечивается превышение их над поверхностью бетона, которое необходимо для механической обработки.
Арматурные элементы должны быть установлены так, чтобы защитный слой соответствовал проектному.
Облицовочные металлические листы устанавливают в проектное положение в порядке очередности сборки каркаса. Во избежание выпучивания при уплотнении бетонной смеси облицовоч-- ные листы раскрепляют распорками, ребрами жесткости, установкой дополнительных щитов опалубки или надежной связью с общим металлическим каркасом.
После монтажа закладных частей и арматурных элементов проверяют все размеры и правильность взаимного расположения отдельных элементов каркаса. Убедившись, что каркас собран в соответствии с чертежом, тщательно очищают сварочные швы от шлака.