ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА
При проектировании железобетонных конструкций машин применяется одноосное, двухосное и трехосное напряжение.
В настоящее время широко применяют непрерывное наматывание высокопрочной проволоки на бетон детали. Этот способ
Успешно применен для армирования станин прессов различной мощности, причем как монолитных, так и сборных железобетонных конструкций машин. Например, станина пресса ТЖ-600 усилием 600 т, сконструированная сотрудниками НИИЖБа и ВНИИМЕТМАШа, состоит из железобетонных элементов: верхнего и нижнего ригеля и четырех колонн (рис. 29). После сборки станины все ее элементы при помощи навивки предварительно напряженной проволочной арматуры объединяются в единую пространственную раму.
В некоторых железобетонных конструкциях машин предварительно напряженная арматура выполняет роль анкеровки металлических закладных частей в бетоне, так как при анкеровке ненапряженной арматурой иногда невозможно достигнуть требуемой жесткости анкеровки. Это наблюдается в конструкциях, воспринимающих нагрузки типа импульса (шаботы), где мгновенное приложение нагрузки (удар) к металлической закладной плите вызывает большие отрывающие усилия (рис. 30).
Рис. 29. Станина пресса ТЖ-600 |
Для равномерного распределения усилия обжатия, передаваемого на бетон от предварительно напряженной арматуры, под анкерами устанавливают металлическую плиту. Нередко в железо - 60
бетонных конструкциях машин эта металлическая плита является рабочей или привалочной поверхностью. Поэтому анкеровка предварительно напряженной арматуры в таком случае имеет свои особенности. Если железобетонная деталь имеет металлические закладные части на противоположных гранях, то анкеровать предварительно напряженную арматуру можно образованием
Рис. 31. Конструктивное решение анкеровки закладной детали планшайбы карусельного станка диаметром 8000 мм: |
І — планка; 2, 5—закладная деталь; 3 — арматура; 4 — каналообразо - ватель
Ниши в одном из металлических листов. К другому листу стержень приваривают, еели это стержневая арматура. В случае пучковой арматуры ниши делают в обоих закладных частях, а поверх ниши крепят металлический лист. Размеры ниши обусловливаются раз-
На рис. 31 показана анкеровка предварительно напряженной арматуры планшайбы карусельного станка 0 8000 мм, выполненной СКБ-4 (г. Коломна).
Рис. 30. Анкеровка металлической закладной детали предварительно напряженной арматурой |
В деталях, условия эксплуатации которых позволяют располагать анкеры на ее поверхности, анкеровку преднапряженной арматуры можно выполнять снаружи, как показано на рис. 32, а. Если во время эксплуатации анкеры и преднапряженная арматура могут получить повреждение, то в этих случаях анкеры ограждают
защитным кожухом (рис. 32, в). Анкеры преднапряженной арматуры в конструкциях, где их возвышение над поверхностью недопустимо, могут располагаться в нишах (впотай), создаваемых металлическими закладными частями (рис. 32, б). На рис. 33 по
-35 |
Рис. 33. Анкеровка предварительно напряженной арматуры в железобетонной поперечине карусельного станка: |
I — стакан; 2 — вннт; 3 — фланец; |
I — стакан; 2 — вннт; 3 — ф. 4 — шайба; 5— труба |
Казаны анкеровка предварительно напряженной арматуры поперечины карусельного станка 0 8000 мм.
Конструирование арматурных элементов, типы анкеров и захватных приспособлений, расположение арматуры в конструкциях и многие другие вопросы конструирования рассмотрены в специальной литературе и обусловлены указаниями СН и П [37].
І
ГЛАВА III