КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ
Бетон—это искусственный камень, получающийся при затвердении смеси, составляемой из цемента, воды, песка и щебня.
Основными вяжущими для изготовления железобетонных деталей машин являются: портландцемент, быстротвердеющий портландцемент (БТЦ), глиноземистый цемент и пуццолановый портландцемент.
Для изготовления железобетонных деталей машин целесообразно применять цементы высоких марок (500—800). Для изделий, твердеющих в естественных условиях, нужны быстротвер- деющие цементы. Мелкий заполнитель для бетона — песок применяется: речной, морской и горный. Мелкий заполнитель должен удовлетворять требованиям ГОСТа 2781—50. Рекомендуется применять крупнозернистые и среднезернистые мытые кварцевые пески с модулем крупности 2,4 и более.
Крупным заполнителем для бетона является щебень. Применение гравия не рекомендуется. Фракцию крупного заполнителя выбирают исходя из размеров отдельных элементов железобетонных деталей (полок, стенок, ребер) и насыщенности этих деталей арматурой. Максимальный размер фракции щебня не должен превышать 3/4 наименьшего расстояния между стержнями арматуры. Содержание в крупных заполнителях глинистых и пылевидных частиц должно составлять не более 1 % (по весу). Для изготовления железобетонных деталей машин рекомендуется использовать щебень из естественных каменных материалов прочностью не ниже 1000 кГІсм2. Вода для затворения бетона не должна содержать масел, щелочей и других вредных примесей.
I |
Для деталей машин из обычного и предварительно напряженного железобетона применяют тяжелые бетоны (объемным весом 2300—2400 кг/м3) следующих марок:
Для станин:
Металлорежущих станков прессов и клетей.... плит
Марка бетона
Для шаботов молотов.......................................................... 600—800
Для деталей:
Прокатного оборудования (типа рам рольгангов) . 400—500 сборочных приспособлений 200—300
К базовым деталям машин (станины металлорежущих станков и др.) предъявляются требования стабильности их геометрических размеров и формы в течение длительного времени эксплуатации. Бетоны высоких марок менее подвержены усадке и ползучести, поэтому их целесообразно применять для изготовления базовых железобетонных деталей.
В бетоне базовых деталей крупных машин (тяжелые и сверхмощные прессы) должно быть малое тепловыделение при его твердении, так как большие разности температур, возникающие при последующем наружном охлаждении, приводят к деформациям и напряжениям. В результате на наружных поверхностях появляются трещины.
Бетон в железобетонных деталях должен быть максимально плотным. Это достигается применением жестких бетонных смесей с водоцементным отношением от 0,31 до 0,42 и тщательным виброуплотнением.
Бетоны должны хорошо противостоять ударным нагрузкам и обладать повышенной выносливостью и сопротивлением растяжению. Они должны быть стойкими к вредным воздействиям агрессивных сред (масел, эмульсий, щелочей, кислот и др.) и повышенным температурам.
На вибрированные бетоны высоких марок (400 и выше, водо - цементное отношение 0,31—0,42), как показали исследования авторов, масляные и эмульсионные среды не оказывают существенного влияния.
Таблица 1
Пределы прочности бетона для основных видов напряженного состояния
„ к («Л
Внд напряженного состояния |
Условные обозначения |
Проектная марка бетона |
По прочности на сжатие |
||||
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
||
Сжатие осевое |
|||||||
(призменная проч |
|||||||
Ность) ... ... |
RH |
142-Ю6 |
206-105 |
274-10» |
343-10» |
411-10» |
480-10» |
Сжатие при из |
По |
(145) |
(210) |
(280) |
(350) |
(420) |
(490) |
Гибе |
RH |
176-10» |
254-10» |
343-10s |
431-10» |
510-10» |
588-10» |
Растяжение. . . |
(180) |
(260) |
(350) |
(440) |
(520) |
(600) |
|
RH |
15.7-Ю5 |
20.6-10" |
24.5-10» |
27,4-10» |
29.4-10» |
31,4-10» |
|
Р |
(16) |
(21) |
(25) |
(28) |
(30) |
(32) |
Прочность бетона зависит От качества цемента, заполнителей, состава бетона, водоцементного отношения, способа приготовления и уплотнения, возраста и условий его твердения.
Марку бетона выбирают в каждом конкретном случае, исходя из технико-экономических соображений, в зависимости от назначения железобетонной детали, условий ее работы, способа изготовления, транспортировки и монтажа. В табл. 1 приведены проектные марки бетона по прочности на сжатие и соответствующие им нормативные сопротивления бетона на осевое сжатие (призменная прочность), растяжение и сжатие при изгибе. Прочность бетона при скалывании в 1,5—2 раза выше прочности бетона при растяжении. Предельная сжимаемость бетона е"/ = ==0,002 (2 мміпог. м). Предельная растяжимость бетона є£рр = = 0,00015(0,15 мміпог. м). Коэффициент линейного расширения Рис. 6. График зависимости между бетона принимают а = 1-Ю"5. деформациями и напряжениями Между деформациями и напряжениями в бетоне имеет место нелинейная зависимость (рис. 6). Модуль упругости бетона — величина переменная, зависящая от величины напряжений и других факторов.
Начальный модуль упругости бетона Еб соответствует лишь мгновенному загружению образца, при котором имеют место только упругие деформации. Величины модулей упругости Еб различных марок бетона при сжатии и растяжении приведены в табл. 2. Модуль сдвига бетона G6 = 0,43Еб, где Еб — начальный модуль упругости бетона при сжатии. Деформации ползучести и усадки в бетоне зависят от водоцементного отношения, возраста бетона, влажности окружающей среды и других факторов [36, 32, 21 ]. Бетон, как и другие материалы, при переменных
Таблица 2 Начальные модули упругости бетона при сжатии и растяжении £0-в (кГ/см2)
|
Нагрузках имеет более низкую прочность, чём при однократном приложении нагрузки, постоянной по величине.
Выносливость бетона зависит в основном от пределов изменения нагрузки.
Проф. Берг О. Я. отмечает, что предел выносливости при сжатии и растяжении неармированного бетона и изгибе бетонных балок за полный асимметричный цикл нагрузки в среднем составляет 50—55% соответствующего предела прочности бетона при статическом нагружении до разрушения. На предел выносливости бетона влияют сроки и условия его хранения. Предел выносливости с ростом возраста бетона увеличивается, а с ухудшением условий хранения снижается [2,25].
Арматура в виде стальных стержней, пучков, сеток или каркасов применяется для армирования бетона и располагается главным образом в тех частях конструкции, которые подвержены растягивающим усилиям.
Стали для армирования железобетонных конструкций должны удовлетворять основным техническим требованиям, регламентированным нормамиапроектирования.
В зависимости от основной технологии изготовления арматурная сталь разделяется на две основные группы: горячекатаную стержневую и холоднотянутую проволочную, а в зависимости от профиля — на гладкую и периодическую.
Механические характеристики основных видов арматурных сталей, применяемых в деталях машин из обычного и предварительно напряженного железобетона, приведены в «Строительных нормах и правилах» (СН и П) [40].
Чугун (ГОСТ 1412-54) широко применяют для изготовления литых закладных частей железобетонных деталей машин. Области его применения приведены в табл. 3.
Для отливок закладных частей можно применять также высокопрочный чугун с шаровидным графитом (ГОСТ 7293—54).
Сталь, применяемая в закладных частях железобетонных деталей машин, должна обладать хорошей свариваемостью, так как большинство соединений деталей этих машин осуществляется сваркой.
При выборе марки стали для закладных частей необходимо руководствоваться следующим: при возможности шире применять углеродистую сталь обыкновенного качества Ст. 3 и углеродистые конструкционные 15,35 и 45; в сварных конструкциях следует применять углеродистые стали марок Ст. 3, Ст. 5, Ст. 6, 15, 35, 45, 60 Г; в литых конструкциях — применять стали марок: 25Л, 35Л, 40Л, 40ГЛ, 45Л, 45ГЛ, 55Л.
Металлопрокат тоже широко применяют для изготовления закладных частей. Например, прокатная угловая равнобокая сталь (ГОСТ 8509—57) и неравнобокая (ГОСТ 8510—57), горячекатаные трубы диаметром 60—120 мм (ГОСТ 8732—56) из мате - 12
Марка чугуна |
Требования к закладным частям |
Изготовляемые закладные части |
СЧ 32-52 СЧ 21-40 СЧ 18-36 СЧ 15-32 СЧ 12-28 |
Условные напряжения изгиба до 500 кГ/см2 Условные удельные давления между трущимися поверхностями >20 кГ/см2 Условные напряжения изгиба до 300 кГ/см2 Условные удельные давления между трущимися по1 верхностями }>5 кГ/см2 Средняя прочность и хорошая обрабатываемость Условные напряжения изгиба до 100 кПсмг Удельные давления между трущимися поверхностями <5 кГ/см2 Слабонагруженные детали |
Закладные части прессов Направляющие револьверных автоматических, токарных и других интенсивно нагруженных станков Направляющие, плиты долбежных, строгальных и расточных станков Направляющие металлорежущих станков Плиты, платики станин станков, рам рольгангов, опорных плит Закладные части сложной формы, тонкостенные отливки с большими габаритными размерами Закладные части стендовых и других плит Платики небольших размеров большинства железобетонных деталей машин |
Таблица З |
Область применения наиболее распространенных марок серого чугуна |
Риала Ст. 3 и Ст. 10, тонколистовая (ГОСТ 3680—57), толстолистовая (ГОСТ 5681—57) сталь и др.
Железобетон представляет собой конструктивное сочетание двух материалов: бетона и стали, которые работают совместно. Это обеспечивается сцеплением бетона с арматурой и конструктивным зацеплением арматуры в бетоне. Физико-механические свойства железобетона зависят от свойств составляющих материалов, но не аналогичны им. Усадка железобетона примерно вдвое меньше, чем усадка бетона.
Для тяжелого железобетона коэффициент укорочения от усадки Еу. а = 0,00015. Применяя безусадочный и расширяющийся цемент для изготовления железобетонных деталей, можно исключить деформации усадки в бетоне.
При длительном действии нагрузки в железобетоне развиваются деформации ползучести, являющиеся следствием ползучести бетона. Однако свободным деформациям ползучести бетона препятствует стальная арматура.
Подробные сведения о ползучести железобетона изложены в специальной литературе [21, 28, 36].
При продолжительном воздействии на железобетон ВЫСОКИХ температур в нем возникают значительные внутренние напряжения из-за различия коэффициентов линейного расширения цементного камня, заполнителя и стальной арматуры.
При температуре до 373,15° К (100° С) деформации и дополнительные напряжения в железобетонных деталях невелики и не приводят к снижению их прочности. Некоторое снижение прочности бетона наблюдается в интервале температур от 473,15° К (200° С) до 573,15° К (300° С). Нагревание бетона до 673,15° К (400° С) вызывает снижение его прочности в 2 раза, а до 773,15° К (500° С) до 3 раз.
Железобетонные детали машин, подвергающиеся в процессе эксплуатации постоянному воздействию повышенных температур, должны быть изготовлены из жаростойких бетонов или иметь специальную защиту в виде изоляции {21, 38, 39].
Для получения жаростойкого бетона применяют заполнители, имеющие достаточную степень жаростойкости и малый коэффициент температурного расширения. В качестве вяжущих применяют глиноземистый цемент, портландцемент и жидкое стекло.
Данные по техническим требованиям к основным свойствам жаростойких бетонов приведены в табл. 1 приложения [39]. (стр. 196).
Для предотвращения коррозии бетона и арматуры предусматриваются соответствующие мероприятия, учитывая степень агрессивности сред. Одним из основных мероприятий по повышению коррозионной стойкости бетона является повышение его плотности. Большое значение имеет выбор вида цемента и подбор состава бетона с учетом агрессивности среды. Для защиты арматуры от коррозии необходимо, чтобы толщина защитного слоя бетона у арматуры была не менее предусмотренной нормами [37]. Бетон в защитном слое должен быть плотным, без раковин и других дефектов, повышающих степень его проницаемости. От среды большой агрессивности поверхности железобетонных деталей необходимо защищать покрытиями.
Обычные строительные железобетонные конструкции нормально работают при наличии трещин в растянутой зоне. В железобетонных деталях машин трещины недопустимы. Если этого достичь не удается в обычном железобетоне, применяют предварительно напряженный железобетон. Детали из него проектируются, как правило, так, чтобы при эксплуатационных нагрузках они работали без трещин в растянутой зоне или чтобы растягивающие напряжения в бетоне не появлялись.
В машиностроении из обычного железобетона изготавливают базовые детали станин металлорежущих станков, подмоторные плиты, а из предварительно напряженного — станины прессов, клетей прокатных станов и другие базовые детали. 14