Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ТИПОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Типовые испытания гиромоторов проводятся в тех случаях, которые были указаны выше: а) при выпуске нового типа; б) при изменении конструкции, технологического процесса или материала, если в любом из этих случаев изменения влияют на эксплуатационные характеристики гиромотора; в) при освоении изготовления гиромоторов на другом заводе; г) при серийном выпуске гиромоторов (один раз в годили в другие особо оговоренные ТУ на данный тип сроки).
Типовые испытания в случаях, указанных в п. «б», и «в», могут проводиться не по всем пунктам.
Типовые испытания имеют целью: 1) установить соответствие данного типа гиромотора требованиям технических условий, по которым он изготовлен; 2) выявить характеристики и параметры, имеющие значение с точки зрения их практического применения; 3) контроль за правильностью хода производства; 4) выявить достоинства нового или модернизированного гиромотора по сравнению с существующими аналогичными конструкциями.
Для типовых испытаний работниками отдела технического контроля отбираются гиромоторы, выдержавшие контрольные испытания. Количество гиромоторов, которое подвергается типовым испытаниям, обычно оговаривается в технических условиях. Для испытания долговечности используются гиромоторы, прошедшие контрольные испытания, но не подвергавшиеся типовым испытаниям по каким-либо параметрам.
Типовые испытания проводятся по программе контрольных. Дополнительно гиромоторы испытываются: 1) при повышенной температуре; 2) при пониженной температуре; 3) при вибрации; 4) при повышенной влажности; 5) на величину температуры перегрева; 6) на долговечность.
Результаты типовых испытаний гиромоторов заносятся в протокол типовых испытаний. Результаты испытаний долговечности оформляются отдельным протоколом.
Результаты типовых испытаний гиромоторов при серийном производстве действительны для гиромоторов, изготовленных с момента окончания данных типовых испытаний до момента окончания следующих.
Если при типовых испытаниях обнаружено, что один или несколько гиромоторов не удовлетворяют одному из требований технических условий, предъявляемых при этих испытаниях, типовые испытания этого гиромотора или нескольких гиромоторов должны быть прекращены и гиромоторы должны быть подвергнуты исследованиям с целью выяснения причин, вызвавших ненормальную работу. От партии серийных гиромоторов отбирается удвоенное количество, над которым проводятся повторные типовые испытания.
Испытания при повышенной температуре
Для типовых испытаний гиромоторов в среде с температурой выше нормальной применяются термостаты с электрическим подогревом, позволяющие доводить температуру испытуемых гиромоторов до определенной величины и поддерживать ее во время испытания.
Один из термостатов изображен на рис. 131. Размеры термостата должны быть такими, чтобы между его стенками и испытуемыми гиромоторами был зазор не менее 50 мм. Термостат оснащают
Рис. 131. Термостат. 1 — дверцы; 2 — окно; 3 — термометр; 4 — отверстие для выводных концов обмоток; 5 — полка; 6 — спираль |
Термометром или термопарой, погрешность которых допускается не выше +0,2°. Пределы измерения температуры должны соответствовать температурам, при которых испытываются гиромоторы согласно техническим условиям. Термометр имеет паспорт проверки с таблицей поправок. Испытывая гиромоторы при повышенной температуре, к клеммам, к которым подключена статорная обмотка, подключают или припаивают выводные концы, которые через отверстия выводят из термостата. Испытуемые гиромоторы устанавливают внутри термостата на полках. Выводные концы от каждой фазы выводятся на пульт, где обеспечивается включение в каждую фазу амперметра соответствующей точности. После пребывания гиромоторов в течение 2 час. в термостате с необходимой для данного типа гиромотора температурой на статорные обмотки подается рабочее напряжение нормальной частоты. Измеряют в каждой фазе силу потребляемого тока после 4 мин. работы и затем через 10 мин. после включения гиромотора. Измерение производят в каждой фазе гиромотора, включая амперметры в соответствующие фазы на пульте. Гиромотор считается выдержавшим испытания при повышенной температуре, если токи во всех фазах после 4—10-минутной работы соответствуют указанным в технических условиях.
Испытания при пониженной температуре
Для испытания гиромоторов при пониженной температуре применяют холодильные установки с испытательными камерами. Принципиальная схема установки изображена на рис. 132.
Установка состоит из камеры, компрессора, конденсатора и трубопровода с дроссельным вентилем. Внутреннее пространство испытуемой камеры защищено от влияния наружной температуры изоляцией. Незначительное количество тепла, проникающее через
изоляцию, а также тепло, выделяемое внутри испытательной камеры гиромоторами, отводится хладоагентом, испаряющимся в испарителе. Низкая температура в испарительной камере достигается с помощью компрессорной холодильной машины, принцип работы которой виден из рисунка. Из конденсатора жидкий хладоагент (обычно в качестве хладоагента применяют фреон № 12) под давлением конденсации поступает к регулирующему вентилю, где дросселируется до низкого давления и под влиянием притока тепла превращается в испарителе в пар. Пар непрерывно отсасывается компрессором, сжимается и вновь превращается в жидкость в конденсаторе, благодаря отводу тепла водой. Так происходит охлаждение внутреннего помещения испытательной камеры по круговому процессу хладоагента. Установка оснащается автоматическими приборами, посредством которых охлаждение испытательной камеры и затем поддержание необходимой температуры для испытания гиромоторов производится автоматически с записью температуры на ленту.
Рис. 132. Схема холодильной Установки. 1 — камера; 2 — испаритель; 3 — изоляция; 4 — дроссельный вентиль; 5 — охлаждающая вода; 6 — конденсатор; 7 — лладоагент; 8 — компрессор |
4 |
Гиромоторы помещаются в камеру; их клеммы присоединяются к проводникам, выходящим через отверстия в стенках камеры. Проводники присоединяются к клеммам высокочастотного генератора, находящегося в пульте. Схема пульта такова, что в каждую фазу статорной обмотки любого гиромотора может быть включен амперметр, измеряющий силу тока в фазе во время испытаний. Когда гиромоторы в камере установлены и подключены к пульту дверь камеры плотно закрывают, включая компрессор установки и понижают температуру в камере до указанной в технических условиях для данного типа гиромотора. При этой температуре гиромоторы выдерживают в течение 2 час.; затем включают статорные обмотки в сеть высокочастотного генератора, добиваясь необходимого напряжения при помощи включенного в схему регулировочного реостата и вольтметра. По истечении 10 мин. после включения и затем после 20 мин. работы гиромоторов измеряют силу тока в каждой фазе гиромотора. При низкой испытательной температуре роторы некоторых гиромоторов начинают вращаться только по истечении 10 мин. после подачи напряжения на статорные обмотки. Гиромоторы при трогании потребляют максимальный ток, по ве
личине которого и времени разгона судят о качестве смазки шарикоподшипников, величине осевого натяга, правильности и точности сопряжения узлов, наличию перекосов при их сборке.
Для определения времени разгона следует включить секундомер в момеит подачи гиромотору, находящемуся в камере, необходимого напряжения от высокочастотного генератора. По прошествии 10 мин. работы гиромотора необходимо измерить силу тока во всех трех фазах. Затем после 20 мин. работы гиромотора также измеряют силу тока во всех трех фазах. Величина токов, полученная при первом измерении, не должна превышать силу токов, полученную при втором замере более чем на определенную величину (устанавливаемую для каждого типа гиромотора). Если это не соблюдено, то считается, что гиромотор не отвечает установленным требованиям. Если токи при трогании или при работе после разгона гиромотора окажутся больше допустимых, указанных в технических условиях для данного типа, гиромотор считается не выдержавшим испытания при пониженной температуре. Дальнейшим испытаниям гиромотор не подвергается. Всесторонне исследуют причины, вызвавшие недопустимую величину тока.
Испытания при вибрации
Механические испытания гиромоторов при вибрации производятся на столе вибрационной установки (рис. 133). Гиромоторы
Устанавливаются в вертикальном положении, в подставках. Испытание гиромотора, когда ось его ротора находится в вертикальном положении, является самым тяжелым, так как усилия от веса ротора передаются одному шарикоподшипнику и резьбовым соединениям.
Перед испытанием стол установки предварительно настраивается на необходимую амплитуду и частоту при эквивалентном грузе, равном весу испытуемого гиромотора. К клеммам гиромотора подключаются проводники, по которым на обмотки статора и подается напряжение от высокочастотного генератора. После 4-минутной работы гиромотора включают электродвигатель вибрационной установки. Время испытания, амплитуда и частота вибрации указываются в технических условиях.
3 |
Рис. 133. Схема вибрационной установки. 1 — эксцентрик; 2 — стержень; 3 — стол; 4 — рама; 5 — регулятор амплитуды колебания; 6 — направляющие |
После истечения установленного времени вибрационная уста
новка останавливается и статорные обмотки гиромотора отключаются. Когда ротор полностью остановится, гиромотор снимают с приспособления и подвергают проверке по пунктам контрольных испытаний. При внешнем осмотре обращают внимание на качество резьбовых и других соединений, Не должно быть каких-либо повреждений их.
Рис. 134. Гигростат. 1 — дверца; 2 — камера; 3 — вентилятор; 4 — смотровое окно; 5 — поддон |
Проверив внешний вид, гиромоторы устанавливают в горизонтальном положении в гнезда испытательного пульта. Статорные обмотки подключают, в соответствии с маркировкой фаз, к клеммам пульта таким образом, чтобы вращение ротора было по часовой стрелке, если смотреть на него со стороны корпуса. На пульте производят проверку (по методике, описанной при рассмотрении предварительных и контрольных испытаний) силы тока в каждой фазе, скорости вращения ротора, времени выбега при нормальной частоте и напряжении. Полученные величины не должны отличаться от результатов контрольных испытаний. Определяя величину неуравновешенности ротора после испытания на вибрацию, гиромотор устанавливают на балансировочную машину и по описанной выше методике при рабочих оборотах определяют величину неуравновешенности ротора. Величина неуравновешенности со стороны крышки и со стороны корпуса не должна быть больше полученной при контрольных испытаниях.
Испытания при повышенной влажности
Испытания при повышенной влажности производятся в гигростате (рис. 134). Гигростат состоит из теплоизолированной камеры, имеющей плотно закрывающиеся дверцы и стекла в боковых стенках для наблюдения за происходящим внутри камеры. Объем камеры должен не менее чем в два раза превосходить объем всех одновременно испытуемых гиромоторов. На дно камеры ставится металлический поддон, в который на высоту не менее 40 мм наливают пресную или подсоленную (морскую) воду. Поверхность водяного зеркала в гигростате должна быть больше площади горизонтальной проекции всех испытуемых гиромоторов не менее чем на 20%. Нижняя часть гиромоторов должна находиться на расстоянии примерчс 200 мм от поверхности воды.
Влажность измеряется психрометром, установленным внутри гигростата на высоте около 300 мм над уровнем воды. Можно также
измерять влажность двумя термометрами. При этом шарик одного из термометров обертывается марлей, концы которой погружаются в сосуд с водой. В остальном влажность определяется так же, как и при измерении психрометром.
Для получения возможно более равномерной температуры и влажности в гигростате рекомендуется защищать его тепловой изоляцией, а воздух внутри гигростата перемешивать при помощи вентилятора, установленного в верхней стенке камеры.
От каждого гиромотора, установленного в гигростат, выводится наружу два провода: провод, имеющий сопротивление изоляции не менее 100 мегом, соединяется с одной из фаз гиромотора, а второй — с корпусом.
При укладке гиромоторов на полку провода выводятся через отверстия камеры наружу; затем гигростат закрывается и. установленные в него гиромоторы выдерживаются в течение времени, указанного в технических условиях, при относительной влажности 95 ± 3% и температуре +20 +5° С.
После указанного времени, не вынимая гиромоторов из гигростата, измеряют сопротивление изоляции токоведущих частей гиромотора относительно корпуса, для чего провода, выходящие из гигростата от одной из фаз, и провода, присоединенные к корпусу каждого испытуемого гиромотора, подключают к клеммам меггера, развивающего 100 мегом. Величину сопротивления изоляции отсчитывают по шкале мегомметра не менее чем через 3 сек. от начала вращения ручки; величина сопротивления изоляции должна соответствовать указанной в технических условиях.
Проверив сопротивление изоляции, открывают крышку гигростата и вынимают из него гиромоторы. Гиромоторы, сопротивление которых выдержало испытания, устанавливают на испытательный пульт и проверяют у них при нормальном напряжении и частоте силу тока в каждой фазе, скорость вращения ротора и время выбега по методике и приборами, описанными при рассмотрении предварительных испытаний. Измеренные величины не должны отличаться от результатов контрольных испытаний.
Определение температуры перегрева
Температуру перегрева обмотки статора гиромотора определяют методом сопротивления, состоящем в определении температуры по изменению омического сопротивления при нагревании. Этот метод дает среднюю температуру обмотки статора, которая, естественно, ниже температуры наиболее нагретой точки обмотки. Средняя температура обмотки, измеренная методом сопротивления, обычно ниже ее наибольшей температуры в среднем на 8—10°. Определяя температуру перегрева обмотки статора, вначале измеряют омическое сопротивление двух фаз обмотки при нормальной температуре. Для этого гиромоторы должны быть не подключенными к сети в течение не менее 1 часа при той же температуре, при которой будет измеряться омическое сопротивление, т. е. при нормальной. Измерив омическое сопротивление обмотки статора, гиромоторы устанавливают на испытательный пульт, подключают обмотки статоров к клеммам пульта и дают повышенное напряжение нормальной частоты. В таком режиме гиромоторы должны работать непрерывно в течение 3 час.
По истечении 3-часовой работы гиромоторы по одному выключают и сразу же измеряют омическое сопротивление тех же двух фаз обмотки статора.
Необходимым условием правильного определения температуры перегрева является применение для измерения сопротивления в холодном и горячем состоянии одних и тех же мостиков, с одними и теми же соединительными проводами.
Несоблюдение этого правила может вызвать грубые ошибки в определении температуры перегрева, если даже мостик при вторичном измерении был взят более точным.
Величина температуры перегрева определяется по формуле, приведенной при описании предварительных испытаний.
Испытание долговечности гиромотора
Для типовых испытаний долговечности используются гиромоторы, прошедшие контрольные испытания, из партии гиромоторов, отобранных для типовых испытаний по всем остальным пунктам, Количество гиромоторов, отбираемое для испытания долговечности и продолжительности работы, при испытании для каждого типа гиромотора оговаривается в технических условиях для данного типа.
Целью испытания долговечности гиромотора, как и типовых испытаний по другим пунктам, является выявление соответствия данного типа гиромотора требованиям технических условий, по которым он изготовлен, после работы его в условиях, близких к эксплуатационным.
Основным узлом, определяющим' возможную продолжительность работы гиромотора, является подшипниковый узел и, в частности, шарикоподшипники. Вследствие этого условия испытания долговечности гиромоторов всегда стараются приблизить к нормальным условиям их работы в соответствующих приборах.
Испытания должны производиться в помещении с нормальной температурой, с приточной вентиляцией, обеспечивающей соответствующую чистоту воздуха. При отсутствии такого помещения испытания производят под стеклянным колпаком, под которым всегда должно быть небольшое избыточное давление, чтобы окружающий воздух с пылью не просачивался под колпак.
При испытании долговечности гиромоторы устанавливаются на испытательном пульте в горизонтальном положении на расстоянии, обеспечивающем беспрепятственное обдувание каждого из них воздухом. Для возможности измерения скорости вращения и времени выбега смотровые окна закрываются прозрачным материалом.
Обмотки статоров подключаются к соответствующим клеммам пульта и в них подается нормальное напряжение, с нормальной для данного типа гиромотора частотой.
Время запуска гиромоторов и количество проработанных часов записываются в специальный журнал. Гиромоторы должны непрерывно работать не менее 4 час. и не более 23 час. в сутки при круглосуточном испытании.
Так как основными узлами, ограничивающими работоспособность и долговечность гиромотора, служат шарикоподшипники, то в процессе испытания особое внимание обращают на их состояние.
Факторами, отмечаемыми при работе подшипникового узла, являются его температура и характер шума шарикоподшипников. Если в процессе испытания будет установлено, что температура подшипникового узла чрезмерно высока или что при работе шарикоподшипника возникает слишком сильный шум, то это заносится в журнал и за таким гиромотором ведется наблюдение.
Так как любая неисправность работы подшипникового узла вызывает увеличение потребляемого тока, то периодически измеряют токи в каждой фазе. В случае значительного увеличения тока гиромотор останавливают, считают его не выдержавшим типовое испытания на долговечность и выясняют причины повышенного расхода электрической энергии.
Нагрев подшипникового узла может быть вызван загрязнением шарикоподшипника посторонними частицами," загрязнением смазки, избытком или отсутствием смазки, дефектами установки, чрезмерным натягом шарикоподшипников, разрушением деталей шарикоподшипников и др.
Ненормальный шум шарикоподшипника может быть вызван его загрязнением, повреждением рабочих поверхностей или задеванием разрушенного сепаратора за кольца.
После работы гиромоторов в течение необходимого времени их останавливают, дают им возможность остыть до нормальной температуры и проверяют: внешний вид, силу тока в каждой фазе, скорость вращения ротора, время выбега, остаточную неуравновешенность, состояние деталей и узлов при разборке.
Проверка гиромоторов по перечисленным пунктам производится инструментом, приборами и по методике, описанной при рассмотрении предварительных и контрольных испытаний; результаты должны соответствовать полученным при контрольных испытаниях.
При разборке необходимо обращать внимание на состояние смазки и целостность деталей шарикоподшипников. Результаты испытания долговечности гироскопов оформляются протоколом.
Если при типовых испытаниях обнаруживается, что один или несколько гиромоторов не удовлетворяет какому-либо из требований технических условий, типовые испытания этого гиромотора или нескольких гиромоторов должны быть прекращены; испытания других гиромоторов должны продолжаться.
Гиромотор, не выдержавший типовых испытаний, должен быть исследован с целью выяснения причин, вызвавших его ненормальную работу.
Результаты исследования записывают в протокол с заключением о причинах, вызвавших нарушение работы гиромотора. Для повторных типовых испытаний берут удвоенное количество гиромоторов. По согласованию с заказчиком повторные типовые испытания могут производиться только по тем пунктам, которые не были выдержаны при первом типовом испытании.