Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
СМАЗКА ШАРИКОПОДШИПНИКОВ
Для шарикоподшипников гиромоторов применяются жидкие консистентные смазки и в особых случаях их смеси. Основным назначением смазки шарикоподшипников является:
А) уменьшение сил трения скольжения между телами качения (шариками) и сепаратором;
Б) уменьшение сил трения скольжения, возникающих вслед* ствие упругих контактных деформаций под действием нагрузки;
В) предохранение от коррозии высококачественных поверхно* стей качения, рабочих поверхностей колец, а также остальных по= верхностей;
Рис. 109. Устройство к сверлильному станку для предохранения шарикоподшипников от попадания в них стружки при высверливании металла в роторе |
Г) заполнение зазоров между вращающимися и неподвижными
деталями узла, что предохраняет шарикоподшипник от проникновения пыли, влаги и посторонних тел;
Д) содействие равномерному распределению тепла по всем частям шарикоподшипника и отводу из него тепла, развивающегося в результате работы трения.
Требования к смазкам
Применяемые для шарикоподшипников, монтируемых в гиромоторах, смазки должны удовлетворять следующим требованиям:^
А) консистентные смазки должны обладать химической и физической стабильностью;
Б) в смазке должны полностью отсутствовать механические примеси и вода; посторонние частицы, как бы малы они ни были, действуют как абразивный материал и ускоряют износ шарикоподшипников;
В) не вызывать коррозии и предохранять от нее; поэтому смазка не должна содержать свободных кислот или других корродирующих веществ, должна быть нейтральной или слабощелочной;
Г) обладать минимальным внутренним трением, обусловливающим при высоких оборотах значительные энергетические потери и, как следствие, высокую рабочую температуру шарикоподшипника;
Д) консистентные смазки должны обладать хорошими пластическими свойствами, позволяющими сопротивляться действию центробежных сил, стремящихся выбросить смазку из шарикоподшипника; они не должны расслаиваться на составные части и выделять мыло, которое, затвердевая, может вывести шарикоподшипник из строя (во время работы смазка должна сохранять начальную консистенцию, пластичность и неволокнистую структуру);
Е) смазка должна быть гладкой, неволокнистой, иметь однородную структуру и быть липкой, так как только липкие смазки смазывают рабочие поверхности тонким слоем и не разбрызгиваются под действием центробежной силы;
Ж) вязкость жидких минеральных масел и смесей консистентной смазки с жидким маслом не должна резко изменяться в процессе работы и при изменении температуры окружающей среды.
Смазки, применяемые в гиромоторах
В зависимости от условий работы и конструкции подшипникового узла для смазки шарикоподшипников гиромоторов могут применяться жидкие минеральные масла, смесь из жидкого масла с консистентной смазкой и консистентные смазки.
Жидкие смазки используются для карданных узлов и в гиромоторах с фитильной подачей смазки. В маломощных гиромоторах, где необходимо иметь незначительные потери от трения в шарико* подшипниках и в то же время обеспечить продолжительную работу без пополнения смазки, применяют смесь, состоящую из жидкой и консистентной смазок, взятых в определенном соотношении. Смесь должна обладать необходимой вязкостью, обеспечивающей невыте - каемость смазки из шарикоподшипника и незначительное увеличение трения в нем.
В большинстве конструкций гиромоторов применяются консистентные смазки, представляющие собой тонкую эмульсию минерального масла в кальциевом или другом мыле. Эксплуатационные качества консистентных смазок, т. е. температура плавления (каплепадения), консистенция или пенетрация и другие физико- химические свойства, зависят от количества и характера применяемого мыла, а также от входящего в состав смазки минерального масла. К преимуществам консистентных смазок можно отнести способность не вытекать из шарикоподшипника и хорошее заполнение зазоров между вращающимися и неподвижными деталями шарикоподшипников. К их недостаткам относятся большой коэффициент внутреннего трения и нестабильность качества.
Смазки не могут быть универсальными, и там, где одна смазка может дать хорошие результаты, другая может оказаться непригодной. Выбирая смазку для гиромоторов, следует тщательно рассмотреть условия работы узла шарикоподшипников и сопоставить их с характеристиками смазок.
При выборе смазки необходимо учитывать, в первую очередь, следующие факторы: 1) скорость вращения (число оборотов и размеры шарикоподшипника); 2) нагрузку на шарикоподшипник; 3) состояние окружающей среды; 4) рабочую температуру узла подшипников; 5) срок работы шарикоподшипника.
К основным параметрам смазки, которые должны соответствовать условиям ее применения, относятся температура каплепадения, пенетрация (консистенция), наличие кислот и щелочей, механические примеси, содержание воды, золы, корродирующее действие.
Температура каплепадения дает возможность судить о способности смазки сохранять свою консистенцию при рабочих температурах.
Вязкость смазки характеризуется скоростью ее истечения и определяется как отношение времени истечения определенного количества смазки через калиброванное отверстие ко времени истечения такого же количества воды через то же отверстие при определенной температуре. Чем больше вязкость, тем больше. и определяющее ее число. Вязкость не является постоянной величиной: с повышением температуры она уменьшается, причем характер уменьшения зависит от вида смазки.
Смазки характеризуются также физическими параметрами — кинематической вязкостью.
Кинематической вязкостью называют отношение динамической вязкости жидкости к ее плотности при температуре определения. За единицу кинематической вязкости принят стокс (cm); сотую долю стокса составляет сст.
Пенетрация характеризует консистенцию смазки и определяется на центрометре, действие которого основано на измерении глубины погружения конуса с углом 90° и еєсом 150 Г в испытуемую смазку в течение 5 сек. Пенетрация производится при определенной температуре (например 25°). Число десятичных долей миллиметра, на которое погрузился конус, представляет собой величину пенетра - ции, характеризующую данную смазку. Чем больше пенетрация, т. е. чем глубже конус погружается в смазку, тем последняя мягче.
Практическое значение пенетрации заключается в том, что она позволяет судить о возможности прохождения смазки к смазываемым поверхностям, а также о внутреннем трении, сказывающемся на работе гиромоторов и, в частности, на выбеге.
В практике изготовления гиромоторов при применении смазок на величину пенетрации не всегда обращают внимание, считая ее маловажной. Однако незначительное изменение ее величины может привести к забракованию отдельных партий гиромоторов. Так, на одном из заводов, изготовляющих гиромоторы, при испытании очередной партии было забраковано около 70% гиромоторов вследствие малой величины выбега. Последующие партии также браковались по этой же причине. На величину выбега, как известно, влияют многие параметры, например, качество шарикоподшипников, в частности обработка их беговых дорожек, величина осевого натяга и др.
Для выявления причины брака все параметры были тщательно проверены, на что ушло много времени. Оказалось, что завод—изготовитель смазки поставил партию консистентной смазки с меньшей пенетрацией, чем поставлялась ранее, поскольку техническими условиями допускались широкие пределы изменения величины пенетрации. После изготовления смазки с большей пенетрацией и использования ее в гиромоторах, величина выбега последних стала укладываться в заданные пределы.
Для гиромоторов, работающих с большими скоростями и нагрузками, в широком интервале температур смазка может быть окончательно выбрана только после испытания гиромоторов с рекомендуемой смазкой на долговечность в соответствии с требованиями технических условий.
Ниже приводятся характеристики некоторых смазок, применяемых для шарикоподшипников гироскопов.
ЦИАТИМ-201 (УТВМА) — универсальная, тугоплавкая, водостойкая, морозостойкая, активированная (ГОСТ 6267—52). Смазка консистентная, однородная, имеет цвет от светлого до темно-желтого. Рабочий интервал температур от —50 до +120°.
ЦИАТИМ-202 — однородная, мягкая, консистентная смазка, имеющая цвет от желтого до светло-желтого. Рабочий интервал температур от —50 до +150°. Поставляется по ТУ 517—54.
ОК. Б-122-7 — однородная консистентная смазка, состоящая из
Масла ОКБ-122-16, загущенного высокоплавким церезином и Стеарином. Рабочий интервал температур от —50 до + 120°. Поставляется по АМТУ 351-55.
Смазка ОКБ-122-12 — однородная, консистентная смазка, состоящая из масел ОКБ-122-14 и МС-14, загущенных высокоплавким церезином. Рабочий интервал температур от —60 до +120°. Поставляется по АМТУ 353-55.
Масло ОКБ-122-16 состоит из кремнеорганической жидкости и минерального масла высокой степени очистки. Рабочий интервал температур от —60 до + 100°. Применяется для карданных узлов и шарикоподшипников гиромоторов с фитильной подачей смазки.
Физико-химические свойства этих смазок даны в табл. 11. В маломощных гиромоторах для смазки шарикоподшипников применяют смесь консистентной смазки с жидким минеральным приборным маслом (МВП) или другими маслами типа ОКБ.
Например, применяется смесь из 90% масла МВП ГОСТ 1805—51 или ОКБ-122-16 и 10% консистентной смазки ЦИАТИМ-202, ТУ 517—54, составляемая на заводах, изготовляющих гиромоторы.
Консистентные смазки поставляются в алюминиевых тюбиках емкостью 50—100 г или, по согласованию с потребителем, в банках из белой жести весом не более 1 кг. Смазка поставляется вместе с паспортом, в котором указывается фактическое значение показателей, предусмотренных техническими условиями или ГОСТ.