Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
МЕРЫ ПО ПРЕДОХРАНЕНИЮ ОТ КОРРОЗИИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ГИРОМОТОРОВ
Детали гиромоторов, в особенности стальные, подвержены при их изготовлении коррозии вследствие наличия в окружающей среде агрессивных агентов, главным образом, влаги с растворенным в ней кислородом и другими газами. Взаимодействуя с поверхностью обрабатываемой детали, агрессивные агенты образуют коррозию на поверхности, а затем проникают и в глубь металла.
Возникновению и развитию коррозии на поверхности сталь - ' ных деталей гиромоторов в процессе их изготовления способствуют;
Влажный воздух в помещении цеха и промежуточных кладовых; загрязнение рабочих мест; грязные и потные руки рабочих; недостаточная чистота и отделка поверхностей деталей и инструмента; дефекты охлаждающих жидкостей при обработке; дефекты промывочных и смазочных материалов.
Меры предупреждения коррозии деталей гиромоторов должны приниматься в процессе изготовления и при межоперационном хранении и эксплуатации их в приборах. Поверхности деталей, зараженные коррозией при изготовлении, в дальнейшем могут быть только с большим трудом избавлены от нее, поэтому важно в процессе изготовления деталей соблюдать правила, предупреждающие появление коррозии. Операции изготовления стальных деталей гиромоторов, и в особенности окончательные, должны производиться в помещениях, где относительная влажность воздуха не превышает 50—60%.
При разработке мер предохранения от коррозии анализируют технологический процесс изготовления деталей гиромоторов, в особенности стальных, выявляют операции, наиболее опасные в отношении коррозии, и уточняют возможное время хранения деталей при выполнении отдельных операций и между ними.
Для предохранения деталей гиромоторов от коррозии в процессе их изготовления и хранения существует несколько составов антикоррозионных смазок и способов консервации.
Наиболее простыми и широко применяемыми способами кратковременной консервации и длительной защиты от коррозии является смазка вазелином, представляющим сплав твердых и жидких углеводов. Специальными исследованиями доказано, что при этом полная влагонепроницаемость достигается уже при толщине слоя в 20 мк. Исследования также показали, что слой обычной смазки толщиной 50—100 мк полностью предохраняет покрытую металлическую поверхность от проникновения диффундирующей влаги, а следовательно, и от коррозии.
При консервации стальных деталей необходимо иметь в виду, что если поверхность соответствующим образом не подготовлена и на ней имеются следы отпечатков пальцев или другие загрязнения, то нанесение слоя смазки не предохранит эту поверхность от коррозии, а, наоборот, коррозия будет интенсивно развиваться под слоем смазки. Поэтому поверхности, подлежащие консервации, должны быть тщательно очищены и обезжирены.
Антикоррозионное покрытие стальных деталей вазелином в процессе их изготовления и хранения выполняется следующим образом.
Окончательно механически обработанные детали гиромоторов очищаются от следов загрязнения слегка увлажненной бензином салфеткой, на которой они не должны после очистки оставлять следов загрязнения. Затем поверхности деталей обезжиривают бензином первого сорта. Обезжиривание производят протиранием поверхностей в ванночке с бензином, после чего детали сушат на воз - Духе до полного удаления запаха бензина.
Обезжиренные и высушенные детали или их поверхности, подлежащие консервации, покрывают с помощью марлевого тампона слоем вазелина. Покрытие может быть осуществлено также окунанием детали в ванну с нагретым до температуры 100—120° вазелином. Слой вазелина должен покрывать поверхность деталей равномерно, без пропусков. Под пленкой вазелина не должно быть никаких следов коррозии, загрязнений и отпечатков пальцев.
Пакеты статоров, механически окончательно обработанные, после очистки салфеткой, смоченной в бензине, закладывают в сушильный шкаф и сушат в течение пяти часов при температуре 120—140°, после чего вынимают, охлаждают до температуры окружающего воздуха и обезжиривают в бензине окунанием в ванночку или протиранием салфеткой, смоченной в бензине. Обезжиренные пакеты статоров и роторов покрывают тонким слоем'вазелина с помощью тампона или кисти, обертывают их папиросной бумагой и хранят в промежуточных кладовых. Законсервированные детали периодически просматривают и при обнаружении на поверхностях под смазкой коррозии консервируют повторно. Между операциями механической обработки и консервацией вазелином должно проходить нэ более 4 час. Лучшие результаты, чем консервация вазелином, дает консервация смазкой ЦИАТИМ-202 ТУ 517—54.
Для предохранения стальных деталей гиромоторов при изготовлении и межоперационном хранении применяют иногда более дешевый, менее трудоемкий и дающий удовлетворительные результаты способ консервации нитритом натрия. Консервация заключается в том, что чистые обработанные детали погружаются между операциями в ванну с нитритом натрия концентрации 5—10% при обычной температуре на время до 5 мин. При соприкосновении поверхностей стальных деталей с раствором образуется защитная пленка, которая в случае необходимости может быть удалена промывкой деталей в водных растворах (эмульсии, содовом и мыльном растворах). Пленка не растворяется в бензине и скипидаре, что для производства гиромоторов очень важно, так как их детали промываются бгнзином. Спирт-ректификат также не дает заметно быстрого растворения пленки.
Хорошо защищаются детали гиромоторов от коррозии при хранении их в эксикаторах со специальными влагопоглотителями. Между операциями механической обработки, доводки и сборки детали хранят в стеклянном эксикаторе, на дно которого насыпают силикагель — индикатор синего цвета, высушенный при температуре 120° в течение 2 час. Силикагель, находясь под стеклянным колпаком, поглощает влагу, вызывающую коррозию на деталях; по мере поглощения силикагель изменяет цвет, из синего превращается в розовый. Для восстановления способности поглощения влаги селикагель сушат при температуре 120° в сушильном шкафу в течение 2 час.
Для уменьшения коррозии деталей необходимо требовать от рабочих регулярного прополаскивания рук в 2%-ном растворе формалина.