Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
Материалы обмоток гиромоторов
Для обмоток статоров гиромоторов применяется проволока разных диаметров из электролитической отожженной красной меди.
До изготовления отечественной промышленностью проводов с винифлексовой и металвинной изоляцией для статорных обмоток применялся эмалированный провод марки ПЭЛ, ГОСТ 2773—51,
В Некоторых гиромоторах — провод ПЭЛШО (с шелковой изоляцией). В настоящее время статорные обмотки выполняются проводом марки ПЭВ-2 (ГОСТ 6324—52) и проводом с повышенной теплостойкостью, покрытым кремнийорганическим лаком, допускающим работу в интервале температур от — 60 до + 200° С.
Для пайки проводников друг к другу, припайки выводных концов и наконечников применяют мягкие припои, представляющие сплав олова и свинца с некоторым количеством сурьмы. Чем выше содержание олова в припое, тем более текучим он является и легче проникает в зазоры между спаиваемыми поверхностями. При изготовлении гиромоторов обычно применяют ПОС-61 и ПОС-40. При пайке применяют бескислотный флюс, состоящий из 30%-ного раствора канифоли в спирте.
Для обеспечения надежной работы гиромоторов при пониженной влажности в широком диапазоне температур согласно требованиям технических условий применяются при обмотках статоров изоляционные материалы класса А в соответствии с ГОСТ 183—55, с предельной температурой 105°.
В качестве пазовой изоляции, крайних изоляционных пластин пакетов статоров и для изолирования втулок под лобовые'части обмоток применяется электроизоляционный картон следующих марок:
ЭВ электрокартон воздушный, целлюлозный, вырабатываемый из древесной целлюлозы; в основном применяется для крайних пластин и изоляции втулок под лобовые части обмотки;
ЭВП — электрокартон воздушный, целлюлозный, прессованный. Вырабатывается из древесной целлюлозы или из хлопкового волокна и пропитывается. Применяется для пазовой изоляции;
ЭВТ — электрокартон воздушный, тряпичный, изготовляется на тряпичной основе. Применяется как механически прочный для пазовой изоляции в статорах с большим коэффициентом заполнения пазов проводом и там, где лобовые части обмоток подвергаются опрессовке.
Лакоткани представляют собой ткань, пропитанную лаками, образующими эластичную пленку с высокими электроизоляционными свойствами. В производстве гиромоторов применяется только светлая лакоткань желто-коричневого цвета, обладающая эластичностью, устойчивостью к действию воды, бензина, минеральных масел, марок ЛШ-1, ЛШ-2 и ЛШС. Черные лакоткани, как менее стойкие к бензину и минеральным маслам, не применяются. ЛШ-1 — лакоткань шелковая, светлая применяется для дополнительной пазовой изоляции. ЛШ-2 — лакоткань шелковая, светлая применяется как заменитель ЛШ-1. ЛШС-1 и ЛШС-2 — лакоткань шелковая, специальная, светлая применяется как заменитель ЛШ-1 и там, где требуется более высокая электрическая прочность.
Для пазовой изоляции последнее время в электрических машинах применяются новые изоляционные материалы, которые могут быть использованы и при производстве гиромоторов, как например:
Пленка из сколы лавлас, обладающая высокой механической и электрической прочностью при незначительной толщине, что уменьшает коэффициент заполнения паза.
ФторопластА (ВТУ М-549—54)—беловато-серая, слегка просвечивающаяся в тонком слое пленка, напоминающая на ощупь парафин. Обладает исключительно высокими диэлектрическими свойствами. Характерно, что эти свойства мало изменяются в широком интервале температур от — 60 до + 250° С. Пластик устойчив против различных крепких кислот и щелочей и не растворяется ни в одном из известных растворителей. Фторопласт-4 может быть использован для электроизоляции пазов статоров. Изоляция из него отличается несмачиваемостью и ненабухаемостью в воде, что позволяет использовать его в условиях высокой влажности. Фторо - пласт-4 отличается большой прочностью.
Стеклоэскапон ЛСЭ-19. В качестве изоляции нормальной теплостойкости шелковые и хлопчатобумажные лакоткани могут быть заменены стеклоэскапоновой лакотканью, обладающей по сравнению с ними более высокой диэлектрической прочностью, влаго - и теплостойкостью, при меньшей стоимости.
Гетинакс (ГОСТ 2718 — 54) представляет собой бумагу, пропитанную синтетическими термореактивными смолами типа бакелит и спрессованную в несколько слоев (в зависимости от требуемой толщины) при высоком давлении, определенной температуре и времени выдержки. Выпускается нескольких марок в виде листов разных толщин. В гиромоторах применяется для пазовых клиньев. Наиболее подходящими марками гетинакса для этой цели являются марки В и Б, как поддающиеся штамповке в нагретом и холодном виде.
Полихлорвиниловые трубки изготовляются из полихлорвиниловых смол с красителями и без красителей. Они применяются как дополнительная изоляция на выводных концах статоров гироскопов. Трубки применяются без красителей.
Нитки —применяются исключительно шелковые, как негигроскопические для оклетневки выводных концов обмотки у наконечников.
В качестве обмоточных проводов применяют ПЭВ-2 — проволоку, эмалированную винифлексом, двойную; ПЭВ-3 — проволоку, эмалированную винифлексом, тройную.
Кроме этих проводов, в гиромоторах, работающих при повышенной температуре, применяют провода с кремнийорганической изоляцией, марки ПЭТК4 (ТУО МС 505.037—56).
Для выводных концов от статорной обмотки применяют монтажные провода с шелковой и капроновой изоляцией марок МГШДО и МГШДОК:
МГШДО — провод многожильный, гибкий, с двойной обмоткой и оплеткой из натурального шелка;
МГШДОК — провод многожильный, гибкий, с двойной обмоткой и оплеткой из капрона;
МГВ — провод гибкий, многожильный, покрытый хлорвиниловой пленкой.