Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ВЛИЯНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА КАЧЕСТВО ГИРОМОТОРОВ
От качества обработанных поверхностей деталей гиромоторов и, в частности, от их микрогеометрии зависит качество подвижных и неподвижных посадок, прочность при динамических нагрузках, устойчивость против коррозии, износоустойчивость. Хорошее качество поверхности снижает потери энергии при работе деталей и придает им красивый внешний вид. Таким образом, качество обработанных поверхностей деталей гиромоторов влияет на точность, долговечность и надежность работы гиромоторов.
Влияние шероховатости поверхности на посадку сопрягаемых деталей
Качество посадки шарикоподшипниковых колец на шейки осей ротора и в гнездах крышек и корпусов значительно зависит от шероховатости обработанных поверхностей шеек'и гнезд. Все остальные неподвижные соединения деталей гиромоторов также не получают требуемой посадки при их сопряжении, даже при правильно выполненных размерах сопрягаемых поверхностей, если шероховатость их поверхностей выполнена на класс ниже.
При измерении диаметральных размеров деталей отсчет размера производится фактически по вершинам гребешков, которые при соответствующих напряжённых посадках сопрягаемых деталей сминаются. После этого диаметр отверстий увеличивается, а наружный диаметр сопрягаемой детали уменьшается.
Часто при большой шероховатости поверхностей бывает, что первоначально шарикоподшипниковые кольца надеваются на шейки оси ротора или входят в гнездо крышки либо корпуса с усилием, а после снятия их и вторичной установки на ту же шейку оси или в то же гнездо не обеспечивают достаточно прочной посадки, так как гребешки, по которым первоначально осуществлялась необходимая посадка, смялись и размеры деталей изменились. Такое явление может иметь место и при неоднократной сборке и разборке гиромоторов, при которой подшипниковые кольца снимаются с шеек оси ротора и вынимаются из подшипниковых гнезд в крышках и корпусах, а посадочный замок корпуса разъединяется с крышкой. Поэтому обычно в гиромоторах высокой точности посадочные поверхности доводятся до шероховатости 9—10-го классов.
Влияние на прочность
Имеющиеся на поверхности грубо обработанных деталей отдельные впадины и риски представляют собой как бы трещины, которые при переменной нагрузке постепенно увеличиваются, что приводит к поломке деталей. Особенно опасны поверхностные неровности при переходе от одного диаметра к другому, так как в этих местах обычно концентрируются напряжения. Наблюдается по той же причине заметное уменьшение сопротивления металла усталости
и в местах перехода от тонко обработанной поверхности детали к поверхности, обработанной более грубо.
Экспериментально, например, установлено, что прочность полированного образца на 10—15% выше, чем шлифованного.
Влияние на антикоррозионную стойкость
Исследованиями установлено, что коррозионная стойкость обработанных поверхностей находится в обратной зависимости от шероховатости их поверхности. Это объясняется тем, что влага и другие корродирующие вещества обычно скопляются во впадинах поверхностных неровностей, величина и количество которых больше у поверхностей, обработанных по низким классам чистоты. На рис. 18 представлена поверхность со впадинами, на дне которых скопляются корродирующие вещества; их действие распространяется в направлениях, указанных на рисунке стрелками. В результате коррозии гребешки отделяются от поверхности металла, после чего образуются новые неровности, и коррозия начинает распространяться от новых впадин.
Практика показывает, что получаемые в результате обработки поверхности с малой шероховатостью более длительное время не корродируют без покрытия, чем грубо обработанные поверхности. В силу этого детали гиромоторов, не имеющие антикоррозионных покрытий, должны обрабатываться с высоким классом чистоты.
Влияние на износ
Износ деталей всегда характеризуется значительным изменением размеров в первоначальной период, так как происходит интенсивное срабатывание гребешков. Если сопрягающиеся поверхности обработаны грубо и их гребешки достигают больших размеров, уже в самый начальный период происходит быстрое срабатывание гребешков, зазор между поверхностями сильно возрастает, а следовательно, точность работы прибора нарушается. Надежность работы и долговечность гироскопа в значительной степени зависят от сохранения в течение всего времени эксплуатации заданных конструкцией посадочных зазоров. Отсюда возникает необходимость обработки ответственных поверхностей деталей с высокими классами чистоты. Так, оси, чашки и беговые дорожки колец шарикоподшипников обрабатываются с шероховатостью 11—12-го, шарики — 12—14-го классов.
Рис. 18. Характер распространения коррозии |
Надлежащая шероховатость обработанных поверхностей деталей гиромоторов преследует также цель придания им хорошего внешнего вида, а малая шероховатость внутренних поверхностей корпуса, крышки и ротора необходима для уменьшения трения о
воздух при работе, а следовательно, и уменьшения мощности, потребляемой гиромотором.