Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГИРОМОТОРОВ

Точность, чувствительность и долговечность гироскопических приборов в основном зависят от конструкции гиромотора, точности изготовления его деталей и узлов, качества главных опор и вели­чины кинетического момента /й его ротора.

Рассмотрим некоторые конструкции малогабаритных гиромо­торов с электрическим приводом.

Электрические гиромоторы, работающие на постоянном и пе­ременном токе, представляют собой электродвигатели обращен­ного типа. У таких гиромоторов статор расположен внутри ротора, что дает увеличение момента инерции ротора, а следовательно, и его кинетического момента, от которого зависит, как указано выше, скорость прецессии гироскопа. Увеличение момента инерции ро­тора можно достичь увеличением его массы и распределением ее по возможности дальше от оси вращения. Возможности увеличения числа оборотов ротора ограничены долговечностью шарикопод­шипников главных опор, т. е. сроком их надежной работы в часах. Для сохранения стабильности показаний гироскопа необходимо постоянство кинетического момента ротора, что может быть обе­спечено только при постоянном числе оборотов ротора гиромотора. Поэтому при выборе гиромотора к нему предъявляются, в первую очередь, требования сохранения постоянства угловой скорости, независимо от нагрузки. Такими жесткими механическими харак­теристиками, достаточными для практического использования в ги - ромоторах, обладают электродвигатели постоянного тока с парал­лельным возбуждением и асинхронные двигатели переменного тока.

Гиромоторы постоянного тока (рис. 3) удобны в эксплуатации при наличии сети постоянного тока, так как их можно включать непосредственно в сеть и у них имеется только два токопровода. Существенными недостатками гиромоторов постоянного тока яв­ляются наличие коллектора, усложняющего его конструкцию, сравнительно быстрый износ коллектора и щеток, а также искрение скользящего контакта, вызывающее радиопомехи, поэтому гиро - моторы постоянного тока не нашли широкого применения в гиро­скопических приборах.

Широкое распространение получили электрогиромоторы пере­менного тока, представляющие собой трехфазный двухполюсный асинхронный электродвигатель, ротор которого с короткозамкнутой обмоткой и является ротором гироскопа, а статор с трехфазной

2

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГИРОМОТОРОВ

Рис. 3. Гиромотор постоянного тока.

1 — ротор с обмоткой; 1 — маховик; 3 — статор с катушками; 4 — гирокамера;

5 — щетка

Обмоткой располагается внутри ротора и крепится к крышке ги - рЬкамеры. Последняя крепится к корпусу гирокамеры, выполняю­щей одновременно функции внутреннего кольца карданова подвеса гироскопа. Статорная обмотка питается от специальных преобразо­вателей трехфазного тока повышенной частоты около 350—1000 гц, обеспечивая необходимые обороты, а следовательно, и необходимый кинетический момент ротора гиромотора.

На рис. 4 изображены некоторые конструкции малогабаритных электрогиромоторов переменного тока, применяемых в современ­ных гироскопических приборах. Как видно из рисунка, ьсе

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГИРОМОТОРОВ

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГИРОМОТОРОВ

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГИРОМОТОРОВ

Рис. 4. Гиромоторы переменного тока: а — с креплением крышки винтами; б — с креплением крышки внутренней резьбой; в — с че - чевицеобразным ротором и креплением крышки винтами

Гиромоторы имеют ротор 1, расположенный в гирокамере и состоящий из маховика 2, с запрессованным внутри пакетом магнитопровода 3, в пазы которого залита короткозамкнутая обмотка 4. На шейках оси ротора насажены шарикоподшипники 5. Внутреннее кольцо шарикоподшипника напрессовывается на шейки оси ротора с уси­лием, обеспечивающим прессовую посадку без деформации кольца, и дополнительно крепится гайкой 6.

Ротор своими шарикоподшипниками, называемыми подшипни­ками главных опор гироскопа, монтируется в гирокамере с одной стороны в отверстие корпуса 9 и с другой — в отверстие крышки 7. Крышка с корпусом гирокамеры соединяется при помощи винтов (рис. 4, а и 4, в), располагаемых по ободу корпуса, или с целью уменьшения размеров гирокамеры производится резьбовое соеди­нение (рис. 4, б).

В некоторых конструкциях гиромоторов гирокамера состоит из двух крышек и обода. Обод представляет кольцо шириной, равной длине маховика ротора, с отверстием, обеспечивающим свободное вращение ротора. К ободу, служащему внутренним кольцом кар­данового подвеса, с наружной стороны крепятся специальные цапфы 11. Крышки гирокамеры к ободу крепятся крепежными винтами, ввертываемыми непосредственно в обод кольца гирокамеры.

Для охлаждения обмоток гиромоторов на корпусе и на крышках гирокамер имеются специальные вентиляционные отверстия.

К крышке крепится пакет статора 12 с обмотками 8, который входит наружным своим диаметром в расточку пакета ротора со строго равномерным по всей окружности воздушным зазором. С наружной стороны в отверстия корпуса и крышки под шарико­подшипники главных опор в резьбовую часть их ввертываются специальные подшипниковые крышки 10, фиксирующие положение шарикоподшипников, а тем самым и ротор в гирокамере; при ма - гнетных шарикоподшипниках, кроме фиксации, устраняют осевой зазор и создают путем затяжки необходимый натяг шарикоподшип­ников. Натяг после нескольких часов работы уменьшается за счет приработки трущихся поверхностей. При дальнейшей работе на­тяг, или осевой зазор, изменяется незначительно и может считаться постоянным.

Как было рассмотрено выше, осевой зазор в главных опорах, вызывающий смещение центра тяжести гироскопа, обусловливает прецессионное движение. Для устранения осевого зазора и предо­хранения от возможного заклинивания при температурном расши­рении деталей опор в некоторых конструкциях предусматривают специальные пружинные температурные компенсаторы. При при­менении магнетных шарикоподшипников считают возможным не ставить компенсаторов, полагая, что линейное расширение оси и других деталей подшипникового узла вызовет лишь уменьшение осевого зазора и приведет к увеличению момента трения.

Шарикоподшипники гиромоторов работают с большими ско­ростями вращения, достигающими 30 ООО об/мин и более, Важное

Значение для их долговечности и антикоррозионной стойкости при­обретает качество и дозировка смазки. Для нормальной работы шарикоподшипников достаточно очень тонкого масляного слоя, чтобы качение шариков по беговым дорожкам и трение о сепаратор происходили в условиях режима жидкостного трения. Поэтому шарикоподшипники при работе должны быть всегда смазаны, а при окончательной сборке в них должно быть заложено строго определенное количество смазки. Кроме того, в расточку подшип­никовой крышки 10 должна быть заложена запасная смазка, которая, испаряясь, обволакивает масляным туманом все детали шарикоподшипников. В некоторых конструкциях гиромоторов пополнение смазки при работе обеспечивается закладкой в гнездо фитиля или фетровой шайбы, пропитанной жидкой смазкой. Су­ществуют конструкции, в которых смазка пополняется через спе­циальные воронки, предусмотренные в подшипниковых крышках.

Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ

ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

Одним из важных факторов, определяющих качество шарико­подшипников, применяемых в гиромоторах, является их вибра­ция при работе с оборотами, близкими к рабочим. По величине ви­брации можно определить качество, точность формы и размеров …

КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После проведения повторных 3-часовых испытаний гиромотор подвергается контрольным испытаниям, проводимым работниками отдела технического контроля завода в следующем объеме и после­довательности. Внешний осмотр Прошедший предварительные и повторные испытания гиромотор при контрольных …

Обработка цапф с корпусом

Перед креплением цапф к корпусу приклепывают заклепками фирменную планку. Цапфы перед креплением тщательно обезжи­ривают, протирая салфеткой, смоченной в бензине, и смазывают посадочные места антикоррозионной смазкой ЦИАТИМ-202. Обез­жиривают посадочные места в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.