НЕФТЯНОЙ БИТУМ И ОСТАТОЧНОЕ ТОПЛИВО
Он взбаламучен, и чистоты лишен, и красоты В Шекспир «Укрощение строптивой»
У нефтепереработчика есть две возможности для использования кубовых остатков — производство остаточного топлива и нефіяного битума. Выбор между этими возможностями определяется характеристиками исходной сырой нефти и потребностями рынка.
Нефтяные битумы представляют собой продукты, получаемые из остатков перегонки нефтей, крекинга и очистки масел. Их широко применяют в дорожном строительстве, при производстве кровельных материалов, лаков и т. д. В состав битумов входят в основном масла, смолы и асфальте - ны. — Прим. ред.
Нефтяные битумы содержат различные количества ас - фальтенов, состоящих из очень сложных молекул. Асфаль - тены — полиароматические соединения с высоким соотношением количества углеродных атомов к количеству водородных атомов, в которых бензольные кольца тесно прилегают друг к другу (конденсированные циклы). Химик-органик сказал бы что-нибудь вроде «2,2,3-триметил - пчелиные-соты». Молекулы этих веществ содержат обычно более 50 атомов углерода. Если содержание асфальтенов достаточно высоко, то такая остаточная фракция может служить прочным и стабильным связующим материалом, то есть битумом.
Содержание асфальтенов в битуме влияет на его твердость и температуру размягчения: чем больше в битуме асфальтенов,
Тем он тверже. Смолы повышают цементирующие свойства битума и его эластичность. Масла в битуме являются разжижающей средой, в которой растворяются смолы и набухают асфальтени. ~ Прим. ред.
Битумы можно разделить на четыре категории, хотя такое деление и не является строгим. Это — прямогон - ный нефтяной битум, окисленный битум (или асфальт), дистиллятный раствор битума и битумная эмульсия.
Прямогонный нефтяной битум
Остаток, который получается при глубокой вакуумной перегонке смолистых нефтей (при отборе 80—90% дистиллятов), можно непосредственно использовать как битум. Это — черное или темно-коричневое вещество, при
Комнатной температуре оно очень вязкое (густое) или твердое. Чем выше была температура на установке вакуумной перегонки нефти, тем больше вязкость битума.
Для характеристики этого вида битума используют два основных показателя: температура размягчения и пенет - рация (проницаемость). Температурой размягчения называют температуру, при которой предмет определенной формы и заданной массы начинает погружаться в битум. В наиболее распространенной методике используют стальной шар. Нефтяные битумы, поступающие в продажу, обычно имеют температуры размягчения около 25— 170°С (80—340° F).
Пенетрация является мерой твердости битума. Прибор для измерения этого показателя снабжен стальной иглой с тяжелой верхней частью. Пенетрацию определяют как глубину, на которую игла погружается в битум при заданной температуре за стандартный промежуток времени. Очень твердые битумы характеризуются нулевым значением пенетрации, а показатель для более мягких битумов достигает 250.
Производство широкого набора битумов на нефтеперерабатывающем заводе обеспечивается за счет смены режима. Например, некоторое время установка вакуумной перегонки работает на заполнение резервуара битумом с величиной пенетрации 40—50, после этого режим ее работы изменяют так, чтобы получался битум с величиной пенетрации 250, который заполняет новый резервуар. Смешивая эти два компонента непосредственно в емкости для транспортировки на грузовике, барже или в цистерне, можно получить продукт с любой заданной величиной пенетрации от 40 до 250.
Окисленный битум
Помимо повышения температуры вакуумной перегонки, имеется возможность изменять консистенцию мягких битумов химическим путем в воздуходувке. На этой установке остатки от переработки нефти или крекинг-остатки продувают горячим воздухом, в результате чего происходит химическая реакция. Кислород присоединяется к битуму, либо водород соединяется с кислородом и образует воду, которая затем испаряется. В результате получается более твердый и резиноподобный битум. Этот способ позволяет получить битумы с низкой величиной пе - нетрации и требует меньших затрат, так как при этом используется пек, содержащийся в сырой нефти.
Дистиллятный раствор битума
Для многих областей применения битума требуется, чтобы материал оставался текучим. Например, при строительстве дорог он должен хорошо смешиваться с гравием и песком. Поэтому асфальт обычно смешивают и укладывают при повышенных температурах. Чтобы упростить требования к оборудованию в местах укладки, отказавшись от работы при высоких температурах, и одновременно получить твердое и прочное покрытие, иногда в битум добавляют разбавитель. Разбавитель (или разжижи - тель) размягчает битум, что позволяет работать с ним при низких температурах. После укладки асфальта разбавитель испаряется и образуется прочное и твердое асфальтовое покрытие.
Время, за которое разбавитель испарится (оно обычно измеряется днями), зависит от того, какой именно продукт использовали для разбавления. Если требуется быстрое загустение битума (образование конечного твердого материала), то разбавителем должна служить достаточно легкая фракция, например, нафта. Если допустимо более длительное время загустения, то используют керосин. Тип разбавителя обычно находит отражение в маркировке дистиллятных растворов битума: БГ (быстрогустеющие) и СГ (густеющие со средней скоростью).
Использование дистиллятных растворов битума всегда было сопряжено с проблемами. В самом деле, разбавитель проходит через всю систему и уходит в никуда — это дорого. Кроме того, он уходит не в никуда, а в атмосферу, и, значит, загрязняет воздух.
Битумные эмульсии
Чтобы достичь той же гибкости в использовании оборудования и при этом избежать проблем, связанных с разбавителем, разработали производство эмульсий. Эмульсия — это смесь, содержащая 50—70% битума и 30—50% воды. Чтобы эти компоненты оставались в смешанном состоянии, добавляют эмульгатор, что-нибудь типа мыла. Хотя эмульгатор гораздо дороже, чем битум, его требуется всего один процент.
Из готового материала вода испаряется точно так же, как и разбавитель, и в результате образуется твердый асфальт. С эмульсиями можно работать при более низких температурах по сравнению со всеми остальными сортами битума, поскольку добавление воды для облегчения работы не требует больших затрат.
Для строительства дорог обычно используют мягкие битумы с индексом пенетрации 200—300. Для промышленных целей применяют материал, для которого эта величина составляет 40—50. Для кровельных материалов (гонт, толь, пергамин) и для настилки полов (влагонепроницаемые покрытия, плитка) битумы часто смешивают с глиной..
Один любознательный инженер обнаружил, что частицы битума в эмульсиях отрицательно заряжены, такие эмульсии называются анионными. Некоторые наполнители, которые используют в смесях с битумом, также отрицательно заряжены. Поэтому иногда оказывается трудно полностью смешать наполнитель с битумной эмульсией, особенно если это проделывают в сырую погоду, когда возможны электрические токи. Для борьбы с этим явлением придумали специальные эмульсии, в которых частицы битума заряжены положительно. Такие эмульсии, которые называют охотно совмещаются с наполнителем. Для дорожных работ в основном применяют катионные эмульсии.