Планирование предпринимательства. Бизнес-план
Как уже отмечалось, предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие из нас привыкли под навязчивым воздействием публицистики и вьевшейся неприязни к государственному плану и Госплану (уже бывшему) исходить из того, что план есть антитеза рынку, а рынок - плану. "Или план, или рынок", - такую прямолинейную монистическую мораль привыкли внушать рыночники-экстремисты ("предельщики"). Между тем и зарубежный опыт, и логика, и объективный анализ подсказывают другое.
Конечно, если иметь в виду директивный, адресный центральный план, воплощающий в себе командно-административные начала и сковывающий экономическую свободу первичных хозяйственных звеньев, то такой план рынок не приемлет. Но самопланирование на уровне хозяйственных ячеек, применительно к предпринимательской деятельности, необходимо и неизбежно и в условиях рынка. В этом одно из важных условий успеха и предотвращения неудач, снижения хозяйственного риска.
Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы осуществления отдельной сделки и проведения основных операций, составляющих сделку. Если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, то, планируя их во взаимодействии, приходится иметь дело с планированием предпринимательской деятельности как непрерывного процесса. По отношению к крупным и продолжительным сделкам и тем более экономическим проектам, направленным на получение дохода и прибыли-, предваряющая их осуществление разработка плана или программы действий - непременное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.
Поскольку деловое предпринимательство в той его части, которая непосредственно связана с задачей получения прибыли, правомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления предпринимательских проектов получили в зарубежной практике название бизнес-планов. В последнее время этот термин стал применяться и в отечественной практике. Более того, если ранее ни один серьезный проект не утверждался и не принимался к реализации без развернутого технико-экономического обоснования и программы осуществления, то теперь стало модным требовать бизнес-план как симбиоз программы и экономического обоснования.
Потребность в бизнес-планах становится все более понимаемой и воспринимаемой советскими экономистами. Вот что пишет по этому поводу кандидат экономических наук И. Липсиц: "Если вы начинаете без такого плана свое "дело", то скорее всего прогорите! Больше того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, желающим знать свои перспективы и четче понять свои задачи, а главное - вам самому. Чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на разумность, реалистичность" (Экономика и жизнь, N 33, август 1991).
От внимательного читателя, видимо, не ускользнул тот факт, что в ходе предыдущего изложения сущности производственного, коммерческого, финансового предпринимательства пришлось неоднократно упоминать о бизнес-плане. И это не случайно в силу того, что составление бизнес-планов характерно для всех форм и видов предпринимательства. Так что в некоторой степени с планированием предпринимательства как составной частью совершения предпринимательских сделок производственного, торгово-коммерческо - го, финансово-кредитного характера мы уже ознакомились. Теперь настал черед специального описания бизнес-планов как определяющих инструментов управления любым предпринимательством.
Из самого определения понятия "план" следует, что бизнес - план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую цель предпринимательских действий. Отсюда следует, что под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли, то есть система планомерно организованных мероприятий, действий, направленных на достижение поставленной цели.
Наличие достаточно очерченной цели позволяет характеризовать бизнес-план как одноцелевой, программный. Формулирование плана в терминах действий еще в большей степени приближает его к целевой комплексной программе, своеобразие которой заключено в специфике целей, масштабов и способов действий. Все это вместе взятое дает основание рассматривать бизнес-план с позиций программно-целевого планирования как систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на успешное достижение цели получения максимально возможной прибыли путем осуществления предпринимательской сделки.
Конечно, такое определение бизнес-плана выглядит несколько расширенным, поэтому следует отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане центральное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха, тогда как научно-технические, технологические, социальные стороны представлены в нем менее выпуклым образом.
Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в то же время такому плану свойственно наличие определенных разделов. В дальнейшем изложении внимание будет сконцентрировано не на бизнес-плане вообще, а на плане предпринимательской сделки, что накладывает свой отпечаток на структуру и содержание составных частей. Предпринимательский бизнес-план содержит в общем случае следующие разделы:
1. Цели и задачи предпринимательской сделки.
2. Обобщенное резюме. Основные параметры и показатели плана.
3. Характеристики продукции, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План действий и организационные меры.
6. Потребные ресурсы и источники их получение
7. Эффективность предпринимательской сделки.
Охарактеризуем в общих чертах содержимое перечисленных
Разделов бизнес-плана.
Главная цель предпринимательского бизнеса - получение прибыли. Соответственно, планируя намечаемую сделку, следует прежде всего разобраться хотя бы в первом приближении, на какую сумму прибыли можно рассчитывать и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.
При этом, как, впрочем, и вообще в ходе формирования бизнес-плана, важно не упустить из вида фактор времени. Наряду с величиной прибыли цель должна аккумулировать в себе и привязку этой величины к времени ее получения. Так что наряду с общей массой ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных ресурсах и воздействия инфляции, умаляющей значение арифметического прироста денег.
В ходе целеполагания и первичной оценки целесообразности предпринимательского проекта к нему следует выдвигать требование, заключающееся в том, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в сберегательный банк. Иначе есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи,
Достигаемые и решаемые посредством проведения намечаемой предпринимательской сделки.
Среди них в первую очередь подчеркнем социальные цели, связанные с удовлетворением первейших запросов населения, подавлением дефицитности товаров и услуг, оздоровлением экологической обстановки, улучшением психологического климата, разрядкой социальных напряжений, созданием новых духовных, культурных ценностей, развитием научно-технического и творческого потенциала, расширением деловых контактов и международных связей.
С позиций интересов предпринимателя кроме чисто финансового эффекта получения денежной прибыли выдвигаются задачи повышения статуса предпринимателя в результате успешного осуществления проекта, сделки. Вторичную цель предпринимательской сделки, которая по своей значимости может приближаться к первичной или даже опережать ее, правомерно видеть в развитии и укреплении экономического (производственного, коммерческого, финансового, технико-технологического, научного, образовательного, духовного) потенциала предпринимателя, что служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок. Столь же значимо уже сейчас и будет гораздо более важно по мере нарастания конкуренции и борьбы за рынки сбыта и за выгодного покупателя повышение престижа предпринимателя., порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг.
Наряду с указанным предприниматель может преследовать и иные, специальные цели и задачи (развитие контактов, зарубежные поездки, проникновение в элитную среду, вхождение в ассоциации и др.), которые так или иначе учитываются в бизнес-плане. Формулировка целей и задач может находить свое плановое выражение как в количественной, так и в качественной форме в зависимости от их вида. В числе особых задач предпринимательства выделим благотворительность, проявляющуюся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций и фондов, местного, либо государственного бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот, хотя не исключены и души сердечные порывы.
Перейдем к описанию следующего, сводного раздела бизнес - плана (иногда этот раздел в виде краткого резюме объемом в две-четыре страницы текста выносится на первое место, предшествуя изложению собственного плана).
Сводный раздел носит синтетический характер, представляет основные идеи и содержание плана в миниатюре. Так как многие из тех, кому надлежит или кто заинтересован в ознакомлении с бизнес- планом, могут ограничиться внимательным чтением только резюмирующего раздела, то его надо сделать наиболее доступным, четким, лаконичным, убедительным. В искусно составленной-краткой концентрированной концепции бизнес-плана содержится весомое условие привлекательности всего плана.
Резюмирующий сводный раздел, будучи концентрированным макетом, ядром всего плана, аккумулируя в себе определяющие показатели, создается и непрерывно уточняется по мере проработки плана и находит свое завершающее выражение лишь после завершения составления всего бизнес-плана.
Чаще всего в этом разделе, который может фигурировать и в качестве отдельного самостоятельного документа, бывают представлены: генеральная цель проекта (сделки), краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности, пути и способы достижения поставленных целей, сроки осуществления проекта, затраты, связанные с его реализацией, ожидаемая эффективность и результативность, область использования результатов.
Резюме, как наиболее представительная часть бизнес-плана, пронизано стремлением представить предпринимательский проект в самом выгодном свете, чтобы убедить в его целесообразности других, от которых зависит претворение плана в жизнь, а иногда и чтобы убедить себя. Поэтому наряду с такими общими сводными показателями, как объемы производства и реализации, выручка, собственные и заемные затраты, прибыль, рентабельность, в резюме принято отражать специальные показатели качества реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, небольшой срок окупаемости вложений, низкую степень риска, гарантированность получения планируемого результата. Обо всем этом следует писать лапидарно.
Раздел бизнес-плана, содержащий характеристики продукции, товаров, услуг, которые предприниматель намерен реализовать потребителю, требует кропотливой и тщательной проработки при высоком уровне конкретности. Прежде чем пускаться в рискованное предпринимательское плавание, надо иметь четкое представление о-том багаже, с которым вы отправляетесь в путь.
Что же надо знать о своем товаре и какие сведения о нем зафиксировать в бизнес-плане?
Во-первых, должны быть зафиксированы в плане убедительные данные, позволяющие с требуемой полнотой представить предпринимательский продукт. Конечно, лучше всего заранее иметь натуральные образцы, но это не всегда удается. Иногда и сам образец надо создать как предпринимательский товар, в особенности это относится к интеллектуальному продукту, творческим, научно-техническим разработкам. В этих случаях налицо только идея, замысел, а сам продукт появится потом, в процессе реализации бизнес-плана.
Многое зависит от вида предпринимательской деятельности. Так, для производственных сделок, завершающихся изготовлением и продажей материально-вещественного продукта, неплохо иметь и представить в бизнес-плане характеристики опытного образца. Для коммерческого бизнеса наличие реального образца предлагаемого товара крайне желательно В финансовом предпринимательстве наличие образца товара не играет принципиальной роли, но иметь образцы ценных бумаг полезно.
Есть ли реальный образец или нет его. независимо от этого полный образ товара в виде описаний, моделей, фотографий, исчерпывающего перечня свойств и признаков обязан наличествовать в бизнес-плане.
Во-вторых, план призван отвечать на вопрос о круге потребителей предпринимательского товара и потребностей, которые он будет удовлетворять. Отсюда вытекает, что в плане должен быть представлен прогноз платежеспособного спроса на товар, данные о регионах, группах населения, организациях, которые предположительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара с учетом потребностей в нем. Очень желательно располагать данными о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план.
В третьих, план не может пройти мимо оценки, расчета, прогноза цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности, будь то продукция, товар, работы, услуги. В связи с формированием рыночных отношений и высоким уровнем инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов. Становится ясным также, что, говоря о плане, мы имеем дело не с планом в его традиционном для нашей страны представлении, а с планом-прогнозом.
Непосредственным продолжением изучения потребностей и прогнозирования цен служит анализ рынка сбыта. Это один из значимых моментов, подлежащих отражению в разделе бизнес-плана, посвященном оценке рыночной конъюнктуры, предопределяющей объемы продаж товара по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, то есть носят прогностический характер, и с другой стороны, - на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Для кратковременных предпринимательских проектов и сделок изучение спроса позволяет с высокой степенью достоверности установить круг потребителей предпринимательского продукта, на основании чего делается вывод об объемах продаж. В идеальном случае предприниматель получает конкретный заказ, который и служит для него ориентиром требуемого объема товара. Однако для долговременных крупных предпринимательских проектов, рассчитанных на рыночную реализацию без предварительной заявки потребителей или представляющего их органа, дело обстоит намного сложнее. В этом случае для определения того, кто и в каких объемах будет приобретать предпринимательский товар, как будет изменяться спрос, продажа, потребление при составлении бизнес-плана приходится определять на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта, имеющей чисто познавательный, а следовательно, пассивный характер, бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности. Но это уже относится к содержанию других разделов бизнес-плана.
При оценке спроса на предпринимательский продукт, емкости рынка сбыта, определении на этой основе намечаемого объема продаж необходимо учитывать наличие других предпринимателей. Иначе говоря, желательно знать своих конкурентов, их возможности и способности, ценовую политику. Работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
На базе всех предшествующих разработок составители бизнес-плана разрабатывают и включают в план программу действий по реализации плана. Такая программа отвечает на вопрос "что делать?". Она нужна предпринимателю не для убеждения других, не для обоснования целесообразности предпринимательского проекта - этому служат первые разделы программы, а чтобы вооружить себя ясной картиной собственной деятельности, наметить конкретные пути реализации предпринимательской идеи.
Содержание этой части плана сильно зависит от вида предпринимательской деятельности. Способы действий и формы деятельности различны для производственного, коммерческого, финансового предпринимательства, а в рамках каждого из этих видов зависят от того, что представляет собой предпринимательский товар.
Основные операции предпринимательских сделок охарактеризованы в общих чертах выше, при описании видов предпринимательства, более подробное их описание выходит за пределы брошюры. Заметим лишь, что программа предпринимательских действий заведомо включает маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов), осуществление, освоение и поддержание производства (для производственного предпринимательства), закупку, хранение, транспортирование, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству), обслуживание покупателя в процессе продажи и после продажи товара.
Неотъемлемую часть плана действий составляют организационные меры. В организационной части бизнес-плана отражаются и устанавливаются способы управления реализацией бизнес-пла - на, организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей. Организационные меры призваны способствовать упорядочению процесса исполнения бизнес-пла - на. В число организационных могут включаться и меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и
Подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и ряд других. К организационному непосредственно примыкает правовое, юридическое обеспечение, которое также должно занять свое место в бизнес-плане.
Заслуживает выделения в специальный раздел бизнес-плана ресурсное обеспечение предпринимательского проекта. Этот раздел содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для проведения в жизнь предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. В широком смысле слова ресурсное обеспечение охватывает материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия здания, помещения, оборудование, аппаратура, средства транспорта и связи), трудовые ресурсы (работники всех категорий), финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капиталовложения, кредиты, валюта, ценные бумаги), информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Хотя отдельные элементы ресурсного обеспечения так или иначе представлены во всех разделах бизнес-плана, сведение данных о ресурсах в единый раздел позволяет четче и яснее представить, во что обойдется реализация проекта предпринимателю и в натуральном, и в денежном исчислении. Немаловажно отметить, что потребности в ресурсах и связанные с ними затраты, расходы должны включать как прямые, непосредственно идущие на создание предпринимательского продукта (товара, работы, услуги), так и косвенные, сопряженные; побочные. Последние неизбежно сопровождают прямые затраты и по величине могут превышать их.
Целесообразно выделить в специальный раздел бизнес-плана сводную характеристику эффективности предпринимательского проекта. В этом разделе в первую очередь следует представить и обосновать такие сводные показатели эффективности, как прибыль и рентабельность проекта. Кроме того, надо уделить внимание социальной и научно-технической эффективности, имея в виду удовлетворение социальных потребностей и получение новых результатов, развивающих науку, технику, технологию.
В этом же разделе следует глубоко проанализировать долговременные последствия реализации предпринимательского проекта, включая и благоприятные и неблагоприятные, а также связанные с ними дополнительные доходы и потери.
Таков в самых общих чертах бизнес-план применительно к предпринимательской деятельности.