Жизненный цикл промышленной продукции
Жизненный цикл промышленной продукции независимо от ее типа и назначения вписывается в довольно четкую последовательность стадий и этапов, приведенную в табл. 2.2. На каждом из указанных в таблице этапов на промышленную продукцию относят затраты на необходимые ресурсы.
Таблица 2.2
|
На первой стадии исследования и проектирования продукции предопределяется 60...80% ее себестоимости, хотя сами затраты при этом составляют чаще всего меньше одной десятой процента общих затрат, т. е. здесь наблюдается наибольшее несоответствие между уровнем собственных затрат и тем влиянием, которое оказывает данная стадия на суммарные затраты последующих стадий жизненного цикла продукции.
На стадиях изготовления и обращения продукции уровень затрат зависит от прогрессивности и сложности разрабатываемых технологических процессов, а также от масштабов, стабильности и серийности выпуска спроектированной продукции. С точки зрения влияния на затраты за весь жизненный цикл продукции этап технологического освоения ее производства занимает одно из ведущих мест. Например, в индивидуальном крупном машиностроительном производстве расходы на техническую подготовку и освоение в 2—4 раза превышают себестоимость изготовления продукции.
В структуре отчетных калькуляций себестоимости установившегося производства продукции, выпускаемой предприятиями электротехнической промышленности (например, объединением УРАЛЭЛЕКТРОТЯЖМАШ), наибольший удельный вес имеют затраты на сырье, покупные изделия и полуфабрикаты (60...80 %), а затраты на топливо и энергию (в том числе и электроэнергию) составляют примерно 2 %.
Следовательно, для электротехнической промышленности освоение новой продукции всегда связано с значительными экономическими трудностями для предприятия, даже при том условии, что прямые расходы по освоению продукции оплачиваются за счет специальных источников финансирования.
Заключительная стадия потребления или эксплуатации и утилизации продукции имеет наибольшую длительность из всех стадий жизненного цикла. Именно на этой стадии изделие начинает давать экономический эффект в результате целевого его использования потребителем. Но следует помнить, что как только происходит износ изделия и появляются неисправности, оно снова становится потребителем ресурсов. Когда затраты, связанные с эксплуатацией изделия, превышают полезную отдачу, наступает момент его утилизации.
Такое представление жизненного цикла полностью соответствует принятому в России стандарту ИСО 9001 — 96, который представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9001 — 94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Стандарт ИСО 9002 — 96 уточняет модели обеспечения качества.
Затраты на стадии потребления или эксплуатации и утилизации продукции зависят от расходования ресурсов, потребляемых при эксплуатации и обслуживании техники, поддержания ее в рабочем состоянии и эффективности системы ремонтов, проводимых за время эксплуатации, а также от ремонтопригодности, ремонтной и эксплуатационной технологий самого изделия. По статьям расходов на заключительной стадии жизненного цикла продукции все ресурсы в процентном отношении к итогу распределяются приблизительно следующим образом: амортизация — 27,4 %; эксплуатация и ремонт — 47,2 %; внутризаводские перемещения — 7,0%; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений — 10,1 %; прочие расходы — 8,3 %.
Из этого распределения видно, что на самой длительной стадии жизненного цикла продукции наибольшие затраты связаны с эксплуатацией и обслуживанием оборудования. Применительно к видам наиболее массовой продукции машиностроения примерно 70 % всех затрат за ее жизненный цикл приходится на эксплуатацию.
Среди всех видов ресурсов особое место занимают энергетические. При этом потребление электроэнергии растет более быстрыми темпами, чем суммарное потребление всех других топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что наблюдается чуть ли не с самого начала использования электроэнергии в промышленных масштабах. Причем темпы роста потребления электроэнергии должны и в дальнейшем опережать рост общего энергопотребления. Это обусловлено рядом технических причин, основные из которых заключаются в следующем: электроэнергию можно вырабатывать на базе самых различных ТЭР; широкие возможности регулирования электроэнергии обеспечивают эффективность ее использования; использование электроэнергии практически не причиняет ущерба окружающей среде.
Из результатов анализа структуры потребления электроэнергии по отраслям промышленности установлено, что основная доля приходится на электроприводы (например, в химической промышленности — 68 %, черной металлургии — 64,5%, машиностроении и металлообработке — 50,4%). Среди машиностроительных предприятий наибольшее потребление электроэнергии характерно для автомобиле - и приборостроения (соответственно 54,8 % и 52,8%).
Высокое электропотребление, значительные потери электроэнергии в промышленности и неудовлетворительный характер энергоснабжения вызвали необходимость принятия федерального закона об энергосбережении.