ДЕЛОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В примерах И образцах
Инструкция о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в Министерстве финансов Российской Федерации
/. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, утвержденной Комитетом по делам архивов при Правительстве РФ 06.07.92, и определяет порядок организации работы и ведения делопроизводства по письмам, предложениям, заявлениям и жалобам граждан в центральном аппарате Министерства финансов РФ.
1.2. Делопроизводство по письмам ведется отдельно от общего делопроизводства, в Административно - контрольном управлении — Сектором писем граждан, в структурных подразделениях министерства — работниками, ответственными за ведение делопроизводства.
1.3. Персональную ответственность за состояние работы по рассмотрению писем граждан и ведение делопроизводства по письмам несут руководители управлений (отделов). Административно-контрольное управление осуществляет контроль за своевременностью рассмотрения писем и ведением делопроизводства в структурных подразделениях центрального аппарата, разрабатывает совместно с управлениями (отделами) министерства необходимые предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы.
1.4. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в министерство, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководством министерства, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
1.5. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководством министерства, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
1.6. Жалобы на неправильные действия или распоряжения финансовых органов рассматриваются не позднее 5 дней со дня поступления в министерство.
1.7. Анонимные обращения граждан рассмотрению не подлежат и направляются в управления (отделы) для сведения.
Анонимными считаются письменные обращения граждан без указания фамилии, имени, отчества, заявителя и не содержащие данных о месте жительства, работы или учебы (выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.02.88 № 8422-XI).
1.8. Письма граждан Министерство финансов РФ рассматривает в соответствии с законодательством РФ в пределах своей компетенции. Ответы на письма граждан, направляемые в Верховный Совет РФ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, подписываются руководством министерства.
1.9. Письма граждан, не относящиеся к компетенции министерства, пересылаются Административно-контрольным управлением или управлениями (отделами) безотлагательно, не позднее 15 дней в соответствующие органы для решения поставленных вопросов, о чем сообщается заявителю.
1.10. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
1.11. Руководители управлений (отделов) , а в необходимых случаях — руководство министерства, сообщают гражданам и соответствующим органам о решениях, принятых по письмам граждан, а п случае отрицательного ответа указывают мотивы и по просьбам граждан разъясняется порядок обжалования. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. Решение о письменной или устной форме ответа принимает руководитель управления или его заместители по докладу исполнителя. В случае устного ответа делается соответствующая запись на письме и в регистраци - онно-контрольной карточке.
1.12. Руководители управлений (отделов) органи - зуют при необходимости проверки отдельных жалоб с выездом на места, обобщение и анализ писем граждан (отдельно — коллективных и повторных), принимают меры к устранению причин, порождающих жалобы.
По результатам работы за квартал подготавливают аналитические справки о ходе рассмотрения обращений граждан, представляемые к 15 числу месяца, следующего за окончанием квартала, в Административно-контрольное управление для подготовки доклада руководству министерства по прилагаемой схеме (Приложение 2).
1.13. Для приема граждан в министерстве организована приемная, порядок работы которой установлен положением, утвержденным руководством Министерства финансов РФ.
2. Порядок учета и регистрации писем граждан
Все поступающие в министерство письма граждан принимаются экспедицией и доставляются в Сектор писем, где они вскрываются и регистрируются на регистрационно-контрольных карточках (приложение 1), составляемых в 5 экземплярах. Регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего предложения, заявления, жалобы (например, Д-401). Четыре экземпляра регистрационно- контрольной карточки Сектором писем направляются в структурное подразделение (первый экземпляр с подписью должностного лица, получившего корреспонденцию, возвращается в Сектор писем, а три других используются для контроля и справочной работы).
Предложения, заявления и жалобы от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные разным адресатам, учитываются под регистрационным индексом первого предложения, заявления, жалобы с добавлением порядкового номера (например, К-25/1, К-25/2 и т. д.).
2.2. Конверты к письмам сохраняются в управлениях (отделах) в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или по штемпелю подтвердить время отправления, получения письма, а также в других необходимых случаях.
2.3. На письмах проставляется регистрационный штамп, фиксирующий дату поступления документа. Штамп проставляется, как правило, в правом нижнем углу лицевой стороны документа, в нем указывается предварительный срок исполнения. При рассмотрении писем в управлениях и отделах по существу поставленных вопросов дата исполнения устанавливается в пределах сроков, предусмотренных Типовой инструкцией по делопроизводству.
При поступлении писем, где указано о приложении документов, денежных знаков, облигаций или других материалов, которые фактически полностью или частично отсутствуют, Сектором писем проставляется штамп "Получено без приложения" или делается отметка об их частичном отсутствии, или составляется акт.
2.4. Повторным предложениям, заявлениям и жалобам граждан при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс и в соответствующей графе регистрационно-контрольной карточки указывается регистрационный индекс первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу на регист - рационно-контрольной карточке делается отметка "Повторно".
2.5. По коллективным письмам в левом верхнем углу на регистрационно-контрольной карточке делается отметка "Коллективное".
Письма граждан, адресованные министру финансов РФ, заместителям министра финансов РФ, передаются Административно-контрольным управлением в секретариат министра и заместителей министра для доклада руководству министерства, по указанию руководства министерства письма направляются на исполнение в управления (отделы).
В таком же порядке решается вопрос о коллективных письмах, а также письмах граждан, если их поступает значительное количество по одному и тому же вопросу. Если полученные письма граждан по своему содержанию не требуют специального рассмотрения руководства министерства, они направляются Сектором писем на исполнение непосредственно в управления (отделы).
2.7. Полученные управлениями (отделами) письма передаются согласно указаниям руководства управлений (отделов) исполнителям, при этом контрольные и справочные карточки остаются у инспектора для контроля.
При поступлении повторного письма работник, ве - делопроизводство, обязан передать его на рассмотрение руководству управления (отдела) вместе с предыдущими обращениями.
3.1. Контроль за своевременным разрешением писем граждан в министерстве осуществляет Сектор писем, в управлениях (отделах) — работники, на которых возложено ведение делопроизводства.
3.2. Контроль осуществляется путем оперативного выяснения хода исполнения писем, напоминаний о подготовке ответов, истребования от исполнителей объяснений причин задержки ответов с последующим докладом соответственно руководству министерства, управлений (отделов). Сектором писем организуются проверки постановки работы с письмами в управлениях (отделах).
3.3. Письма граждан, поступающие в министерство из Верховного Совета РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, о результатах рассмотрения которых необходимо сообщить в эти органы, берутся Сектором писем граждан Административно-контрольного управления на особый контроль. В этих случаях на всех экземплярах регистрационно-конт - рольных карточек проставляется знак контроля — "К".
3.4. Письма граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после вынесения решения и принятия мер по разрешению предложений, заявлений и жалоб.
Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены поставленные в них вопросы и по ним приняты необходимые меры и даны ответы, соответствующие действующему законодательству и другим нормативным актам.
Об исполнении писем управлениями (отделами) проставляется отметка в рсгистрационно контрольных карточках, одна из которых в день отправки письма возвращается в Сектор писем.
3.5. Для контрольно-справочной и аналитической работы Сектором писем и управлениями (отделами) ведутся контрольная (по срокам исполнения) и алфавитная картотеки.
3.6. Решение о прекращении переписки с заявителем принимает руководство министерства на основании докладной записки, подготовленной исполнителем, и о принятом решении сообщается заявителю.
4. Формирование и хранение дел
Письма граждан после их разрешения со всеми относящимися к ним материалами возвращаются исполнителем работнику, ведущему делопроизводство, для централизованного формирования дел. Формирование дел у исполнителей запрещается.
4.2. На каждом письме после его исполнения делается запись "В дело" и проставляется личная подпись исполнителя.
4.3. Письма граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их разрешением, формируются в самостоятельные дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел управлений и отделов министерства.
4.4. Документы в делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое письмо и все документы по его рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного письма или дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов.
4.5. При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные письма граждан, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
4.6. Министерство финансов РФ осуществляет хранение и использование в справочных и других целях писем граждан. Ответственность за сохранность писем и документов к ним до сдачи в Центральный архив Министерства финансов РФ возлагается на руководство управлений (отделов) и работников, работающих с данной категорией документов.
4.7. Сроки хранения писем граждан и документов к ним определяются Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности комитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утвержденным Главным архивным Управлением при Совете Министров СССР в 1989 г.
4.8. В отдельных случаях Центральной экспертной комиссией министерства может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении отдельных писем и наиболее ценных предложений граждан. Решения комиссии об этом подлежат обязательному утверждению руководством министерства.
4.9. Дела, подлежащие постоянному и временному хранению, передаются в архив министерства через год после завершения делопроизводства по ним.
4.10. По истечении установленных сроков хранения письма граждан и документы по ним подлежат уничтожению в порядке, установленном Государственной архивной службой России.
Выполнение порядка и правил, предусмотренных настоящей Инструкцией, обязательно для всех работников министерства.
Правила
Подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009, с изм. от 11.12.97, 06.11.98, 11.02.99)
I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются — нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
4. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции РФ может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов.
5. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследовании, если таковые проводились.
6. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов РФ, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
7. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
8. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
9. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
— наименование органа (органов), издавшего акт;
— наименование вида акта и его название;
— дата подписания (утверждения) акта и его номер;
— наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
II. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в т. ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
11. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр норматив-
Правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
— юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
— принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
— присвоение регистрационного номера;
— занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
12. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции РФ в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:
— основания издания нормативного правового акта;
— сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
— сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным. Представленный на государственную регистрацию
Нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего акт на регистрацию.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.
13. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях — до одного месяца.
14. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ.
15. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции РФ издавшему их органу с указанием причин отказа.
В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции РФ.
16. Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или настоящие Правила.
В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или настоящих Правил нарушения должны быть устранены, а акт повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции РФ должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
17. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции РФ в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
18. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
20. В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.